Десять полотен о Великой Отечественной Юрия Волкова
foto_history — 28.06.2024Преследование. (Не уйти). 1947
26 июня — день рождения Юрия Васильевича Волкова (1921—1991) — советского художника-баталиста. И он не просто отображал войну на своих картинах, он сам прошёл её дорогами. С фронта писал брату: «Я раньше изображал войну, но никогда её не видел, теперь я знаю, что такое война». Потом — ранение, плен, побег из плена, возвращение в ряды Красной Армии. В её составе — взятие Вены и Будапешта, освобождение Праги.
Выводы для себя художник сделал такие: «Фашизм кроется в самой природе человека: в жестокости, в снобизме, себялюбии, мещанстве, обывательщине, стяжательстве, карьеризме, властолюбии… Это первые ступени на пути к фашизму».
Поединок. 1950-е
И после войны он продолжал жить войной в своём творчестве. Журналист Б. Случанко, побывавший в его студии в 1956 году, писал: «Каждый, кто заходил в мастерскую, невольно мог подумать, что попал в разгромленный немецкий штаб. Навалом лежали шинели, чёрные немецкие мундиры, каски, тускло блестело серебро офицерских погон, угрожающе темнел ствол автомата…».
Расплата. 1956—1957
Художник Валентин Перевозчиков вспоминал, что художник не допускал в своём творчестве того, что ему казалось малейшей фальшью: «У него бывали ситуации, когда он своё «я» не мог сломать, перешагнуть через себя. Однажды я пришёл к нему в мастерскую и увидел там эскиз к картине «Приезд русского посла Абросима Ладыженского в Бахчисарай в 1614 году», которую ему заказал Бахчисарайский историко-археологический музей. Как известно, все послы на коленях подползали к крымскому хану. Он не мог, с одной стороны, пойти против исторической правды, а с другой, показать такое унижение».
В конце концов на эскизе Волков изобразил не свидание посла с ханом, как то требовалось заказчику, а просто торжественное прибытие дипломата в Бахчисарай. Но в итоге замысел холста остался нереализованным.
Херсонесский тупик. 1953
Фрагменты картины «Херсонесский тупик», 1951 год
Подвиг пяти черноморцев. 1948
Последнее масштабное батальное полотно художника «Не забудем», где была показана цена победы в битве под Сталинградом, на Всесоюзной выставке в Москве в Манеже в 1960 провисело всего три дня. Не устроило кого-то слишком натуралистичное изображение погибших, которое придавало произведению... чрезмерный трагизм.
Варианты картины «Не забудем» («Один из многих»). 1958—1959
Офицер. Эскиз к картине «Не забудем». 1948-1950
11-й дзот
Это тоже батальная сценка, но уже немного иной эпохи, что видно, скажем, по будёновке одного из бойцов.
Красные казаки
Невоенных и жанровых картин у Волкова немного, вот одна из них.
На курорт. 1960
Любопытно сопоставить взгляд автора на изображённую им даму со взглядом другого художника, Раисы Зеньковой (1919 г.р.), которая была снайпером Великой Отечественной войны и имеет на своём счету 22 уничтоженных немецко-финских захватчика.
Раиса Зенькова. Трутни. 1949
По-моему, эмоции художниками владели примерно одни и те же, и отношение их к своей «натуре» практически совпадало. Это обличение всё тех же «снобизма, себялюбия, мещанства, обывательщины, стяжательства, карьеризма», которые, согласно выстраданному мнению художника, ведут к фашизму.
Юрий Волков во время работы над полотном «Расплата». 1956
|
</> |