Десять тысяч лет наскальной графики на горе Карком -
fotovivo — 25.12.2020Карком, она же Гора Торжеств - настоящий музей под открытым небом: благодаря уникальному местоположению "экспонаты" с тысячелетней историей красуются на виду (мощные зимние ветра сдувают с восьмисотметровой вершины всё, кроме увесистых камней), а в силу отдаленности и труднодоступности "экспозиция" оставалась в целости и сохранности до наших дней.
Петроглиф с греческого - "резьба по камню". Это самый доступный материал в здешний пустыне, где кроме камня почти ничего и нет (кст, Иосиф в оригинале Писания - каменотес, а не плотник, в Назарете не особо найдется из чего плотничать).
Вершина Каркома покрыта россыпью черного кремня, резьба по железо-окисной патине очень выразительна. Древние графики оценили художественные достоинства материала - более сорока тысяч петроглифов найдено на трех километрах плато Шафран. Массовое паломничество к Неопалимой Купине не самым благоприятным образом сказалось на сохранности артефактов, переживших целые эпохи - нескольких тысяч артефактов специалисты по древностям недосчитались за последние годы.
Датировки наскальных рисунков говорят о том, что история наскального искусства насчитывает более десяти тысяч лет.
Специалисты утверждают, что патину нельзя подделать, рисунки подлинные - чем темнее, тем древнее.
Порой на одном валуне соседствует символика различных эпох.
Археологические подробности для интересующихся:
Исследования определяют широкий спектр стилей, от изображений донеолитических охотничьих и собирательных общин до совершенно разных изображений римско-византийского и исламского периодов.
Некоторые стили наскального искусства, найденные на Хар-Каркоме, аналогичны стилям, найденным в центральном Негеве и других областях Синая, другие совершенно отличны. Искусство ранних охотников необычно для Негева и Синая, а в Хар-Каркоме было найдено лишь несколько поверхностей с таким типом гравировки. Встречаются довольно большие по размеру изображения животных.
В период неолита (период РА) самые ранние изображения приручения животных (отмечено присутствие домашнего быка), а также диких животных, на которых продолжалась охота. Кочевые группы скотоводов, по-видимому, перемещались по Негеву и Синаю, вероятно, уже в ранний период.
Некоторые из наиболее важных групп образцов наскального искусства относятся к периоду энеолита. В основном представляют собой сцены охоты с использованием лука и стрел, отражающие образ жизни, который, возможно, продолжался в пустынной местности после начала земледелия на плодородных землях.
В наскальных изображениях периода III опытные охотники в шкурах животных охотятся на горных козлов с помощью луков и стрел, им помогают домашние собаки. В этот же период появились первые культовые сцены, связанные с козлом, изображены люди в иератической позе, поклоняющиеся его изображениям. Периоды IV/A и IV/B иллюстрируют распространение полностью пастушьего образа жизни и относятся к бронзовому веку.
Период IV/A, который, вероятно, относится в основном к раннему бронзовому веку, широко представлен в районе Хар Карком, в то время как период IV/B, который, как считается, относится к позднему бронзовому веку, там практически не существует.
Более поздние группы изображений имеют характер, широко распространенный в Негеве, Синае и на Иорданском плато; обычно это связано с набатейскими и другими семитскими надписями, которые могут быть датированы концом первого тысячелетия до нашей эры и первым веком нашей эры.
В период IV/C верблюд и лошадь впервые появляются в наскальных изображениях, а коза становится доминирующим домашним животным.
Другие сцены представляют собой мифологические эпизоды, некоторые из которых отражают сходство с библейскими историями. На одном стоячем камне изображены рядом друг с другом змея и посох. Посох, изображенный рядом с с рогами, символизирующими силу, превратился в змея, как и в библейских эпизодах: «Господь сказал: 'Что у тебя в руке?' «Посох», - ответил Моисей. Господь сказал: «Бросьте его на землю». Моисей бросил его, и он превратился в змею »(Исход 4: 2-3). Идея о посохе, превращающемся в змею, широко распространена среди жителей пустыни.
Более поздние гравюры связаны с надписями эллинистического, римского, византийского и исламского периодов на греческом, латинском и арабском языках, а также на различных семитских языках, таких как талмудический и сафайтский.
Бледный рисунок - из самой отдаленной древности
Чего-чего, а камня вдоволь. Никакая почва на бесплодной вершине не задерживается.
Кремень выделяется среди меловых пород
Расколотые плиты напоминают разбитые скрижали Моисея
Козел и собака - сюжет для скетча очень популярен среди доисторических блогеров )
Территория "эскспозиции" - 12 кв. километров, придется походить )
Самые ценные из достопримечательностей огородили канатами и размеченные маршруты намеренно пустили в обход - без проводника не так сразу найдешь
Символ "скрижали завета" их так и рисуют на пергаментах более поздней эпохи - в виде расчерченной таблички
Стоячие камни "столбы"тоже не просто так, это символы мест поклонения
Маршрут петляет, пересекая не очень глубокое русло сезонного потока
Петронлифы на бульбусе тоже огорожены -
(бульбус - такое особенное геологическое образование)
Змеи, скорпионы и прочая нативная живность
И бесчисленные козлы с грандиозными, закинутыми за спину рогами - покровители и обереги должны обладать выдающейся силой!
Самые древние - потемневшие дочерна: патина нарастает очень медленно
Таинственные письмена
Местные обитатели встретились в долине на подъезде:
Под спойлером еще множество гравюр с копытными и рогатыми:
Целая планета древностей
Медь придает породам зеленоватый оттенок