ДЕНЬ У НАС ТАКОЙ...

О Петре и Февронии, которые, по высочайшему повелению, освящают этот день, чуть позже: мучает меня в связи с ними одна загадка, и в "свои" святые брать их в связи с нею ух как не хочется, да, о них потом, а сейчас скажу для меня куда более важное: сегодня исполнилось (бы - не люблю это "бы", неправильное оно: исполнилось же на самом деле!) 125 лет моей бабушке, Софье Осиповне Каттель, в девичестве - Сквирской. Давайте порадуемся этому вместе, угу? Без бабушки, между прочим, и меня бы не было (тут "бы" уместно :-))) - да и была моя бабушка человеком удивительно интересным. И красивой женщиной. Про интересности я как-нибудь потом расскажу, если не возражаете (привычное молчание принимаю за знак согласия :-)), а какая красивая покажу прямо сейчас.
Вот такая она была молодая, с дедушкой:

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Такая - постарше, с дочками, мамой и Иннулей.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
Такая - уже во второй половине 50-х, с той же Иннулей и ее сыном, моим ужасно неудачным двоюродным братом. Года за четыре до смерти.

Посмотреть на Яндекс.Фотках
О бабушке можно рассказывать много, можно мало, но уж коли юбилей пришелся на Петра и Февронию, скажу, что замуж она вышла за дедушку в 1908 году, по большой взаимной любви, и любовь эта продолжалась до самой его смерти - дедушка ушел молодым, пятидесяти не было, сгорел от рака, - и после: бабушка, моя красивая и весьма кокетливая бабушка, никогда в жизни даже не посмотрела ни на одного мужчину, кроме него. Она была седая с 26 лет - ей сказали, что авария на мельнице, и дедушка погиб. Она рванула туда... и прибежала не с черными, а с белыми волосами... И потом красила - в свой, природный, дедушка так просил, ему было неприятно, что из-за него, вроде как...
Всю жизнь - сколько себя помню - у нас пекли 8 июля пирог с черникой. Сначала сама бабушка или Инна, потом мама, потом я, потом Санька и Юрка. В этом году пирога нет и не будет: Санька в Литве, Юрка при деле, а у меня руки уже давно не могут ничего толком готовить или шить. Бабушкины умения - их-то как раз унаследовала - пропадают втуне. А еще пропадает зря медная дощечка с дверей квартиры, где я родилась, на Новинском. На дощечке изящной вязью выведены дедушкино имя и должность: инженер-мукомол... Не разрешают дети повесить ее на нашей двери - вырвут, говорят, вместе с дверью... Жалко...
Но пора, вроде, к началу вернуться -

Загадка, которая меня всю уже измучила вот какая: почему нам должна служить примером женщина, женившая на себе мужчину обманом? Даже грубее - шантажом. Причем даже и не беззаветно-любимого. Просто - князя, а она была простолюдинка. Какова бы ни была последующая жизнь этих святых угодников Божиих, мне такое начало сильно не нравится.
А в целом их житие такое:
Преподобный Петр был младшим братом княжившего в Муроме Павла. Однажды супруга князя Павла подверглась сильнейшим нападкам со стороны злых духов. Выяснилось, что помочь супругам сможет лишь Петр. Узнав об этом, молодой князь тотчас откликнулся. Он одолел, положившись на заступничество Господа, духов злобы, но сам после этого серьезно (не без Промысла Божия) занемог: его тело покрылось струпьями и язвами, и никто не мог исцелить Петра от тяжелой болезни.
Со смирением перенося мучения, он полностью стал уповать на Бога. И Господь, промышляя о нем, направил Петра в рязанскую землю. Здесь один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония. Она была дочерью древолаза. Бог же наделил ее дарами прозорливости и исцелений. Феврония сказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров».
Князя привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить, обещая за свое исцеление большую награду. Но Феврония сказала: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного. Поскольку Феврония знала о лукавстве и гордости Петра, она и велела ему оставить несмазанным один этот струп как свидетельство греха.
Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь опять приехал к Февронии. Во второй раз он уже сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди», — говорится в их «Житии».
После смерти Павла Муромом стал править Петр. Бояре уважали своего князя, но их надменные жены невзлюбили Февронию: ведь она была простой крестьянкой. Из-за них и бояре пытались возводить всякие наветы на Февронию. И вот однажды они предложили княгине, взяв, что ей угодно, уйти из города. Феврония согласилась, попросив отдать ей любимого супруга Петра. Бояре очень обрадовались ее просьбе, так как каждый втайне метил на княжеское место. Обо всем они сказали Петру. Князь же предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с женой в изгнание.
О мудрости и благонравии Февронии говорит такой случай. Когда супругов изгнали из города, они поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Она сразу разгадала его помысел и мягко укорила, предложив почерпнуть и сравнить на вкус воду с одной и другой стороны лодки. Когда тот заметил, что вода одинакова, Феврония сказала ему: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный очень смутился от ее мудрых слов и глубоко раскаялся в душе. Вечером причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. Петр загрустил, а Феврония утешала его, что Господь не оставит их в беде. Так и произошло. На следующий день еще не успели они проснуться, как приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Там бояре перессорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Святые Петр и Феврония возвратились в свой город и правили долго и людям на радость.
Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и просили Господа, чтобы им умереть в одно время. Похоронить себя они завещали вместе: в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Бог принял их молитву. Они отошли ко Господу каждый в своей келье в один день и час. Люди решили, что не подобает хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Дважды их святые тела оставляли в разных храмах, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе, и всякий верующий обретал по молитвам к ним щедрое исцеление. В настоящее время святые мощи князя Петра и княгини Февронии находятся в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома.
Историю Петра и Февронии я взяла здесь, и, повторяю, несмотря на вполне благополучный финал, не убеждает она меня, что эти люди - совсем уж образец для подражания. А вас? Я-то вполне могу ошибаться.
Нет, не могу не заапдейтить совет из газеты "Правда", процитированный Олей,
![ДЕНЬ У НАС ТАКОЙ... [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
Если вы девушка, которой любимый мужчина не спешит делать предложение, святая благоверная княгиня Феврония — ваша небесная заступница. Прочитайте ее житие — вещей деве было Богом открыто, что молодой князь Петр — ее суженый. Вот только Петр жениться не спешил, хотя ему было сказано, что брак с Февронией — единственное, что может спасти его от неизлечимой болезни. За неверие уже исцеленному Петру было попущено заболеть снова — после отказа взять Февронию в жены его тело вновь покрылось язвами и струпьями. Помолитесь святой благоверной княгине Февронии и повторите ее смелый поступок — предложите нерешительному кавалеру руку и сердце сами. Если в такой день он смалодушничает и откажется, с ним, как в свое время с юным Петром, наверняка случится что-нибудь нехорошее. И будет случаться до тех пор, пока он не уразумеет, что вы — его судьба. Конечно, только в том случае, если вы действительно Богом предназначенная ему невеста.
Ну? Как вам это нравится?)))
|
</> |