День в истории. Луначарский


Кукрыниксы. «Литературный планетарий». Шарж на А.В. Луначарского. «Литературная газета», 1930
23 ноября — день рождения Анатолия Васильевича Луначарского (1875—1933), революционера, большевика, наркома просвещения РСФСР (1917—1929). По этому случаю — некоторые яркие высказывания Луначарского из его книг и статей.
«Почему нельзя представить себе жизнь человечества как братство, как семью, в которой все – братья и сестры? Да только потому, что существует частная собственность и конкуренция: брошены кости, за которые грызутся люди, и костей недостаточно, — если не будешь грызться, пропадёшь! И в этой борьбе возникают громадные состояния; владеющий ими человек боится упустить их из рук и должен громоздиться вверх, чтобы удержать занятую им позицию. В результате мы видим всеобщую свалку, хищнический мир частной собственности её создает».
«Защита своего наслаждения, защита своего права на жизнь в буржуазном обществе идёт по костям других. Одни рвут у других».

А.В. Луначарский и его жена Наталья Розенель (1900—1962) в Берлине. 1930
«Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо её давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая её к кухне, к детской, расхищая её труд работой до дикости непроизводительной, мелочной, нервирующей, отупляющей, изводящей».
«Такие браки, в которых не делается разницы между мужчиной и женщиной, в которых поровну распределяются обязанности, мы должны признать соответствующими нашему идеалу».
«Искусство — это не только красивые картины и музыка, но и то, что мы делаем в своей жизни. Каждый человек — это художник своей жизни».
«У пролетариата есть мораль. Основа морали вот в чём: всё, что идёт на пользу пролетариату как классу, хорошо, всё, что вредит ему, — дурно (Ленин)».
«Великосветские интеллигентные люди, говорит Чернышевский, страшно любят маленькую ногу и маленькую руку. Между тем что означают эти черты? Вырождение, паразитизм — это то самое явление, которое некоторых вшей превращает в мешки, лишенные всяких органов. Начало атрофии тела — вот что такое аристократическая рука и нога».
«Духовенство подвергалось нападкам именно за свою жизнь, за свой блеск, за своё богатство, за то, что не осталось ни капли аскетизма в церковной жизни. Таково было революционное христианство в XIII веке. Церковь очень умно его учла и сумела отвести его русло в другую сторону. В XIII веке она ответила основанием двух орденов католической церкви — Францисканского и Доминиканского. Франциск Ассизский, один из величайших учителей бедноты, который говорил, что бедность и аскетизм суть единственные заслуги, поладил с папой. Папа дал ему право учреждать монастыри бедных, и эти братья, которые должны были ходить босиком, подпоясанные верёвкой и жить исключительно милостыней, проповедовали преданность папе и внесли разлад в ряды бедноты. Были также люди, которые как будто бы соблюдали полный обет бедности, но тем не менее были агентами папы. Доминиканский орден проповедовал также посты и молитвы, и суровую дисциплину, но и доминиканцы были слугами папы, и им было поручено истреблять еретиков. Так что церковь хотела как бы заслониться этим: вы говорите, что мы все на золоте едим, в каретах ездим, но вот вам — монашки, францисканцы, ведь они живут бедно. То же самое делается в России. Если кто скажет: архиереи — это важные баре, то вам скажут, что вот в таком–то монастыре есть схимник, который стоит на столбе 30 лет и мохом оброс, а пойди к нему, и он скажет запекшимися устами: «Слушайся, чадо, и не мудри».
|
</> |