Деревянные солдаты тотальной войны
vikond65 — 06.07.2022Ровно 80 лет назад, 6 июля 1942 года, впервые поднялся в воздух истребитель Як-7ДИ - вариант истребителя Як-7 с металлическими лонжеронами крыла (все остальные элементы каркаса и обшивка делались из дерева), а также - с двумя дополнительными крыльевыми бензобаками. Вряд ли разработчики и испытатели этой машины предполагали, что вскоре она станет самым распространенным советским истребителем Великой Отечественной войны, да и вообще - самым массовым истребителем за всю историю советской и российской авиации.
Як-7ДИ пошел в серию под обозначением Як-9. Он выпускался в
течение трех лет на трех авиазаводах, а общий объем производства
составил 16769 экземпляров. К середние 1944 года истребителей Як-9
(включая модификации Як-9Т, Як-9Д и Як-9ДД) на советско-германском
фронте было больше, чем всех остальных советских истребителей,
вместе взятых!
При этом нельзя сказать, что самолет обладал какими-то особо
выдающимися характеристиками (см. график), а его вооружение было
откровенно слабым - всего одна 20-миллиметровая пушка и один
крупнокалиберный пулемет. Боевая живучесть и эксплуатационная
долговечность конструкции тоже оставляли желать лучшего. Чтобы
нанести "девятке" фатальные повреждения обычно хватало всего
двух-трех попаданий из немецкой авиапушки в любую часть самолета, а
порой - даже одного.
Однако Як-9 оптимально подходил для советских условий производства
и для основной массы советских пилотов с невысоким уровнем летной
подготовки, которые ценили его за легкость и простоту
пилотирования. Ведь это был прямой наследник двухместного учебного
самолета Як-7, переделанного в одноместный. Я не припомню другого
подобного случая в истории мировой авиации, когда столь массовая
боевая машина создавалась бы на базе "летающего тренажера". Однако
для тогдашних советских ВВС это было именно то, что нужно.
Ну а потери воспринималиь как должное и с лихвой компенсировались
непрерывной "штамповкой" самолетов и пилотов для них. К тому же,
абсолютное большинство советских людей об этих потерях просто не
знало, поскольку в сводках Совинформбюро они всегда занижались, а
вражеские - наоборот - завышались.
Впрочем, надо заметить, что, насмотря на массовость "девятки",
никто из пятерки наиболее выдающихся советских асов на ней не
воевал. А из десятки лучших только двое - Арсений Ворожейкин и
Александр Колдунов (шестое и девятое место в вписке) некоторое
время летали на этой машине, но Ворожейкин не одержал на ней ни
одной воздушной победы.
На заставке - Як-9 из авиаполка "Нормандия-Неман".
Як-9 на аэродроме ЛИИ ВВС в Жуковском.
Компоновочная схема Як-9. Хорошо виден силовой набор фюзеляжа,
сваренный из стальных труб и усиленный проволочными расчалками, а
также - деревянный каркас крыла.
Одним из воевавших на Як-9 был мой дед - майор Ф.Н. Черемухин. В
августе 1945 года он совершил на этой машине 12 боевых вылетов на
штурмовку японских укреплений и железнодорожных объектов в
Маньчжурии, но ему ни разу не довелось встретиться на ней в воздухе
с японскими самолетами.
Реконструкция окраски истребителя Як-9М майора Черемухина. Рисунок
С. Вахрушева.
|
</> |