Дети синего фламинго: "Я к нему по лунному лучу..."

топ 100 блогов alfare31.07.2021 На самом деле, конечно, ДСФ – это никакой не боевик и не антиутопия. Когда ты слишком взрослый (в плохом смысле этого слова), и вспоминаешь книгу не просто по памяти, а ещё и отстранённо, и с позиции современности – там "радуют глаз" остроумные выпады в сторону Двида, Тахомира, Ящера и всякое такое. Но когда книгу доперечитаешь – вспоминаешь, что всё было не так. Не так всё это было. Не об этом.

А книги Крапивина вообще никогда и никакие не были политическими (и приключенческими). Да и вообще, мне кажется, несмотря ни на что, любил он тогда свою страну* больше любой другой страны в мире**. Любил искренне.

*("у нас большая страна… сколько нашлось бы друзей")

**Разве что ещё вот Куба…


Впрочем, это всё сейчас присказка. А я, читая последнюю треть книги, отчётливо, ясно вспоминал, как это было почти тридцать лет назад. ДСФ я прочитал уже взрослым, ну, как взрослым – студентом. Прочитал и ходил дня два как в тумане. Как, наверное, на карусели голова закружится, на твёрдой земле стоять трудно. Потому что это совершенное безумие, то безумие, которое выше любого рассудочного состояния. Оно не разрушает сознание, а поднимает его куда-то за облака.

Сейчас, конечно, я это состояние испытать не могу. Но вспомнил его ясно.

Вначале про неглавное. Про пафос. В книге, особенно во второй половине, особенно в финале, пафоса – хоть ложкой ешь! Из каждой строчки бьёт, как будто на свет выбегаешь из тёмной комнаты. И эта книга – отличный пример, как пафос может быть хорошим, правильным.

Как? А вот так: текст должен передавать состояние героя и мира. А не пафосные мысли автора. Автора в пафосе ДСФ нет ни капли. Там всё – искрящийся поток света. Полёт героя. Его крик, то отчаяния, то радости. Чистый, как небо. Быстрый, как полёт.

Кроме того, важно, пафос не вложен в описания и мысли. Он распределён в восприятии, рассыпан по всему, что обрушивается на читателя: в картинках, контрастах. Очень быстрый поток, соответствующий напряжению, бегу, полёту. Стремительность везде. Даже в тех эпизодах, где действие как будто притормаживает и нам рассказывают о более-менее пассивных промежутках жизни Женьки – в крепости или когда он болел после возвращения.

Да, если вы откроете и почитаете эти фрагменты, увидите. Ощущение от них такое, словно спринтера ухватили за руки и заставили силой бежать на месте, но он не просто перебирает ногами в неистовой стремительности, он ЗЕМЛЮ ими толкает назад! Такое напряжение, каждое слово взрывается втиснутым в него временем! Женька болеет, выздоравливает, всё как в тумане, но это не туман, это стекло, за которым проносится огромная жизнь. Мне тут вспомнилась, может, не к месту, хорошая книга Владимира Кантора "Победитель крыс". Там мальчишка заболел и в горячечном бреду ему приснилась война с крысами в сумрачно-подземном мире. И больше всего это ощущение запомнилось, бесконечной тягучести, вязкости, когда каждое движение как будто вымучено. И это я не в минус книге, это к тому, что вот перед вами два противоположных взгляда на состояния, внешне как будто сходные. Борису, герою книги Кантора, война с крысами и вправду только снилась, такое отражение борьбы с болезнью и, если глубже, самим собой, преодолением себя. А путешествие на остров Двид – ни разу не сон. Как бы болезнь ни пыталась убедить Женьку в обратном. И отношения с временем, ритмом такие, что малейшая пауза воспринимается как ревущий от напряжения мотор тысячесильный.

Как птица, бьющаяся в руках.

…Так что же меня так ударило тогда, в самый первый раз? Выбило землю из-под ног, ошеломило… Запредельная яркость дружбы. Когда Женька встречается с Юлькой в крепости.

Собственно, о дружбе там не так много слов. Почему, как… В этом Крапивин – ему не нужно на десятках страниц расписывать, почему. Даже в нескольких строчках – не нужно. Мгновенное, ослепительное узнавание, может, сами буквы у него какие-то другие?

А тогда, прочитав эпизод встречи, я, может быть, вспомнил свой сон, приснившийся лет на десять раньше, когда сам я был в возрасте Женьки. Странный сон, потому что я тогда и Крапивина, хотя и немного прочитал (три книжки), но любимым писателем его не считал и не осознавал, насколько всё это сильно. И о друге я тогда так уж особенно не мечтал, хватало моих игр, моей Страны, волшебства. Но вот, случилось так, что во сне была какая-то погоня, какие-то враги, и непонятно откуда взявшийся спутник, и выбор – спасаться или спасать, и отчётливое осознание, что этого незнакомого тебе спутника ты не бросишь никогда. И то же самое ослепительно сияние солнца над песками.

Возможно, Крапивин обращается к нам вот по этому каналу связи. Тайному, скрытому. Который, как ключ, мгновенно отпирает самые главные двери. И дальше ему, рассказчику, нужно только направлять. Лететь впереди.

А если пытаться рассуждать холодно, "научно"… Что там вообще происходит, почему мы так ослеплены этим состояниям? Всё просто: Крапивин угадал состояние сознания, которое обретает идеальный резонанс. Когда ты всем своим существом чувствуешь, что тот, кто рядом, переживает то же самое, что и ты. Не просто на уровне каких-то отдельных деталек, ощущений – а полностью. Я не умею это объяснить, конечно, это не значит, что все мысли совпадают, и что твой спутник их знает. Нет, но на каком-то другом, главном уровне, всё равно: он – это ты, а ты – это он.

И смерть не важна.
Ну, то есть, как не важна… она важна, конечно, недаром в книге несколько раз показано, что главные герои сомневаются, трусят и даже "предают". Физический страх, слабости души – это вещи слишком реальные и серьёзные, и если бы Крапивин отмахнулся от них, умалил бы их значение – то сфальшивил и обесценил бы всё, и тот пафос, о котором я писал вначале, моментально обернулся бы тошнотворно-липкой слащавостью.

На самом деле даже герои ДСФ ещё не настолько сильны, чтобы бороться со страхом в самом высшем разряде: под непрерывным гнетом, в беспросветной тьме. И Крапивин не пытается (в отличие от иных фальшивящих авторов подростковых антиутопий) помещать своих героев в ад вечной ночи. Герои – дети, и они могут бороться на равных с самым сильным врагом пока лишь на подъёме, на пике, в полёте. Вместе с другом. Это, кстати, не раз подчёркивается в книге, например, всё тот же отрезок пути, когда Женька находится в сомнениях о своих силах и о том даже, не приснилось ли ему вообще всё – и тут уже на помощь приходит Толик. В момент, когда важнее всего – доверие.

Что ещё? Пару слов о Легенде о Правителе острова. Небольшой, но важный штрих. О том, как становятся подлецами, предают друзей… Правитель, впервые использовавший Ящера, в детстве был таким же вот другом. Подробно нам об этом не рассказано, но основания для этого утверждения есть. Да и вообще… так ведь оно и бывает… иногда… наверно. В этом, кстати, сила образа Правителя. Я много раз писал на эту тему, что образ злодея должен быть создан именно так. Зло не берётся из ниоткуда. Ну, как… бывают, наверное, психопаты, которым просто так хочется причинять боль и страдание. Но это другое, это даже не очень интересно, потому что… может, потому что я сам не из таких, и чужая боль и страдания сами по себе мне противны. Однако это же не значит, что я не смогу их причинить. Я могу представить ситуации, когда мог бы. И даже испытал бы удовольствие. Если бы это были настоящие враги.

А враги – они же у нормального человека не появляются просто так, ниоткуда. Они приходят сами или ты их создаёшь из… А можешь и сам стать врагом всех людей. И я вот об этом. О том, как получается, что из хорошего человека, из друга – кто-то может превратиться во врага и предателя.

Легенда о Правителе сильна тем, что предал друга – друг. Такой же вот когдатошний мальчик, как Женька, как Юлька, как Толик. Пока они были мальчишками – наверное, и они, Правитель и Учёный, могли сделать друг для друга многое, и отдать друг за друга жизнь. А потом выросли. Учёный выстоял, а Правитель – нет. Хотя Правитель даже в самом конце считал Учёного другом. И не казнил бы его… наверно… ни при каком развитии событий. Посчитал бы, в крайнем случае, что спасает его жизнь дружбу заточением, да и то потом постарался бы как-то "откупиться". И это – живой образ. Злодеи, которые не любят (в меру своих понятий) ничего и никого, наверное, бывают, но это психопатология, а в книгах нас слишком часто пытаются убедить, что злодей – это такой сферический гад в вакууме, которому ненавистен весь мир, и даже не пытаются показать, почему так получилось.

В легенде причиной предательства стала власть. В событиях настоящего времени причиной предательства стал страх. И есть в этой книге ещё один принципиально важный момент. Там показано отличие генезиса и последствий. Потому что Юлька в итоге не стал предателем. А Правитель – стал. И есть большое искушение сказать, что причина такой разницы в том, что это были разные люди. Однако всё несколько сложнее.

На самом деле мы этого не знаем. Знаем мы другое: Юльке многое помогло. Предательство из страха – это колотая рана. Предательство от власти – это яд. Медленный и коварный. Впрочем, страх тоже может быть ядом. Как и рана может медленно убивать организм. Разница в том, как это происходит. Юльке был нанесён удар, мгновенный и страшный. Важно то, что мгновенный и страшный удар часто легче пережить и залечить. Особенно, если потом у тебя есть возможность искупить вину. У Юльки таких возможностей было более чем достаточно. А представьте, если бы такой возможности не было? Если бы его взяли в плен и он бы выжил, и потом медленно, годами уничтожал себя мыслями о своём поступке… А если страх, но другой, медленный, но всеохватный. Когда ты живёшь в страхе постоянном, и сперва не делаешь ему уступок, но потом постепенно слабеешь… а вокруг нет того, кто схватит тебя за шкирку и вытащит на свет.

Так же и власть. Начинается с желания сделать благо. Потом – осознание, что ты знаешь, как лучше, что ты, именно ты, только ты – сумеешь, а другие… можно ли им доверить такое? Во что вложено столько сил, тебя самого, твоих друзей, мыслей, даже самой настоящей любви… И потом – страх: испортят, нарушат, уничтожат. И постепенная уверенность, что вот эта связка созданного тобою равновесия порядка – самое главное в мире. А те, кто смеет на неё покушаться… А окружающие тебя, специально отобранные люди, правильные люди, правда, за ними тоже нужен глаз да глаз… они, эти люди, создаваемую картину упрочняют и берегут.

Я повторюсь, Крапивин как бы обходит стороной один сложный вопрос: насколько "навечна" вот эта верность, крепкость, дружба, которую обретают герои его книги. Навсегда ли Женьки, Толик и Юлька получили иммунитет от слабости, предательства? С одной стороны, на это есть надежда, некоторой гарантией становится их путь. Их дружба отличается от обычной тем, что у этих ребят есть кое-что особенное, их общий Путь, их испытания, их Остров. Это, конечно, не полная и вечная гарантия, но дополнительный источник, маяк, опора. Многие другие книги Крапивина показывают принципиальную значимость Острова на пути взросления. То есть, мало просто встретить Друга – нужно ещё обрести с ним общий Остров. Тогда – надежда.

В заключение я хочу сказать ещё… Стихи Юльки тогда, в далёком 1991, наверное, году стали для меня самыми яркими, самими оглушительными стихами Крапивина.

"Я не сплю...
Лежу, и не сплю
(Только вы не говорите маме)...
Звёзды, словно замерший салют,
Гроздьями повисли над домами.

Только я на звёзды не смотрю,
Я от нетерпения горю,
Жду,
когда от краешка окна
Круглая покажется Луна.

На Луне так много лунных сказок,
Там,
над золотистою водой,
Лунные дрожат дубы и вязы,
И сидит волшебник с бородой.

Я к нему
по лунному лучу
Пробегу сквозь голубую даль,
От него в подарок получу
Золотую лунную медаль.

Я её повешу на стене,
И она
ночами
со стены
Будет молча улыбаться мне,
Как сестрёнка
той
большой Луны"

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Со времени моего первого поста прошло некоторе время, и у меня возник вопрос: почему собсна вирпилов не все любят? Лично для меня развитие игрока в тундре заканчивается на РБ, однако это не мешает мне иногда полетать и пофаниться в Ракадке. Тогда почему же вопросы о СБ вызвали небольшую ...
По итогам сегодняшнего инцидента на Немиге требуем привлечь к ответу сотруников милиции, чей непрофессионализм спровоцировал массовые беспорядки среди граждан, повлекшие многочисленные нарушения закона. Два милиционера не смогли справиться ...
Так уж получилось, что мне довелось видеть изнутри как работают чиновники. И я с самого начала был поражен тем, как сильно развиты в местных чиновничьих кабинетах противоборство и интриги. Есть лишь несколько человек, которые не принимают в этом ...
Фатальные ошибки власти Прочитал в социальной сети Интернета «Гайдпарк» статью Л. Огорелковой «Доктрина управляемых проблем» по материалам В. Вестника «Правда обманутому человечеству» и полностью солидарен с ней. Кроме указанных в ней ...
вот такая у нас романтишная девушка:) не смогла пройти мимо реквизита:) главное событие прошедшей недели - это то, что начались каникулы:))) и не знаю кто больше доволен - Лиза или мы:) все же возить в школу утомительное занятие:) табель принесла ...