рейтинг блогов

Деструктивное "экономическое мышление с нулевой суммой" - перезревшая тема с

топ 100 блогов alex_rozoff30.11.2023 Определение: игра с нулевой суммой (zero-sum game), она же "антагонистическая игра" — некооперативная игра, в которой сумма выигрышей и проигрышей всех игроков равна нулю.
Деструктивное экономическое мышление с нулевой суммой - перезревшая тема с
Редакция econs.online выложила комментированный перевод американской статьи "Мышление с нулевой суммой: источник политических разногласий"* - давно было пора опубликовать что-то достаточно подробное на эту тему. Выбран не лучший материал (авторы которого путаются в двух соснах - этакий новонормальный прогресс по сравнению с фольклорной ситуацией, предполагавшей, что даже идиоту чтобы заблудиться требуется не менее, чем три сосны). Некоторые компоненты, однако, изложены неплохо и достойны цитирования.

Образ ограниченного блага: Гипотезу восприятия мира как игры с нулевой суммой впервые предложил антрополог Джордж Фостер в середине 1960-х, описав это как «образ ограниченного блага». Хотя Фостер разработал эту гипотезу, изучая экономические убеждения и социальные отношения в сельской Мексике, он привел множество примеров из других частей мира. Современные исследования показывают, что выводы Фостера применимы ко всем странам и что во всем мире мышление с нулевой суммой связано со скептицизмом в отношении важности упорного труда для достижения успеха, более низким доходом, меньшим уровнем образования, меньшей финансовой безопасностью и меньшей удовлетворенностью жизнью. Мышление с нулевой суммой, похоже, преобладало на протяжении всей истории, начиная от европейского меркантилизма в период раннего Нового времени и заканчивая современной торговой и иммиграционной политикой.

[далее цитирую выборочно]
Взгляды человека на экономическую политику могут формироваться на основе «мышления с нулевой суммой» (zero-sum thinking). Оно подразумевает, что выгоды одних неизменно являются потерями других, поскольку строится на предположении, что общественный продукт ограничен, и усилия общества направлены на его перераспределение, а не на создание ценности; и что перераспределение, в свою очередь, определяется конкурирующими общественными интересами. Альтернативное мировоззрение, напротив, концентрируется на том, как экономические отношения создают новую ценность, а не только на перераспределении существующей. То, какой из этих подходов превалирует, может иметь серьезные последствия, поскольку влияет на одобрение людьми определенных мер политики, что, в свою очередь, определяет, как в экономике распределяются ресурсы.
Мы исследовали распространенность мышления с нулевой суммой в США и его влияние на предпочтения мер экономической политики на основе опроса более 20000 американцев.
В представлении о том, богатеют ли богатые за счет остальных, респонденты склоняются к «нулевой» точке зрения (с утверждением согласны и полностью согласны более 40%, не согласны и совершенно не согласны – около 30%, примерно столько же не определились).
...в случае с распределительной политикой, если человек обладает мировоззрением с нулевой суммой, он считает, что одни люди получают богатство и доход за счет других. В результате он может полагать, что правительство должно это исправить при помощи подоходного налога, который нужно направить на общественное благо, к примеру на общественное здравоохранение, выплату пенсий и социальные программы. Если же человек обладает мышлением не с нулевой суммой, то доходы и богатство не воспринимаются им как достигнутые за счет других: богатые становятся богаче, и это прилив, поднимающий все лодки. В таком случае налогообложение и перераспределение богатства будут восприниматься как несправедливая и, возможно, даже неэффективная мера.
...Те, кто не смотрит на мир с позиции нулевой суммы, напротив, не видят оснований предоставлять поддержку группам, находящимся в неблагоприятном положении. Наш опрос показал, что люди, которые воспринимают мир через призму игры с нулевой суммой, одобряют политику, предполагающую перераспределение дохода от богатых к бедным

[пауза в цитировании]

Тут можно наблюдать, как авторы, начав с вполне верного рассуждения, увлеклись идеологией социал-дарвинистского толка и сразу заблудились в упомянутых двух соснах.
Идейное отрицание любых форм социально-экономической помощи характерно для полуграмотных клиповых лавочников (тезисы типа: "не хочу чтобы лузеры даром ели суп за мой счет"). Об этом достаточно подробно рассказывалось тут**.
С другой стороны, экономическое мышление с ненулевой суммой вовсе не отрицает необходимости перераспределения доходов, полученных от спекулятивного бизнеса (т.е. в непродуктивном секторе экономики, питающемся за счет роста издержек обращения).

[снова цитирую выборочно]
Мы также обнаружили, что во всем мире формирование мышления с нулевой суммой зависит от опыта человека в ранние годы его жизни. Если они выпали на период экономического роста, корреляция с мышлением с нулевой суммой негативна во всех 72 странах нашей выборки. Это говорит о том, что наблюдаемые взаимосвязи между мышлением с нулевой суммой, политическими убеждениями и взглядами на меры политики, а также экономическими детерминантами этого мышления действительно могут быть достаточно общими для всех стран.
В небольших доиндустриальных обществах ограниченность ресурсов, таких как земля, скот, власть и социальный статус, означала, что увеличение ресурсов для одной группы неизменно влечет их уменьшение для другой. Там, где рынки недостаточно развиты и технологический прогресс минимален, одни группы часто продвигаются вперед за счет других. Аналогичным образом, в периоды экономической стагнации – когда ресурсов не хватает, – вероятно, будут доминировать перспективы игры с нулевой суммой. И наоборот, периоды экономического роста – когда ресурсов много – могут продвигать мышление с положительной суммой.

[конец цитирования]

Тривиальный итог: экономическое мышление с нулевой суммой преобладает там, где общество ДЕЙСТВИТЕЛЬНО устроено как экономика с нулевой суммой. Точнее даже как экономика с отрицательной суммой - поскольку часть ограниченного блага на каждом шаге уменьшается за счет издержек перераспределения.

...Такие дела...
--------------
*)Мышление с нулевой суммой: источник политических разногласий.
Отношение людей к экономической политике зависит от того, подвержены ли они мышлению с нулевой суммой – убеждению, что выгода для одной стороны означает потери для другой. Это одна из фундаментальных причин разногласий в обществе по важнейшим социально-экономическим вопросам.
22 ноября 2023 Натан Нанн и др.
https://econs.online/articles/opinions/myshlenie-s-nulevoy-summoy-istochnik-politicheskikh-raznoglasiy/
**) 2023-06-21 Как клиповые лавочники мешают своим спасателям: посеешь хуминерализацию - пожнешь похуманизм.
Клиповые лавочники - сплошь фанаты опереточного дикого капитализма, при котором у ворот лавки столпились голодные и босые бездомные соискатели-плебеи, готовые трудиться 9-9-6 за кусок хлеба, башмаки и койку. В реальности так не бывает. Клиповые лавочники просто не в состоянии понять что лишь раздачи велферов и прочая благотворительность - удерживают "плебс" от расширенного толкования дикого капитализма, при котором любой лавочник с его семьей и имуществом становится законной целью экспроприации для ближайшей банды лутеров.
https://alex-rozoff.livejournal.com/686676.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
К вечеру синее может стать зелёным,а красное- белым..я такой весь внезапный и непредсказуемый .. ...
Турция потребовала созыва во вторник совета НАТО, членом которого она является, для обсуждения ситуации в связи со сбитым Сирией турецким разведывательным самолетом, сообщает Reuters, ссылаясь на пресс-секретаря организации. «Турция обратилась с ...
Оттуда же. Тоже отрывок. НОЧНОЙ РАЗГОВОР "Давайте доживём до понедельника", - Сказал мне после дождичка в четверг Товарищ мой. Коснулся дырки в тельнике И по привычке посмотрел наверх. Глаза его, усталые и колкие, Глядели вверх в предчувствии беды. "Давай, дружище, доживём до ...
Услыши, Господи, искренние мои слова, прими во внимание мольбу о благосклонности. Ты видишь мое стремление исполнить Твою волю, потому принимаю от Тебя суд моим поступкам и словам. Ты испытываешь сердце мое, посещаешь меня ночью, допускаешь искушения, чтобы утвердить меня в истине, ...