Питер. Эрмитаж бессистемно

топ 100 блогов cand_orel20.10.2022

В прошлый раз чуть по центру города погуляли  (https://cand-orel.livejournal.com/2032983.html) —

Питер. Эрмитаж бессистемно

А я обещался пропущенный в этот день (21 июня 2022 года) поход в Эрмитаж представить небольшим отдельным экскурсом.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Тут я сразу скажу, что у меня, у бескультурного, отношение к данному музею предвзятое. В детстве, когда отец собирался нас, всей семьей, в ~ 1975 году свозить, он штудировал месяца два литературу (интернетов тогда в ходу не было). Привел  семейство в Эрмитаж, а маленький брат на третьем часу созерцания расплакался и покинули мы это заведение.

Питер. Эрмитаж бессистемно

К тому же я как дилетант расцениваю, что для таких как я экскурсантов смысла нет в Зимнем дворце, Эрмитаже собирать широчайшую коллекцию предметов искусства и культуры, там они специалисты для себя работают. Мне бы быт, нравы и настроения тогдашних дореволюционных обитателей данных хором понаблюдать и составить общее впечатление. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Поэтому планов особых не было — пару часов проскакать квадратно-гнездовым методом и — на выход. Может быть следующим разом, как нибудь уже по схеме пойду — отдельные залы меня всё-таки интересуют...

Вот в очереди на запуск стоим, тоже из времени экскурсии вычитается:

Питер. Эрмитаж бессистемно

В начале экспозиции достаточно стандартный, можно сказать — офисный, вестибюль, разве что с соответствующими и приличиствующими  предметами искусства.

Карло Финелли. Три Грации (Танцующие оры). 1824. Мрамор. Размеры: 162 см Приобретена в 1851 г. у Демидова
Карло Финелли. Три Грации (Танцующие оры). 1824. Мрамор. Размеры: 162 см Приобретена в 1851 г. у Демидова

А дальше — к первой цели экскурсии:

Питер. Эрмитаж бессистемно

Иорданская лестница — парадная лестница в северо-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, шедевр архитектуры елизаветинского барочно-рокайльного стиля, созданный архитектором Б. Ф. Растрелли в 1758—1761 годах.

Питер. Эрмитаж бессистемно

По проекту Растрелли 1756 года парадная лестница была включена в анфиладу, парадных залов Четвёртого по счёту Зимнего императорского дворца на берегу р. Невы. К лестнице вела сводчатая галерея первого этажа (позднее названная «Растреллиевской», это то, что я офисом назвал, видимо). В мае 1758 года была выполнена деревянная модель, сохранились чертежи изначальной отделки.

Питер. Эрмитаж бессистемно

В XVIII веке лестницу называли Парадной, затем Посольской. Позднее она получила название Иорданской, в связи с тем, что рядом на льду Невы во время праздника Богоявления (6 января по старому стилю) устраивали прорубь — иордань, и проводили водосвятный молебен в честь Крещения Господня в реке Иордан. Подъезд северного фасада дворца, через который совершался выход императорской семьи, также назвали Иорданским.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Опустошительный пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года полностью уничтожил бесценную отделку парадных интерьеров, в том числе и Парадной лестницы. Император Николай I распорядился, в отличие от проектов пересоздания других интерьеров, «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому, заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Питер. Эрмитаж бессистемно

Иорданская лестница является двусветной. Так называют архитектурные интерьеры зального типа с высотой стен в два этажа и двумя ярусами окон не разделёнными перекрытием. «Вторым светом» именуют верхний ярус стен и окон. Залы «в два света» в истории архитектуры строили в качестве парадных, представительских помещений, которые должны создавать особенно торжественное впечатление. В Зимнем дворце посетители, поднимаясь по ступеням лестницы из нижнего затенённого пространства попадали в огромное раззолоченное помещение, пронизанное светом, исходящим из двух ярусов окон со стороны Невы и отражающимся на противоположной стороне в зеркалах симметрично расположенных ложных окон. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

На верхней площадке лестницы Растрелли устроил небольшую галерею, отделённую от остального пространства сдвоенными колоннами. Главный вход в Невскую анфиладу оформлен пышным порталом с колоннами, поддерживающими лучковый фронтон с картушем и скульптурой. По сторонам портала — ниши со статуями Марса и Аполлона. В 1758 году начались отделочные работы. На втором ярусе стен на пьедесталах были установлены аллегорические статуи, олицетворяющие Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть, Процветание торговли. В сандриках больших окон размещены барельефы: знамёна и воинские трофеи.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Заказ на создание живописного плафона Растрелли послал в Италию Ф. Фонтебассо. Перила и балюстры лестницы, вазоны, а также базы колонн Растрелли планировал сделать из золочёной меди. Стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепные рокайли оставались бы белыми. Однако к 1761 году стены и деревянные колонны облицевали искусственным мрамором, а рокайли позолотили.

Питер. Эрмитаж бессистемно

После пожара для замены десяти сгоревших колонн высотой 7,5 метров вместо предполагавшегося розового тивдийского мрамора использовали блоки серого полированного сердобольского гранита (в том числе восемь взяли со склада строительства Исаакиевского собора). Декоративные детали стен были позолочены, а балюстраду лестницы сделали из белого каррарского мрамора. Это значительно изменило колорит изысканной рокайльной отделки, задуманной Растрелли.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Новые статуи из алебастра выполнили академические скульпторы: Мудрость и Правосудие (работы А. И. Теребенёва), Величие и Изобилие (Н. А. Устинова), Верность и Справедливость (И. И. Леппе), Венера и Меркурий (А. М. Мануйлова). Все фигуры высотой в 2,1 м установлены в январе 1839 года. Однако по требованию императора статую Венеры заменили репликой античной фигуры Музы Эрато с венком в руках (И. Германа).

Питер. Эрмитаж бессистемно

Из-за дороговизны работ многие статуи заменяли готовыми из Летнего сада, Таврического дворца, других дворцов. В центральной нише нижней площадки — мраморная статуя «Правосудие» работы венецианского скульптора XVIII века Альвизе Тальяпьетра.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Новый проект росписи плафона выполнил В. П. Стасов (1838). Для срединной части, взамен сгоревшего, Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 × 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани.

Питер. Эрмитаж бессистемно

В. П. Стасов как архитектор классицизма привнёс новые черты, несвойственные манере Растрелли. Это особенно заметно в деталях и цветовом решении, в частности, профиль тяжёлых серых колонн не соответствует изяществу и живописности растреллиевского стиля. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Тем не менее, А. П. Башуцкий отмечал, что «Стасов как бы в содружестве с Растрелли создал выдающееся произведение». Напротив, А. Н. Бенуа посчитал, что замысел Растрелли «испорчен сухостью и педантизмом» николаевского времени. Компромиссная оценка сводится к тому, что В. П. Стасов «нашёл свою творческую аранжировку барочного декора».

Питер. Эрмитаж бессистемно

С лестницы попадаем в Аванзал — место для ожидания назначенного времени:

Питер. Эрмитаж бессистемно

В центре зала — Малахитовая ротонда, подаренная в свое время Демидовым императору Николаю I и пристроенная в Александро-Невской Лавре Александром II.

В Эрмитаж ротонду переместили уже после революции..

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

И какой вид из окна (ворон посчитать в процессе ожидания):

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

А мы перемещаемся в Большой (Николаевский) зал.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв. м) был создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала, декорированого по проекту Дж. Кваренги в конце 1790-х г.г. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Отделка интерьера выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором - стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора работы Ф. Крюгера, и зал стал носить название Николаевский. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных балов.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Во время войны в 1915 году здесь открыли Военный госпиталь на 1000 мест и в Николаевском зале разместили койки с тяжелоранеными солдатами.

Питер. Эрмитаж бессистемно

Сегодня зал используется для временных выставок.

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

А мы по анфиладе попадаем в Концертный зал...

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Концертный зал, замыкающий Невскую парадную анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В.П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Расположенные попарно вдоль стен колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богинь работы скульптора И. Германа. 

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Серебряная гробница князя Александра Невского, ныне находящаяся в зале, была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1751 г. на Петербургском монетном дворе. В 1922 году гробница, замечательный памятник барокко, была передана в Эрмитаж из Троицкого собора Александро-Невской Лавры.

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Мы перемещаемся далее в Малахитовую гостиную:

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П. Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. 

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики». Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок. 

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию кисти А. Виги. 

Питер. Эрмитаж бессистемно

Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П. Гамбсом по рисункам О. де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной.

В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

Проследуем далее по интерьерам....

Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно
Питер. Эрмитаж бессистемно

Вид в окно:

Питер. Эрмитаж бессистемно

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это сегодня Россия без Путина – не Россия (ну, пока не помер). А раньше-то, когда ни великого геостратега, ни телевизора не было, их место водка занимала. И голову дурила не хуже. Как и другие алкогольные излишества. «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», - говаривал князь ...
Автопортреты Сары Биффен в разном возрасте Сара Биффен (1784-1850) – британская художница, родившаяся без рук и с рудиментарными ногами. Научилась шить, держа иголку во рту, а потом таким же образом – писать и рисовать. С 13 до 24 некий Дьюкс выставлял ее как забавную диковинку на ...
Дорогие женщины! Я вас поздравляю с тем, что вы родились именно женщинами! Но почему же вы за собой не ухаживаете? Следите за собой! Это БЛЯТЬ не дорого - это БЛЯТЬ отмазки! Маски для лица можно сделать почти из любого продукта, который вы найдете в ...
Это теперь официально. Бывший президент США Дональд Дак признан виновным по всем 34 пунктам обвинения в уголовном суде Нью-Йорка. Трамп безусловно подаст аппеляцию и там видно будет если аппеляционные суды оставят приговор в силе, частично или полностью его отменят. Если приговор ...
Руководитель федерального космического агентства «Роскосмос» Владимир Поповкин оказался ранним утром 7 марта в нейрохирургическом отделении госпиталя Бурденко в Москве. Высокопоставленного чиновника привезли для срочной врачебной помощи в ...