День блокады
diak_kuraev — 08.09.2023Патриарх Кирилл все про чудеса: «Нечто подобное происходило и в годы Великой Отечественной войны, когда по молитвам Пречистой Богоматери враг не вступил в тогдашний Ленинград, который просто лежал у его ног. Огромная военная машина; откормленные, хорошо обученные войска стоят на Пулковских высотах. Это совсем рядом с Петербургом, где сейчас совсем неподалеку аэропорт. С Пулковских высот Петербург, тогдашний Ленинград, виден как на ладошке. Осталось буквально несколько километров — и город взят. Но знаем, как молились жители града Петрова, как просили они у Господа помощи, как призывали Пресвятую Богородицу пред Ее Петербургским Казанским образом. Молились и просили спасти город, и верим, что произошло чудо спасения Ленинграда. Чудо, потому что никаких военных сил удержать мощный натиск врага, было невозможно. И то, что немцы отказываются от того, чтобы брать Ленинград, есть не что иное как полное отсутствие логики ведения военных действий Но ведь это произошло, и город был спасен»[1].
На самом деле: 21 августа директива Гитлера останавливает наступление на Москву и предписывает поворот танков Гудериана на Украину[2].
А 28 августа командующий группой армий «Север» получил приказ от Гальдера, который определил стратегию нацистского руководства в отношении Ленинграда.
Сущность этого приказа состояла в том, окружить Ленинград возможно малым кольцом для сокращения линии фронта. Второй пункт приказа гласил, что для того, чтобы избежать больших потерь в живой силе, запрещается наступать на город силами пехоты[3].
Именно военная логика советует избегать боев в городских условиях наступающим и, напротив, навязывать их, если ты в обороне (отсюда – тактика городов-крепостей в действиях Вермахта 1944-45 годов).
5 сентября Гальдер отмечает: «Совещание у фюрера. Ленинград. Цель достигнута. Отныне район Ленинграда будет второстепенным театром военных действий»[4].
Упомянутые же бои за Пулковские высоты начались позже — 13 сентября. Это был не штурм Ленинграда, а сжатие кольца вокруг него.
«14 сентября командующий 4-й танковой группой генерал Гёпнер доложил, что дальнейшее продвижение на север зависит от возможности взять Пулково, что при условии перегруппировки трудно будет осуществить до 20 сентября. При этом было упомянуто, что захват Пулкова приведет к большим потерям в 41-м моторизованном корпусе, а его части должны убыть под Москву как можно более боеспособными. Таким образом, немецкое командование не особенно горело желанием тратить ценный ресурс подвижных соединений в деле, исход которого для них уже казался решенным…15 сентября приказом № 3 по Группе армий «Север» был установлен фронт внешнего окружения южнее Ленинграда. Его граница проходила от Невы у Ивановского – через плацдарм на Ижоре – Детское Село – Пулково – шоссе Пулково, Урицк. Часть соединений 4-й ТГР предполагалось использовать для удара на Пушкин. Командующий 4-й ТГР Гепнер заявил, что взять Пулково в данный момент не удастся, но если 41-й МК останется еще на некоторое время, примерно 14 дней, то эта задача может быть выполнена. Однако корпус так долго оставаться под Ленинградом не мог... 16 сентября было решено захватить и Пулковские высоты силами 36-й мд. Однако это наступление было отменено и 36-я мд должна была готовиться к отводу из-под Ленинграда. Немцы, захватив Пушкин, приступили к смене частей 41-го МК пехотой 50-го армейского корпуса. В течение следующих нескольких дней 36-я мд была сменена 269-й пд»[5].
К 19 сентября из состава группы армий «Север» были выведены наиболее боеспособные части, прежде всего 4-я танковая группа генерала Гёпнера и один из воздушных корпусов. Они были усланы на Московское направление для участия в операции «Тайфун» (начало - 30 сентября).
Штурм Пулково немецкие пехотные части вели 23-24 сентября. И – не до конца удачно. Сами высоты так и осталась за Красной Армией. На сами пулковские высоты немцы не взошли. А патриарх просто не знает историю родного города, уверяя, будто немцы «стоят на Пулковских высотах».
Отказ от штурма Ленинграда это как раз признание Гитлером (и прежде всего Гальдером) того, что РККА не была уничтожена даже в разгромном для нее пограничном сражении и что сила оказываемого ею сопротивления такова, что далее уже нельзя наступать «веером» по всем расходящимся направлениям. Для Берлина неожиданностью было и существование армий второго стратегического эшелона[6], и уж тем более способность СССР проводить эффективный набор резервов (Алексей Исаев любит в этой связи напоминать, что Москву отстояли те дивизии, приказ о формировании которых был дан еще в июне-июле).
Обнаружив эти обстоятельства, немцы как раз последовали военной логике блицкрига: сосредоточить все силы на направлении главного удара (в конце августа – Киев; в конце сентября – Москва) и на растрачивать пехоту в штурмах блокированных городов (к этому времени это не только Ленинград, но и Одесса; также с 11 августа прекращаются атаки на Киевские окраины).
Но самое главное: От чего именно «город был спасен»?
Военные потери ленинградцев составили 332 059 убитых солдат (плюс 111 142 пропавших без вести); 16 747 мирных жителя города убито при артобстрелах и бомбардировках; 632 253 погибли от голода. Это данные из документа «Сведения Комиссии Ленинградского Горисполкома по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения». Документ, датированный 25/V 1945 г. и подготовленный для Нюрнбергского процесса не учитывает беженцев из Ленинградской и других областей, а также многочисленные неопознанные тела.
Историки из Петербургского университета сегодня называют другие цифры:
До войны в Ленинграде проживали около 3 миллионов человек. Из общего числа жителей блокадного кольца 100 тысяч ленинградцев были мобилизованы на фронт. До начала блокады были эвакуированы 448,7 тысяч ленинградцев. Следовательно, к началу блокады население Ленинграда насчитывало около 2 миллионов 451 тысячи человек. К последнему месяцу блокады (январь 1944 г.) в Ленинграде оставалось 557 760 человек. Общая численность ленинградцев, эвакуированных в период блокады, составляет около 840,6 тысячи человек. Следовательно, непосредственно в блокированном Ленинграде не умерли около 1 миллиона 398 тысяч человек. Таким образом, на долю погибших непосредственно в Ленинграде приходится около 1 миллиона 53 тысяч человек. В процессе эвакуации умерли 360 тысяч ленинградцев. Таким образом, имеются основания считать, что, в общей сложности, жертвами блокады стали свыше 1 миллиона 413 тысяч человек, что составляет 57,6% ленинградцев на начало голода и 47% по отношению к трехмиллионному населению довоенного Ленинграда[7].
Причем опять же и эти цифры не учитывают а) погибших беженцев-нелениградцев; б) неопознанные тела в) 360 тысяч человек, умерших вне пределов города уже в ходе эвакуации от обстрелов «дороги жизни» и последствий длительной дистрофии).
Это был геноцид. Но для патриарха почти два миллиона смертей, одна из самых страшных трагедий Второй Мировой – это «чудесное спасение» …
Погибла бОльшая часть оказавшихся в блокаде, выжило - меньшинство.
В логике это называют «ошибкой выжившего» (survivorship bias): это ошибка выбора базы данных для анализа, когда учитываются данные только по одной группе объектов (условно называемых «выжившие»), а данные по группе «погибшие» игнорируются.
Впервые об этом сказал Диоген Киник. Некий человек удивлялся обилию даров, принесённых в благодарность за исполнение обетов в святыни Самофракии (на острове Самофракия была пещера, посвященная Гекате, по имени Зеринф. Туда направлялись жаждущие спасти свою жизнь и совершали жертвоприношения Гекате). Диоген заметил: «Их было бы куда больше, если бы их приносили и те, кому не удалось спастись» (Диоген Лаэртский. О жизни философов 6, 59).
Но может быть, это был не Диоген, а Диагор еще в V в. до н. э: «Диагор (тот, кому присвоили прозвище ἄθεος — “Безбожник”) приехал однажды в Самофракию, и там один его друг задал ему вопрос: “Вот ты считаешь, что боги пренебрегают людьми. Но разве ты не обратил внимания, как много [в храме] табличек с изображениями и с надписями, из которых следует, что они были пожертвованы по обету людьми, счастливо избежавшими гибели во время бури на море и благополучно прибывшими в гавань?” “Так-то оно так, — ответил Диагор, — только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила, и они сами погибли в море”. Тот же Диагор в другой раз плыл на корабле, и началась сильная буря. Оробевшие и перепуганные пассажиры стали говорить, что эта беда приключилась с ними не иначе как оттого, что они согласились взять его на корабль. Тогда Диагор, показав им на множество других кораблей, терпящих то же бедствие, спросил, неужели они считают, что и в тех кораблях везут по Диагору. Стало быть, дело обстоит таким образом, что твоя участь, счастливая или несчастливая, нисколько не зависит от того, каков ты и как ты ведешь себя в жизни» (Цицерон. О природе богов, 3.37).
И еще вопрос: по патриарху получается, что источником чудесного спасения стала Казанская икона. Значит, если бы эта икона оказалась в Хатыни, та была бы спасена? А в Пскове или Новгороде были менее «сильные» иконы? Или местные жители были менее молитвенны, чем жители Леннграда?
А вот Париж относительно легко пережил нацистскую оккупацию. Значит ли это, что Богоматерь Парижская сильнее и гуманнее Богоматери Казанской?
Это я просто повторяю доводы св. Амвросия Медиоланского:
В 384 году префект Рима и сенаторы-язычники направили юному царю Валентиниану просьбу разрешить им вернуть алтарь Ники (Победы) в зал заседаний Сената.
Язычник префект Симмах писал вполне в духе имперского
экуменизма:
"Конечно, всё полно божеством, и нет места, где вероломный
находился бы в безопасности, но присутствие божества более всего
внушает страх измены. Этот алтарь скрепляет единство всех, этот
алтарь взывает к вере каждого... Ведь у каждого свой обычай, у
каждого свой обряд; разных хранителей даровал городам божественный
разум. Как при рождении людям даются души, так и народам даруются
судьбоносные гении. В том, каких богов избирает человек,
немаловажными оказываются и соображения пользы. Ведь хотя тайный
замысел сокрыт, откуда лучше узнать божество, как не по памятным
случаям божественного заступничества? Если верование освящено
долгим течением времени, то веру надлежит хранить на протяжении
всех веков, и нам надо следовать за родителями, которые в свою
очередь благополучно последовали за своими предками. Представим,
что сейчас перед вами предстоит сама богиня Рима и обращается к вам
с такими словами: «Наилучшие принцепсы, отцы отечества, уважьте мои
лета, к которым меня привели благочестивые обычаи. Позвольте мне
следовать дедовским обрядам. Эти обряды покорили моим законам мир,
эти святыни не подпустили к моим стенам Ганнибала, к Капитолию –
кельтов... Причина неурожая не скудость почвы: год иссох от
святотатства. Надлежало погибнуть всему, в чем было отказано
благочестию. Разве претерпевали что-либо подобное провинции, когда
служителей веры питал государственный почет?.. Пусть
благоприятствуют вашей милости незримые заступники всех учений, и
особенно те, которые когда-то помогли вашим предкам. Пусть они
защищают вас, а мы будем их почитать".
Св. Амвросий Медиоланский написал для царя опровержение:
"Симмах пишет - «Эти святыни (пишет префект) отогнали от стен
Города Ганнибала, от Капитолия – кельтов». Так заявляя о силе этих
святынь, Симмах выдает их слабость. Выходит, Ганнибал долго
оскорблял римские святыни и сражающихся с ним богов, пока в
победном шествии не достиг стен Города. Почему попали в осаду те,
за кого с оружием сражались их боги?
Что мне говорить о кельтах, которым римские святыни не помешали бы
проникнуть в самое сердце Капитолия, если бы их не выдал испуганным
криком гусь? Ну и защитники у римских храмов! Где же был тогда
Юпитер? Или это он вещал голосом гуся? Однако стоит ли мне
отрицать, что священные обряды воевали в пользу римлян? Но ведь и
Ганнибал почитал тех же богов. Так на чьей же они стороне? Пусть
выбирают: если божества победили у римлян, то у карфагенян они
побеждены; если справили триумф у карфагенян, то никак не помогли
римлянам" (Письмо 73 (18), 6).
"Богиня Рима ничего подобного не требовала! Она обращается к ним
с другими словами: «Побеждают не внутренности животных, но сила
воинов. Иными искусствами покорила я мир. Доблестно воевал Камилл,
который, изрубив захватчиков Тарпейской скалы, вернул Капитолию
отнятые знамена: доблесть повергла тех, с кем не справились
святыни. Сципион Африканский стяжал триумф не среди алтарей
Капитолия, но сражаясь в строю против Ганнибала... Неужели
христианоми был тот император Валериан, который, явив новый и
печальный пример, был взят в плен (персами в 260 г.)? Неужели не
было тогда алтаря победы?"... Какая справедливость в том, чтобы,
гневаясь из-за отказа в пище немногим жрецам, боги отказали в
пропитании всем? .. Победа – не богиня; на самом деле это дар, а не
божественная власть: она дается во владение, но сама не властвует,
приобретается силами легионов, не насилием суеверий... Кто из тех,
кого мы знаем, усерднее совершал жертвоприношения, нежели
карфагенский полководец Гамилькар? На протяжении всего сражения он
приносил жертву, находясь среди сражающихся войск, и когда узнал,
что его войска потерпели поражение, бросился в тот огонь, который
сам разжег, чтобы своим телом загасить это не принесшее никакой
пользы, как он понял, пламя".
(Письмо 73 (18), 7, 30, 37).
[1] Слово 1 сент 2023 http://www.patriarchia.ru/db/text/6055705.html
[2] Гальдер Ф. Военный дневник Т. 3. М., 1971, с. 296.
[3] «На основании указаний высшего руководства приказываю: Окружить Ленинград кольцом как можно ближе к самому городу, чтобы сэкономить наши силы. Требование о капитуляции не выдвигать. Для того чтобы избежать больших потерь в живой силе при решении задачи по максимально быстрому уничтожению города запрещается наступать на город силами пехоты» (Galder F. Verbrechen der Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941–1944. Ausstellungskatalog. Hamburg, 2002. S. S. 310 В русском переводе дневника Гальдера этот текст отсутствует Цит. По: Дюков А. Р. Участие прибалтийских коллаборационистов в блокаде Ленинграда: проблемы правовой квалификации // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2018 № 4 (15), с. 114).
[4] Гальдер Ф. Военный дневник Т. 3. М., 1971, с. 328.
[6] Ф. Гальдер писал в своем дневнике 11 августа: «Общая обстановка все очевиднее и яснее показывает, что колосс-Россия, который сознательно готовился к войне, несмотря на все затруднения, свойственные странам с тоталитарным режимом, был нами недооценен. Это утверждение можно распространить на все хозяйственные и организационные стороны, на средства сообщения и в особенности на чисто военные возможности русских. К началу войны мы имели против себя около 200 дивизий противника. Теперь мы насчитываем уже 360 дивизий противника. Эти дивизии, конечно, не так вооружены и не так укомплектованы, как наши, а их командование в тактическом отношении значительно слабее нашего, но, как бы там ни было, эти дивизии есть. И даже если мы разобьем дюжину таких дивизий, русские сформируют новую дюжину». Гальдер. Военный дневник Т. 3. М 1971, с. 264.
[7] Магаева С. В., Симоненко В. Б. Статистика жертв ленинградской блокады http://old.journal.spbu.ru/2009/08/6.shtml
***
Ну, а на телеканале «Известия» сегодня тоже своя версия истории:
«Не взяв город с ходу, Гитлер запретил принимать перебежчиков, отдал приказ стрелять по мирным жителям, пытающимся выбраться из города на занятую немцами территорию».
Это не так.
31 августа была «Установка Кейтеля, которую он дал в письме на имя главкома, сводится к тому, что мы не в состоянии прокормить население Ленинграда, а поэтому следует его прогнать из города». (Гальдер. Дневник)
29 сентября 1941 г., директива начальника штаба военно-морских сил Германии гласила:
«Ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем. Небольшие неохраняемые проходы, делающие возможным выход населения поодиночке для эвакуации во внутренние районы России, следует только приветствовать» (ГАРФ. Ф. Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 227. Л. 5; Нюрнбергский процесс. Т. 4. С. 511).
Если бы существовал «приказ Гитлера», такие установки немецких генералов были бы невозможны.
Недавно «гуманитарные коридоры» были организованы из блокированного Мариуполя.
Были ли на деле такие коридоры из Ленинграда, сколько мирных людей смогли ими воспользоваться и с каким конечным результатом, я не знаю. Но факт, что «приказа Гитлера» «не выпускать никого» не было.
Также факт — что сплошной линии окопов, полных фрицами, не было:
В начала марта партизаны отправили в Ленинград обоз из 223 санных подвод.
«Линию фронта обоз переходил между деревнями Жемчугово и Каменка через шоссе Старая Русса – Холм. Разведка выяснила, что немецких заграждений и отрядов на пути нет. И хотя в любую минуту могли нагрянуть фашисты, обоз перешел линию фронта благополучно и вышел в расположение частей 8-й гвардейской дивизии имени Панфилова»
А вот приказы советских органов стрелять по пытавшимся выйти из Ленинграда через линию фронта к немцам наверняка существовали
|
</> |