День рождения. Вигго Мортенсен
cand_orel — 20.10.2022Вигго Питер Мортенсен-младший (Viggo Peter Mortensen, Jr.; род. 20 октября 1958) — датско-американский актёр, писатель, фотограф и художник. Трёхкратный номинант на премии «Оскар» и BAFTA, а также четырёхкратный номинант на премию «Золотой глобус».
Мортенсен дебютировал в кино с ролью в триллере «Свидетель» (1985), после чего появился в таких фильмах, как «Бегущий индеец» (1991), «Путь Карлито» (1993), «Багровый прилив» (1995), «Дневной свет» (1996), «Портрет леди» (1996), «Солдат Джейн» (1997), «Идеальное убийство» (1998), «Прогулка по Луне» (1999) и «28 дней» (2000).
Мировую известность ему принесла роль Арагорна в кинотрилогии «Властелин колец». В 2005 году Мортенсен получил похвалу от критиков за роль в криминальном триллере Дэвида Кроненберга «Оправданная жестокость». За роль в другом фильме Кроненберга «Порок на экспорт» (2007) Мортенсен был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. В 2016 и 2019 годах он получил вторую и третью номинации на премию «Оскар» за главные роли в фильмах «Капитан Фантастик» и «Зелёная книга».
Мортенсен известен как художник, фотограф, поэт и музыкант. В 2002 году он основал издательскую компанию Perceval Press, которая публикует произведения малоизвестных художников и авторов.
Вспомню по случаю Зеленую книгу...
Этот фильм - "Зеленая книга" - о взаимоотношениях белых и чернокожих в начале 60-х годов, поэтому его надо смотреть два раза. Первый раз смотришь, и тебя раздирает чувство стыда за недавнее (и возможно современное) поведение наших белых "собратьев", а от этого становится внезапно скучно, хочется, чтобы быстрее всё это неправильное закончилось, чтобы прекратилась эта мучительная в моральном плане пытка нездоровостью отношений. По результатам просмотра, тем не менее, формируется все-таки больше позитивное восприятие фильма. А второй раз смотришь, как нормальную умную местами даже комедию, проникнувшись добрыми чувствами к героям фильма.
И так, отзыв по результатам второго просмотра фильма "Зеленая книга".
Фильм нам представляет сразу вначале первого героя фильма - Фрэнка Валлелонга по кличке «Тони Болтун». В исполнении (внимание!) Вигго Мортенсена - такой немолодой итальянец, конечно, немножко мафиози на побегушках, туповатый и упертый вышибала в клубе, весь на распальцовке и "блатных" вертлявых манерах и жестах; вскормленный на пицце и бургерах до немножко свинячьего вида; и никаких манер, то есть вообще никаких. И где-то к середине фильма по каким-то его проявлениям второго порядка начинает доходить, что это любимый и чтимый Арагорн, с одновременным пониманием, что это - артистище, вот это — мастерство перевоплощения.
И вот в одном из эпизодов "работы с общественностью" Тони перестарался с мордобоем и больше, чем нужно, размазал крутого гостя по асфальту. На всякий случай клуб закрыли на ремонт, а персонал отпустили на каникулы; причем понятно, что персонал нуждается в средствах к существованию и каникулы эти - нежеланные.
Есть эпизод, характеризующий Тони Болтуна в его расовой доктрине. В доме выполняли мелкие работы чернокожие ремонтники, так после того, что жена напоила их компотиком , он ни разу не задумываясь отправил стаканы (нормальные, красивые, многоразовые стаканы) в мусорку.
Но время идет, там подработки, мелкие пари, ломбарды - они финансовую ситуацию не спасают...
И подвернулось выгодное предложение свозить одного "доктора", на поверку оказавшимся виртуозом-пианистом, на гастроли в качестве водителя крутой тачки.
Другое дело, что пианист оказался чернокожим, и не просто чернокожим, а человеком с глубоким вкусом и богатыми привычками. Словом - Dr. Donald Shirley (доктор Ширли).
Надо сказать, что классическим пианистом он стал отнюдь не в США, ему как-то повезло, и он это сделал в СССР, где у нас тогда, да и сейчас к чернокожим отношение - вполне...
И вот он с севера страны, где отношение к чернокожим, как в ... СССР, едет на Юг, где еще сегрегация и расовая нетерпимость, по зову сердца, чтобы своим примером как бы противостоять предрассудкам. Так сказать - дело чести.
И берет с собой еще до кучи для трио пару утонченных и толерантных музыкантов.
А Тони Болтуну ничего не остается под напором неблагоприятных обстоятельств поддаться воле судьбы и везти доктора Ширли в гастрольный тур под улюлюканье многочисленной итальянской семьи.
В процессе поездки происходит не только притирка характеров этих двух персонажей, но и какое-то взаимное влияние. Доктор Ширли насаждает хоть какое-то представление о культуре, этике и эстетике Тони Болтуну. А Тони Болтун мало того, что охраняет и защищает "ботана", так делает из него хоть чуточку американского негра.
Так вот, почему "Зеленая книга"?
Эта книга - путеводитель для чернокожих, "если они почему-то решили путешествовать". С указанием гостиниц и прочих заведений, куда имеется им допуск на предубежденном Юге. Да, и бывало, что Тони Болтун останавливался в местах более цивильных, чем доктор Ширли.
При этом в плане концертной деятельности у доктора Ширли неизменный успех и аншлаги.
Лирическое отступление.
Вот тут я в докторе Ширли угадал Mahershala Ali, которого недавно же видел в Alita: Battle Angel в диаметрально противоположной роли — Вектора! А тут он живьем и виртуозно играет на рояле... Артисты, блин!
Конец лирического отступления.
Так вот доктор Ширли непрерывно мается тем, что он уже и не принадлежит среде чернокожих, но и белые его к себе не берут! Да, он хочет добиться признания равноправия, при этом встречая оскорбительное неприятие белой публикой его, как человека. И он хочет непременно этого добиться осознанным и ненавязанным решением самой белой публики.
Собственно, в процессе поездки доктор Ширли находит в Тони Болтуне не только союзника, но и близкую душу. Настолько близкую, что рождество они встречают дома у Тони.
Почему надо посмотреть этот фильм после этого моего рассказа?
Необходимо увидеть тонко сыгранный генезис отношений этих двух героев.
В фильме много шуток и забавных ситуаций, много лирических сцен.
По сюжету присутствует много действующих лиц, так же прекрасно сыгранных, и со своей сюжетной историей.
Очень много прекрасной музыки.
Это просто превосходный фильм, который надо посмотреть два раза. Два раза!