" Дерьмовый" муж, как переходный объект.

ного объекта, того, без которого она почувствовала бы себя пустой,
испуганной и никчемной"
Джойс МакДугалл " Театр души".
( хочу добавить: не только " бестолковый муж" у созависимого играет роль переходного объекта, но и любой наркотик для зависимого - патологичный переходный объект )
"А что же, спрашивается, делать, когда твой спутник жизни «на¬
стоящее дерьмо»? Белоснежка знала единственный ответ: она была
вправе гневаться праведнейшим гневом, и эта театральная драма
предлагала ей, казалось, неисчерпаемое удовлетворение. Но поче
му? Жестокая и мучительная война, в которую она день за днем втя¬
гивалась под действием внутреннего принуждения, дорого ей обхо¬
дилась. В том, что ее муж вполне под пару ей в этой корриде и, воз¬
можно, провоцирует жену на яростный и святой гнев, я мало сомне¬
валась, но не он был моим пациентом. Я могла исследовать только
покуда неизвестную заинтересованность Белоснежки в этой непре¬
станной супружеской драме. Как это обычно бывает при проблемах
характера, постоянное состояние раздражения и отчаяния у Бело¬
снежки было самым тяжелым для нее и больше съедало времени,
чем любые другие невротические симптомы, хотя они и были, в то
же время, менее доступны для анализа. Все, что мне позволялось
видеть, была моя роль судьи и ее настояния, что ее жалобы основа¬
ны на правдивом изложении фактов. Это были не фантазии: мне пре¬
доставлялись «доказательства».*
Когда подобный сценарий ставят без остановки, сессию за сесси¬
ей, то в терапевтической ситуации, точно так же, как и в повседнев¬
ной жизни, «направляют свет» на то, какой обвиняемый «плохой»,
чтобы показать, что все зло лежит в другом. Это поведение имеет
мало общего с химерой, известной в аналитической литературе как
«сверка с реальностью». Белоснежка использовала своего мужа, что¬
бы доказать мне, и в не меньшей степени себе, какая она доброде¬
тельная, ценная и достойная личность, которой не за что стыдиться и
быть виноватой. Это были главные стороны ее нарциссического об¬
раза самой себя. А я должна была подтвердить, что она достигла того
недостижимо высокого идеала, которого она должна была достичь,
как она считала. Не составит большого труда догадаться, какая неве¬
роятно болезненная задача стояла перед нами в нашем аналитичес¬
ком предприятии. Сможет ли Белоснежка вообще принять, что воп¬
реки реальности фактов, ею приводимых, она сама была соавтором
своего сериала? И что партизанская война, характерная для ее до¬
машней сцены, была главным интересом ее жизни? Ее профессио¬
нальная деятельность (которая свелась к минимуму, и в которой едва
ли использовалась и малая доля ее способностей), ее жизнь матери,
жизнь женщины — все было принесено в жертву этой повторяю¬
щейся театральной пьесе, которая казалась как по мерке сшитой,
этой единственной роли, где она могла найти и сохранять свое чув¬
ство идентичности без страха развалиться на части.
Я постепенно стала понимать, что муж Белоснежки, к которому
она постоянно была так агрессивна, и который всегда отвечал так,
как и ожидалось, был, вопреки видимости, не только существенным,
но и полезным объектом в ее жизни. Как это чувствует героиновый
наркоман, Белоснежка чувствовала, что предмет ее пристрастия
разрушает ее, но она нуждалась в нем и искала с неослабевающей
решимостью. По крайней мере, с точки зрения ее нарциссической
экономии, ее по-настоящему дерьмовый муж играл роль переход¬
ного объекта, того, без которого она почувствовала бы себя пустой,
испуганной и никчемной. Как же было нам понять сюжет и персона¬
жей, составляющих добрую часть психического сценария моей па¬
циентки, когда она сама не осознавала, что ставит свою пьесу на пе¬
реходной сцене внешнего мира? Какими путями могла она прийти к
пониманию, что «настоящее дерьмо», которое играет главную роль
и считается таким вредным, на самом деле нужный и поистине бес¬
ценный объект? Здесь мы сталкиваемся с маленькой Белоснежкой,
в том возрасте, когда дети играют в куклы и отводят им важные
роли в вынесении вовне своих внутренних страхов, желаний и на¬
пряжения. Когда мы видим, как девочка задает своей кукле серьез¬
ную трепку, потому что та плохо учится в школе, отказывается есть
овощи или дерзит матери, нам не приходит в голову спросить: «Ты
что, не любишь свою куколку?». Она любит ее, причем так, словно
это часть ее самой, и кукла требуется ей не только для того, чтобы
она испытала болезненные переживания, которые пришлось испы¬
тать самой девочке, но и чтобы наделить ее всеми нежелательными
чертами, которые девочка не хочет признавать за свои собственные
из страха лишиться любви родителей. Игра уверяет ее, что она бе¬
зупречный ребенок, возможно, идеальный, который старается вы¬
полнить то, что можно интерпретировать как родительское требо¬
вание совершенства.
Чтобы чувствовать себя любимой, она должна была отказаться от
большинства своих инстинктивных желаний и стать чем-то вроде
психической калеки. Таким образом, она совершила просто подвиг,
найдя мужа, способного выразить и претворить в действие все сто¬
роны ее собственных потребностей и желаний, от которых ей при¬
шлось отречься. Чтобы сохранить терпимый нарциссический образ
перед лицом своих внутренних гонителей, Белоснежка проживала
все, что было для нее немыслимо (во всех смыслах слова), через сво¬
его мужа. Он мог быть сексуальным, неуклюжим, грязным, невнима¬
тельным и беспорядочным (а также потакать детям так, как никогда
не потакали в детстве ей), а она должна было только проследить за
тем, чтобы он был за это примерно наказан. Он воплощал все то, в
чем ее обвиняли в детстве, позволяя ей сохранить веру в свою иде¬
альность. Чтобы быть, она должна была быть совершенной."
Джойс Мак Дугалл " Театр души"
|
</> |