Детские сады в дореволюционной России

топ 100 блогов von_hoffmann31.03.2024
Детские сады в дореволюционной России
Школа и Детский сад на Амурской улице в Иркутске, до революции.


Название "Детский сад", укоренившееся в России в последней трети XIX века, пришло из Германии – от "Киндергартен", основанного в 1837-м (одновременно с демидовскими детскими комнатами) в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии доктором Фребелем – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания.
Ещё раньше, в 1802-м, в Шотландии социалист-утопист Роберт Оуэн открыл первый детский сад, который назывался "Школа для малышей".

Однако, мало кто знает, что ещё 15 мая 1837-го в России при попечении Анатолия Николаевича Демидова при "Доме Трудолюбия" в Коломне по адресу: набережная Мойки, 108, были открыты дневные детские комнаты - первый в России детский сад. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через лето число детей возросло до 112.

Это было сделано по просьбе матерей-работниц, чтобы "бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям".
В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детсада и стали стали дневные детские комнаты при Демидовском доме трудолюбия.

Позже возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста был "Детский сад" под редакцией А.Симонович. Авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.

В 1866-м, Аделаида Семёновна Симонович вместе с мужем открыла своё Сенкт-Петербургское заведение, куда принимала детей от 3 до 8 лет. В программу она включила игры, которые сама придумала, подготовила курс родиноведения. Но и это ей показалось недостаточным. Её целью было распространение идей Фребеля как можно шире. Для этого она начала издавать журнал "Детский сад". Но её организация функционировала немногим больше двух лет.

Детские сады в дореволюционной России
Журнал "Детский сад". 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.


Детские сады в дореволюционной России
Журнал "Детский сад". 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.
Страницы из журнала.


Детские сады в дореволюционной России
Журнал "Детский сад". 1868 год. Редактор-издательница А. Симонович.
Страницы из журнала.


25 октября 1872 лета в "Тульских губернских ведомостях" было опубликовано объявление, приглашавшее детей от 3 до 7 лет с 1 декабря на Большую Дворянскую улицу в собственный дом Смидовичей. Инициатором этой затеи выступила супруга известного в Туле врача Викентия Игнатьевича Смидовича — Елизавета Павловна. Муж отдал своей жене лучшие комнаты: столовую, зал и гостиную, чтобы места хватало и на учёбу, и на игры. В семье Смидовичей было своих восемь детей. Самый старший и впоследствии получивший большую известность — Викентий Викентьевий Смидович, публиковавшийся под псевдонимом Вересаев, был прилежным воспитанником маминого детского сада.
"Садовничество" Елизаветы Павловны продолжалось недолго. Через три лета после начала работы её «киндергартен» пришлось закрыть из-за недостатка денежных средств. Оно и понятно: ведь сад содержался на деньги, которые зарабатывал Викентий Игнатьевич, а в нём всё для детей было безплатным, включая обеды…

В 1871-м было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Общество содействовало открытию курсов по подготовке женщин-воспитательниц в семьях и детских садах, а также проведению лекций по дошкольному воспитанию. К 1914-му лету в стране действовало несколько десятков детских садов.

В 1913 — 1917 летах Вице-президентом Петроградского Общества содействия дошкольному воспитанию была известный российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева, занимавшаяся изучением вопросов дидактики и методики начального обучения. С 1913-го она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом, которым после 1917-го она руководила до 1928 лета.

В 1890-е – 1900-е детсады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

В 1892–1893 Женское патриотическое общество открыло безплатные детские сады для детей обоего пола при Литейной и Выборгской Рукодельных школах, где получали профессиональное образование дочери бедных горожан. Позже благотворительные детсады были устроены Александро-Невским обществом трезвости, Обществом пособия бедным женщинам, Обществом попечения о бедных детях "Лепта", некоторыми Городскими попечительствами о бедных. Детский сад на 50 мест имелся при 1-м Городском сиротском доме.

В 1898 Е.П.Калачева устроила на острове Голодай Безплатный народный детский сад, а при нём – "Сельскохозяйственный приют". Позже под её председательством действовало Общество устройства народных детских садов, которое устроило детский сад с безплатной детской столовой на 15-й линии (в 1910 здесь содержалось 49 мальчиков и 37 девочек).

Правила организации «дневного убежища» для детей рабочих фабрики Товарищества
Российско-американской резиновой мануфактуры. 1882 год. ЦГИА СПб. :

Детские сады в дореволюционной России

Детские сады в дореволюционной России


1-ый Всероссийский Съезд по народному образованию в Санкт-Петербурге.

С декабря 1913-го и по январь 1914 лета в Санкт-Петербурге состоялся Первый Всероссийский Съезд по народному образованию, куда съехались учителя со всех глубинок Российской империи, чтобы обсудить текущие проблемы. Обсуждались в том числе организация и проблемы детских садов.

Детские сады в дореволюционной России

Детские сады в дореволюционной России

Детские сады в дореволюционной России

Детские сады в дореволюционной России


Приют-Ясли являлись самым популярным учреждением из тех, что были в ведении городских попечительств, у неимущих классов. Целью создания таких приютов было оказание помощи малолетним детям, остававшимся на весь день без надлежащего присмотра у матерей - фабричных работниц или подёнщиц, с утра до вечера из-за работы отсутствовавших дома. Такие приюты-ясли были открыты с 6-7 часов утра до 7-8 часов вечера ежедневно, кроме праздников. Помимо собственно приюта, дети также получали в них пищу и одежду, дети были под постоянным присмотром дежурных сотрудниц, а иногда и особой смотрительницы.
Кроме того, преследовалась цель хотя бы в течение дня изолировать детей от вредного влияния окружающей их среды, религиозное и нравственное воспитание. В одних городских попечительствах было два отделения: одно для младших детей до шести лет, а другое для детей от шести до девяти (в некоторых даже до 10) лет. В других же попечительствах эти отделения были самостоятельными учреждениями: ясли и дневной приют (детский сад).

Режим дня в яслях попечительства 1-ого участка Хамовнического части, фабричного района выглядел следующим образом: Грудничков туда приносили к шести утра, детей постарше приводили к 8 часам утра. Детей постарше кормили четыре раза в день: завтрак, обед, полдник после дневного сна и ужин. На завтрак была каша, в обед - суп и каша, на ужин опять-таки суп и каша, а в полдник - чай с молоком и белым хлебом. Матери приходили в ясли кормить грудничков два раза в день, кроме того грудных детей в яслях подкармливали молоком и кашею. Матери забирали детей чуть позже 7 часов вечера. С утра детей умывали и переодевали, повторно их переодевали ещё в 7 часов вечера. Детей постарше мыли один раз в неделю, летом - два раза. Детей постарше выгуливали два раза в день на Девичьем поле: утром полтора часа и вечером: с 4 часов до половины седьмого. Опять-таки более старших детей полчаса в день чем-нибудь занимали - учили вязать, шить, рисовать, выучивать короткие молитвы. За детьми осуществлялся медицинский надзор со стороны врача и студента-медика. Заведовала яслями комиссия из сотрудниц.

Детские сады в дореволюционной России


Идея детского сада была востребована, конечно, в основном при заводах, для детей рабочих. При этом часть крестьян относились к детсадам презрительно.

Вопреки мифу, навязываемому нам в лета советской власти, забота о рабочих в империи, соответственно и о их детях, находилась в интересах владельцев заводов, и, если попытаться в целом оценить систему попечения о детях, существовавшую до реформы 1861 г. на нижнетагильских заводах, можно определенно сказать о том, что она оказывала существенную помощь семьям мастеровых и малообеспеченных родителей. Воспитание и начальное образование в приютах дети получали совершенно бесплатно на деньги заводовладельцев. Бесплатным для детей было и питание, и снабжение приютским платьем.

Из статьи Л.А.Дашкевич, кандидата исторических наук, замдиректора Свердловского областного краеведческого музея, г. Екатеринбург:
"Первый приют для детей был создан Анатолием Николаевичем Демидовым при доме трудолюбия. Дом оказывал помощь малоимущим женщинам, желающим каким-то образом заработать себе средства на жизнь. Женщины получали здесь заказы на работу, необходимые инструменты и материалы. Попечитель Демидовского дома И.Д. Чертков очень скоро заметил, что "семейных тружениц" часто отвлекает от работы необходимость заботы о малолетних детях, оставшихся дома без присмотра. Он обратился с просьбой к А.Н. Демидову о создании в Доме трудолюбия дневного убежища для детей. Это убежище и получило название приют, детские комнаты. Впервые они открылись 15 мая 1837 лета. Находилось в них 6 мальчиков и 11 девочек.

Популярность первого в истории России детского сада была настолько велика, что уже через лето после его открытия, в 1838-м, правительство учредило особый Комитет главного попечительства детских приютов. Руководила комитетом императрица Александра Федоровна. Комитет подготовил специальное Положение о работе детских приютов. 27 декабря 1839-го оно было высочайше утверждено. Согласно этому Положению, приюты в России должны были создаваться в основном на средства общественной и частной благотворительности. Государство наблюдало лишь за учебным процессом и нравственным воспитанием детей в них. Комитет обратился к провинциальным властям с призывом помочь бедным детям и их родителям.

Этот призыв нашёл широкий отклик в уральских губерниях. Первым детским приютом на Урале стал Уфимский губернский детский приют, открывшийся 21 апреля 1849 лета. Вторым в этом списке детских учреждений стал Авроринский приют в Нижнем Тагиле. Торжественное открытие нижнетагильского приюта состоялось 31 июля 1849 лета в присутствии заводовладелицы Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной и её супруга Андрея Николаевича Карамзина. Аврора Демидова предписала принимать в приют детей рабочих Нижнетагильского горного округа в возрасте от 1 до 8 лет. В приюте дети должны были находиться в дневное время, пока их родители заняты работой. Здесь они получали полное содержание за счёт заводовладельцев: детей одевали в особое платье, несколько раз в день кормили, давали начальное образование. Ограничений по численности детей в приюте не существовало, принимали там «всех желающих помещать детей».

Авроринский приют стал образцом для создания подобных учреждений в других населённых пунктах демидовского Нижнетагильского округа. В течение 1849-го, помимо Авроринского приюта, подобные учреждения были открыты в селе Воскресенском и в деревне Никольской. Очень быстро эти учреждения завоевали популярность у заводского населения. «Родители отдают детей в приюты с охотою, - писал управляющий нижнетагильскими заводами в 1850-м, - число их изменяется ежедневно, смотря по времени лета, иногда бывает в одном приюте детей до 150 человек в день, средним же числом каждодневно призревается в каждом приюте от 50 до 70 человек». Численность детей в приютах обычно увеличивалась в зимнее время. Летом родители предпочитали оставлять детей дома для помощи на огородах, сбора грибов и ягод. Администрация разрешала принимать в приюты детей не только из тех посёлков, где эти учреждения располагались, но и из окрестных деревень. Некоторых детей доставляли сюда из деревень и посёлков за 3-4 версты. Преодолевать столь длинное расстояние каждый день детям было трудно, поэтому им разрешалось ночевать в приюте и, соответственно, получать дополнительное питание.

В 1850-м управляющий нижнетагильскими заводами Д.В. Белов попытался доказать главному управлению пользу создания в Нижнетагильском округе ещё четырех приютов: при Нижне-Салдинском, Висимо-Уткинском, Висимо-Шайтанском и Черноисточинском заводах. Заводовладельцы ограничились, однако, дополнительным открытием ещё одного приюта в Нижнем Тагиле. 8 октября 1853-го лета, в день посещения нижнетагильских заводов Андреем Николаевичем Карамзиным, здесь начал работу Павловский приют, названный в честь владельца заводов Павла Павловича Демидова. Несмотря на ограничение в Положении о нижнетагильских приютах возраста их воспитанников в границах от одного до восьми лет, принимались туда дети и постарше.

Для руководства нижнетагильскими детскими учреждениями Аврора Демидова пригласила из Невограда смотрительницу, имевшую опыт работы в детских приютах - Агнесу Самойловну Кригнер. Директриса приютов получила весьма неплохое по тем временам жалованье – 52 рубля 50 копеек ассигнациями в месяц (630 рублей в лето). Штат заводских и сельских приютов включал, в зависимости от числа воспитанников, от 3 до 5 человек служащих (надзирательница с помощницей, нянька, стряпка, прачка и дворник). Жалованье служащих составляло от 7 до 17 рублей 50 копеек ассигнациями в месяц. Столь немногочисленная прислуга не имела, конечно, достаточно сил для присмотра за детьми, численность которых в приютах постоянно росла. В 1855-м, после многочисленных просьб попечителя учебных и яхвеугодных заведений нижнетагильских заводов Леона Андреевича Вейера, заводоуправление разрешило увеличивать штат приютских служащих в те месяцы, когда численность детей превышала 100 человек.

Общие расходы на содержание каждого ребёнка в Нижнетагильских приютах составляли 20-30 рублей ассигнациями в лето. На эти деньги дети получали не только одежду и обычную пищу. Судя по ордерам для магазейщиков, в праздники питомцы приютов имели на столе и пряники, и орехи. При Авроринском приюте содержалось две коровы, поэтому у детей всегда было свежее молоко. Руководство приютов следило за состоянием здоровья воспитанников. В 1856-м Л.А. Вейер обратил внимание на то, что в деревенские приюты часто приходили дети, больные чахоткой. Обнаружив это, он запретил дальнейший приём таких детей и попросил заводоуправление еженедельно направлять в деревни лекарского ученика для профилактического осмотра жителей и лечения «этой заразительной болезни». В 1862-м было запрещено принимать в приюты детей без предохранительных прививок оспы. Поддерживались в приютах вполне обоснованные требования чистоты и гигиены. В 1856-м, например, попечитель учебных и Богоугодных заведений Нижнетагильского округа Л.А. Вейер получил строгое назидание от управляющего заводами П.Н. Шиленкова, который обнаружил грязь и неопрятность воспитанников в приюте села Никольского. «Я вошёл в то время, - сообщает П.Н. Шиленков, - когда дети кушали. Чрезвычайно неприятное чувство овладело мною при взгляде на эту толпу грязных мальчиков и девочек, не одетых даже в однообразное приютское платье и шумно суетившихся за столом без всякого приличия или почтительности к посетителю» . После этой проверки смотрительница Никольского приюта была уволена.

Главной целью деятельности своих приютов Демидовы считали нравственное развитие детей, воспитание у них чувства благодарности к своим благодетелям за их отеческое попечение. Обучались дети по специальной программе для приютов, главным предметом в которой был Закон Божий. Помимо этого, они познавали в приютской школе основы грамматики, их учили читать и писать, а также обучали навыкам разных рукоделий, необходимых в домашнем быту.

В 1853-м владелица нижнетагильских заводов Аврора Карловна Демидова-Карамзина решила создать при нижнетагильском приюте специальное закрытое заведение для призрения сирот и незаконнорожденных подкинутых младенцев – сиротский дом. Попечение и полное содержание за счёт заводовладельцев в сиротском доме, согласно его уставу, обезпечивалось не только сиротам и покинутым детям, но и детям неимущих родителей, овдовевших отцов или матерей. По решению администрации или заводовладельцев туда могли поступить также дети родителей «слабого поведения и с порочными наклонностями». Выдача пособия матерям и воспитателям незаконнорожденных младенцев с открытием сиротского дома прекратилась. В 1855-м численность воспитанников сиротского дома составляла 35 человек. Численность же детей, приходящих в приют для дневного присмотра, превышала 100 человек."

Источник: https://www.charmingrussia.ru/2014/03/blog-post.html


Кнопка
или
Детские сады в дореволюционной России

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот и до меня добрались. Я всё ждала-ждала, и дождалась. Я продаю старый хлам на известном сайте. Думаю что так делают многие. Продаю втридорога. Это сделано, во-первых от нищебродов, которые хотят купить хорошую вещь за копейки, с бесплатной доставкой, кешбеком и подарком впридачу. А ...
В большинстве аналитических описаний о взаимоотношениях между Россией и Китаем очень много слухов, домыслов и поверхностности. В зависимости от того, какой базовой точки зрения придерживается тот или иной эксперт Китай предстает в материалах либо наиболее опасным потенциальным врагом Росс ...
Капри никаким образом не входил в мои первоначальные планы. План был незамысловат, проще  не бывает: первая половина дня - на воздухе, под открытым небом, вторая, когда стемнеет, - в музеях. Дожди в мои планы не вписывались вообще, но, видимо, богиня внезапных перемен Темпестас, ...
Предистория. Выродок стреляет по людям. Пока перезаряжает - его обезоруживают и передают полиции. Шесть убитых, тринадцать раненых, десятки свидетелей. История. Выродку назначают "знаменитого адвоката", славящегося умением отмывания чёрных ...
Дважды умывшись кровью  в 20-м веке и ощутив бесперспективность  дальнейших привычных способов "честного отъема денег" у "этих варваров", коллективный Запад сменил ...