
Деревянный ополченец


Ровно 80 лет назад, 15 сентября 1940 года, в разгар "Битвы за Англию" впервые взлетел прототип истребителя Майлз М-20. Он являлся воплощением концепции "оружия последнего шанса" и создавался на тот случай, если немцам удастся разбомбить авиазаводы, производившие истребители "Харрикейн" и "Спитфайр", либо - металлургические комбинаты, снабжавшие британскую авиапромышленность дюралюминием.
Поэтому "Майлз" имел необычную для британского авиастроения цельнодеревянную конструкцию, позволявшую строить такие машины на любых древообрабатывающих предприятиях, вплоть до мебельных фабрик. Кроме того, планировалось, что массовый выпуск М-20 можно будет органзовать в Канаде с ее безграничными лесными ресурсами.
С целью удешевления производства машину предельно упростили. Она имела неубирающееся шасси и довольно бедное приборное оборудование, взятое с учебного самолета Майлз "Мастер". Предполагалось, что часть серийных машин будет выпускаться даже без радиостанций.
Проектирование М-20 началось в июле 1940-го, вскоре после капитуляции Франции, когда стало ясно, что следующей целью Гитлера будет Великобритания. Работы велись круглосуточно, в бешеном темпе. Для их ускорения было решено взять без изменений уже готовую силовую установку с двигателем "Мерлин", предназначенную для тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Авро "Ланкастер".
На относительно небольшом истребителе она выглядела довольно нелепо, особенно - непропорционально огромный кок винта. Зато благодаря этому техническому решению удалось закончить работы в фантастически короткий спок: от первых линий на чертежах до первого полета прототипа прошло всего 65 суток! Этот рекорд никогда и никем не был побит.
Несмотря на общую примитивность конструкции, самолет оснастили перспективным каплевидным беспереплетным фонарем кабины, обеспечившим летчику великолепный обзор, а вооружение в точности соответствовало "Харрикейну" и "Спитфайру" - 8 скорострельных пулеметов винтовочного калибра. Для их размещения внутри деревянного крыла его пришлось делать довольно толстым.
Также внутри крыла размещались большие бензобаки общим объемом 700 литров, позволявшие истребителю патрулировать над охраняемым объектом в течение пяти часов, что по тем временам было выдающимся показателем. Однако другие данные оказались не столь впечатляющими: максимальная скорость - 535 км/ч, скороподъемность - 700 метров в минуту. По этим параметрам М-20 уступал как "Спитфайру", так и "Мессершмитту", но англичане сочли их достаточными для борьбы с немецкими бомбардировщиками.
Однако в итоге самолет оказался невостребованным. К моменту завершения его летных испытаний Германия проиграла "Битву за Британию". Ей так и не удалось разрушить английскую авиапромышленность, которая продолжала бесперебойно снабжать Королевские ВВС достаточным количеством полноценных цельнометаллических истребителей. Поэтому весной 1941 года англичане отказались от деревянного эрзац-перехватчика. М-20 остался в двух опытных экземплярах, один из которых был оснащен оборудованием для действия с палуб авианосцев.

Второй прототип М-20 на испытаниях.


Сборка деревянного крыла и фюзеляжа М-20. В крыле виден отсек вооружения с круглыми отверстиями для пулеметов.

Чертеж М-20. Хорошо видно, насколько толстым было его крыло.

Страница из мануала для авиатехников с инструкцией по обслуживанию и зарядке пулеметов.

Аварийная посадка М-20, который из-за отказа тормозов выкатился за пределы ВПП, пробил деревянный забор и свалился в затопленный овраг. Летчик не пострадал, а машина была восстановлена. Но через несколько месяцев, после закрытия программы, ее отправили на свалку.
|
</> |
