День рождения. Лео Фендер
cand_orel — 10.08.2023Лео Фендер (Leo Fender, полное имя Кларенс Леонидас Фендер) — американский изобретатель и основатель компании Fender Electric Instrument Manufacturing Company, ныне известной как Fender Musical Instruments Corporation, позже основавший MusicMan и G&L Musical Products. Гитары, бас-гитары и усилители его конструкции с 1950-х годов широко применяются в популярной музыке.
Когда в 1950 году Лео Фендер и его сотрудники выпустили первую
электрогитару Fender с твердым корпусом, многие, кто ее увидел,
подумали, что он сошел с ума.
Усилители Fender уже начали получать признание, но гитара с твёрдым
корпусом? Что за бред?
Каждый музыкант отлично знал, что гитара должна быть полой. У неё
должен быть воздух внутри. Это было очевидно для всех.
Пустотелость - это как легкие человека, и через отверстия в корпусе
выходил звук. По крайней мере, так это все понимали.
Каждый производитель инструментов точно знал, что для того,
чтобы сделать гитару, требуется мастерство, ещё раз мастерство и
сверх внимание: согнуть дерево для боковинок, вырезать верхнюю и
нижнюю части, тщательно собрать коробку, которая превратит то, что
будут играть гитаристы, в красивый звук.
Ещё с 1930-х Rickenbacker, National, Gibson, Epiphone и другие
выпускали электрогитары. Это были гитары с полым корпусом арчтоп со
звукоснимателями и элементами управления. Но обычно вся электронная
часть очень слабо использовалась исполнителями. Они просто
принимали то, что есть.
В итоге Gibson застолбил определенный стиль электрической части для
гитар с полым корпусом, который стал по определению считаться
лучшим. Gibson ES-175 на тот момент вполне заслуженно воспринимали
как совершенство.
Лео же мыслил нестандартно. Он решил сделать гитару вообще без
коробки: электрогитару с твёрдым корпусом.
Rickenbacker ещё в 1935-м сконструировал электрогитару с твёрдым
корпусом из бакелита - материала, получаемого из
фенолформальдегидной смолы. В 30-х он использовался для
изготовления телефонных аппаратов, велосипедных покрышек и многого
другого. Но гитара оказалась маленькой и неудобной.
В 1940 году Лес Пол собрал три гитары со сквозным грифом с
приклеенными двумя половинками твердого корпуса. А в 1948 году в
Фуллертон, примерно в 15 милях от завода Fender, Пол Бигсби
соорудил похожий инструмент для гитариста Мерла Трэвиса.
В отличие от этих экспериментов, Лео Фендера интересовал
коммерческий успех, и он занялся серийным изготовлением
электрогитар с твердым корпусом, изначально называвшихся Esquire,
затем Broadcaster и, наконец, Telecaster.
Лео начал свою трудовую жизнь в 1930-х годах в качестве
бухгалтера. Он не попал на военную службу во время Второй мировой
войны, поскольку потерял левый глаз после болезни ещё в возрасте
восьми лет, и занимался своим радиомагазином.
В 1945-м Лео вместе со своим другом, гитаристом Доком Кауфманом,
организовал компанию K&F. Они выпускали стил-гитары и гитарные
усилители. Но к 1946 году у него было уже новое предприятие под
названием Fender Manufacturing. Стил-гитары и усилители выходили
теперь с новым логотипом Fender, и завод в Фуллертоне потихоньку
расширялся.
Док ушел, потому что, по его словам, ему надоел целеустремленный
трудоголик Лео.
Фендер на этом этапе своей карьеры прослыл замкнутым, трудолюбивым
человеком, склонным к долгим часам работы. Он чувствовал себя
счастливым, когда был один, продумывая новые идеи, сидя за
чертежной доской или мастеря опытные экземпляры. По его мнению, чем
меньше людей мешало всему этому, тем лучше.
Он был единственным человеком в мире, кто смог придумать всё это и
воплотить в жизнь, хотя, возможно, идея висела в воздухе.
Но он не был музыкантом! Даже на любительском уровне. Лео Фендер
взял несколько уроков игры на фортепиано, немного попробовал
освоить саксофон, и так и не научился играть на гитаре.
Он считал, что сможет сделать свои гитары лучше и дешевле по
себестоимости, чем другие, и это принесет ему прибыль. Однако
несмотря на последующие впечатляющие успехи, в первые годы своего
существования компания Fender оказалась на грани провала.
Что помогло ему преодолеть проблемы в эти трудные
времена?
Он был очень решительным человеком и удачно сумел окружить себя
умными, преданными делу соратниками.
Дон Рэндалл: Партнер Лео в компании Fender,
возглавивший отдел продаж. Возможно, самый главный человек в
развитии успеха Fender.
Джордж Фуллертон: Присоединился к Fender в 1948
году и вскоре коллеги прозвали его «верной рабочей лошадкой
Лео».
Жена Лео: В первые дни Fender нехватка денежных
средств стала нормой. И компания была на грани краха, когда Эстер
Фендер с опозданием получала зарплату от телефонной компании, в
которой она работала.
Боб Перин: В 1957-м взял на себя рекламу Fender,
начав знаменитую серию рекламных роликов «Ты тоже не расстанешься
со своим…».
Форрест Уайт: Вошел в компанию в 1954 году.
Взял на себя управление заводом Fender. Реорганизовал процесс,
создав эффективную производственную базу.
Итак, команда Fender была в сборе: Новые технологии на заводе в
Фуллертоне начали приносить плоды.
Были закуплены специальные станки Хита Робинсона для намотки
звукоснимателей. Несколько камер для покраски. Целая стена
стеллажей для сушки окрашенных корпусов. Штамповочные прессы для
изготовления металлических деталей. Один рабочий привинчивал
пикгарды, бриджи и колки, затем за дело брался другой, и спаивал
всю электронику. И, наконец, новые гитары тестировались через
усилитель Fender.
Интересно, что большая часть электрогитар Fender начала 1950-х
выпускалась только в двух окрасках: блонд для Tele, Esquire и
Precision, и санберст для Strat.
К 1956 году появились гитары, окрашенные по «выбору гитариста», в течение следующего года все эти окраски появились в каталогах Fender, обозначенные как «custom», словечко прижилось, и с тех пор так стали обозначать любые нестандартные инструменты, сделанные не на конвейере. Так появились Fender цвета Dakota Red, Lake Placid Blue, Inca Silver, Surf Green и прочие, но многие не хотели вешать себе на шею столь безвкусные, по их мнению, изделия.
Однако теперь такие гитарки стоят как целое состояние.
В 1960-е Fender вошел в отличной форме. К июлю 1962 года прайс-лист
включал девять электрогитар: Duo-Sonic, Esquire, Esquire Custom,
Jaguar, Jazzmaster, Musicmaster, Stratocaster, Telecaster и
Telecaster Custom, и три баса: Precision Bass, Jazz Bass и VI.
Добавьте 13 усилителей, пять стил- гитар и две
стил-педал-гитары.
Но в 1965 году всех ждал сюрприз. Лео Фендер продал свою компанию,
которая до сих пор носит его имя, монстру звукозаписи CBS.
CBS потихоньку развалили производство, и однажды американский завод
Fender практически перестал существовать. Лейбл сохранился тогда
благодаря двум заводам в Японии: Fender и Squire. В отсутствие
«американского папы» японцы стали выпускать совершенно неожиданные
инструменты, с комплектующими, которые им удавалось приобрести.
На таких гитарах в 80-е поиграли, например, Ричи Блэкмор или Вольф
Хоффманн из ACCEPT, да и не только они. Но это уже другая
история.
Фрагмент фильма "Мир Уэйна" (Wayne's World, 1992)