День рождения. Яков Скоморовский


Яков Борисович Скоморовский (19 августа 1889, Херсон, Российская империя — 4 июля 1955, Ленинград, СССР) — ленинградский джазовый трубач, бэндлидер, композитор.
Мне тут по случаю его пластинка попалась...

В двадцатые годы имя Скоморовского, трубача симфонического оркестра МАЛЕГОТа (Ленинградского Малого оперного театра), знал сравнительно небольшой круг любителей музыки. Однажды на одном из спектаклей театра побывал Леонид Утесов, замышлявший в ту пору создание своего Теаджаза. Виртуозное мастерство Скоморовского привело Утесова в восторг, и он обратился к Скоморовскому с предложением принять участие в новом эстрадном коллективе.

После долгих сомнений и колебаний («Допустимы ли для серьезного музыканта занятия легким жанром?!») солист симфонического оркестра согласился не только занять вакансию первой трубы Теаджаза, но и разделить с его организатором трудности по формированию нового ансамбля. «Это была большая удача, — рассказал впоследствии Утесов, — потому что у него среди музыкантов были безграничные знакомства, и он помогал мне отыскивать нужных людей».
Вместе с Леонидом Утесовым Яков Скоморовский стал музыкальным руководителем Теаджаза, с успехом дебютировавшего в марте 1929 года. Правда, содружество это продолжалось недолго. Вскоре после премьеры первый трубач джаза возвращается в симфонический оркестр. Высоко оценив возможности нового джазового звучания, Скоморовский не принял некоторые творческие принципы утесовского ансамбля — его эксцентричность, стремление к театрализации, при которой каждый оркестрант должен был быть не только музыкантом, но и актером, и певцом, и танцором.
Однако Скоморовский уже не смог отказаться от эстрады. Некоторое время он совмещает работу в МАЛЕГОТе с выступлениями в Ленинградском мюзик-холле, оркестром которого руководил тогда И. Дунаевский. На сцене Мюзик-холла и эстрадного театра сада отдыха Скоморовский с успехом исполнял «Музыкальные картинки» — переложения для трубы популярных мелодий, а затем организовал собственный оркестр — Концертный джаз-ансамбль.
Дебют нового коллектива состоялся в ресторане гостиницы «Европейская». В те годы в ресторанах
играли многие известные ансамбли: джаз Александра Цфасмана, оркестр Фердинанда Криша и другие. Затем Концертный джаз-ансамбль приглашай в штат Ленинградского радио, а во второй половине 30-х годов он переходит в ведение Ленэстрады.
Программы оркестра носили ярко выраженный танцевальный характер. На первых порах коллектив исполнял танго, фокстроты, квик-степы зарубежных композиторов в талантливых обработка пианиста и композитора Ильи Жака. В 1932 году появляется первая пластинка ансамбля — слофокс «Гавай», затем танцевальные пьесы «Лунный свет» И. Жака, «Концертная румба» Я. Скоморовского, «Прекрасный день» Лоренса (в оригинале «О, Джоэнна!») с виртуозным соло для трубы, кот рое исполнял Я. Скоморовский.
Решающее влияние на формирование репертуара коллектива (получившего с середины 30-х годов название Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского) оказало творческое содружество с Исааком Осиповичем Дунаевским. После выхода на экраны музыкальной комедии «Веселые ребята» оркестр Скоморовского включает в свои программ танцевальные номера из этого фильма: увертюру-фокстрот, танго «На пляже», галоп, вальс. Дунаевский привлекает Скоморовского для озвучивания многих своих фильмов — «Цирк», «Вратарь», «Волга-Волга», «Искатели счастья», «Девушка спешит на свидание» и других. Мелодии из этих кинокартин (причем зачастую еще до выхода их на экран) оркестр записывает на пластинки. В некоторых случаях, как это было, например, при записи Выходного марша из «Цирка» или песни из фильма «Девушка спешит на свидание», за дирижерский пул вставал сам композитор.
Долгоиграющий диск «Джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского» позволяет вновь услышать лучшие танцевальные композиции и песни, исполненные коллективом в 30-е — 40-е год Переписанные с «обычных» пластинок и реставрированные, эти записи демонстрируют высокое мастерство оркестра и его солистов — Клавдии Шульженко, выступавшей с этим ансамблем с 1937-го 1940 год, пианиста Ильи Жака и, прежде всего, руководителя — трубача Якова Скоморовского.

Сторона 1

Блюз
музыка М. Феркельмана
Эстрадный оркестр под управлением Я.В. Скоморовского
Сторона 2

Моя красавица
фокстрот музыка И. Жака
Эстрадный оркестр под управлением Я.В. Скоморовского