День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

топ 100 блогов periskop04.11.2016 Следующий пункт на моём пути - станция Мысовая. Она находится в одном из самых маленьких городов России по имени Бабушкин. Городок этот на берегу Байкала мизерный, всего 4,5 тыс. населения - и он даже не райцентр. Райцентром там село Кабанск, которое больше подчинённого города по величине - порядка 6 тыс.чел.

Но ценность Мысовой совсем не в этом. Это место интересно тем, что оно было конечным пунктом парома-ледокола "Байкал", который курсировал с вагонами постоянно до постройки Кругобайкальской ж.д. Начальный пункт курсирования парома был в Порт-Байкале, о котором я недавно рассказал. А здесь вагоны выгружались, снова формировались в поезда и следовали далее по Забайкальской дороге и КВЖД на Читу, Сретенск, Харбин, Дальний/ Порт-Артур и Владивосток. Здесь же находилась и таможня (да-да, официальная таможня внутри Российской империи - от Байкала и восточнее в ней был другой таможенный режим). Потом пристань парома перенесли в Танхой - немного западнее, а эта осталась резервной.

Собственно, тут огромный "Байкал" и сожгли в 1918-м, в Гражданскую. Паром увели из Порт-Байкала красные и отшвартовали здесь, на резервной пристани, устроив в нём штаб. Когда Мысовую заняли белочехи - то немедленно решили подавить "красный" очаг сопротивления и просто расстреляли паром полевой артиллерией, где он и сгорел 16 августа 1918. Благо, пристань с разворотным треугольником находилась рядом со станцией, всего в полукилометре от неё. А вообще, Мысовую как ключевой пункт Сибирской дороги довелось контролировать с начала Гражданской войны - последовательно - красным, белочехам, американцам, японцам, унгерновцам, семёновцам, каппелевцам, снова красным. То есть, кого она только не видела!

Именно поэтому я решил сделать тут остановку в 3,5 часа по пути из Слюдянки на Улан-Удэ. Расписание поездов позволяло это сделать так, чтобы и посмотреть Мысовую и прибыть в столицу Бурятии засветло.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала


Но с расписанием не задалось с утра. Дежурная в Слюдянке мне сказала, что северобайкальский поезд опаздывает на полтора часа. Это уже автоматически сокращало моё пребывание в Мысовой с 3,5 до 2 часов. Ладно, сходил погулял там к Байкалу, осмотрел окрестности. Но поезд пришёл на 1 час 45 мин позже, что уменьшало время ещё больше. Увы.

2. В общем, загрузился в поезд, который оказался уже полупустым - до конечного пункта оставалась четыре часа, почти все бамовские пассажиры уже вылезли на промежуточных станциях и в Иркутске. Ну ладно, оно и хорошо.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

3. Самое главное - в этом плацкартном вагоне оказались полностью откидывающиеся окна, что для РЖД сейчас большая редкость! Это следствие днепропетровского КВР, где так и делают. Очень хорошо. Значит, можно будет поснимать живописные петли вдоль Байкала без дурацких ухищрений с моноподом.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

4. А места вдоль Байкала, конечно, очень красивые. Не такие контрастно-горные, как на Кругобайкалке - но всё равно колоритные. Поезд тут мчится быстро, под сотню и даже больше.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

5. Станция Байкальск, на другой стороне. Здесь когда-то был ЦБК, который вонял и весьма загрязнял озеро. Но сейчас, уже несколько лет как, он скончался окончательно и перестал производить бумагу. На его территории, как мне сказали соседи, сделали штаб-квартиру заповедной зоны Байкала. Так это или не так - не проверял.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

6. Вдоль линии, как и во многих других местах Транссиба, сохранились исторические типовые путейские дома Сибирской ж.д. Здесь, на фоне великого озера, они выглядят особенно живописно.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

7. Вот такие петли нарезает железная дорога вдоль бухточек Байкала.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

8. Поскольку этот участок поездки получился скомканным по планированию и одновременно очень живописным, еде пришлось уделить минимум времени, быстро нарезав колбасы с хлебом и взяв у проводницы чаю. Колбаса была та, которую взял на рынке в Иркутске ещё позавчера, что было, конечно, большой ошибкой. На Кругобайкалке мы обошлись припасами День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала mikka и я её даже не доставал из рюкзака. Впрочем, об этом поведаю в улан-удэнской серии.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

Выходил из поезда на Мысовой я вот так, ролик получился естественный и очень душевный:



9. И вот она, Мысовая. Поезд унёсся на восток, оставив меня в тишине. На фото - паровозная мастерская времён Сибирской ж.д.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

10. И тут меня ждал грандиозный сюрприз! Оказывается, чудесный мысовской вокзал после 2011 г. успели снести и сейчас высится уже почти достроенная стеклобетонщина современного стиля. Этого я не знал и не догадался проверить заранее.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

11. А вот такой был старый вокзал, который продержался аж до 2012 г. (мой снимок 2007 г.) Так и не понял, зачем его было сносить и строить здоровый вокзал для городка в 4 тыс. жителей - при том, что пассажирское движение тут уменьшилось, относительно 1980-х и даже начала 2000-х. Ведь вполне можно было перебрать деревянное здание, реновировав его.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

12. Но факт есть факт: достраивается новый вокзал. Я побродил с чемоданом вокруг него, надеясь, что какой-то уголок его уже в работе и я найду там дежурного. Но нет, ничего не работало - а строительный рабочий мне указал на одноэтажный приземистый домик рядом - "иди туда, там касса, тебе всё скажут!".
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

13. Что делать, пошёл сюда. Поскольку я прибыл с большим опозданием, на все походы-разведки оставалось только полтора часа - прямо скажем, немного. Но сильно мешал чемодан на колёсиках, который стеснял мои передвижения и надо было его на это время пристроить у железнодорожников. До этого мне везде такой номер успешно удавался - в Кунгуре, Омске, Красноярске, Слюдянке. Показал письмо о проекте, документы, объяснил ситуацию, и всё решалось. Но тут пришлось стокнуться с полной непрошибаемостью. Кассирша не хотела ничего читать (было официальное письмо от РЖД), понимать, и говорила, что "если мне не нужен билет, она ничем не может помочь". - "А где дежурный по станции?" - "А в километре отсюда на восток, маленькое такое временное здание, пока вокзал не готов". - "!!! А позвонить туда по ж/д связи нельзя?" - "Не положено". И так по кругу. В общем, ничего тут не добился, только зря десять минут потратил...(
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

Пришлось тащиться по окрестностям "с хвостом", чего не было в поездке ни до, ни после. И оставить не у кого, страшно неудобно. Никаких магазинов вокруг, всё вымершее. Поесть тоже ничего не взять. Поход по "треугольнику" к останкам пристани и байкальскому маяку, где в 1918-м расстреляли паром "Байкал", тоже сыпался на глазах - до поезда на У-Удэ оставалось час двадцать, тут хотя бы просто окрестности посмотреть. И где-то был обелиск на месте расстрела Бабушкина, его тоже надо охватить. В общем, невесело. И как назло, шикарная тихая солнечная погода. Если б дождь лил, не так было бы обидно.

14. Около вокзала, предсказуемо, был памятник революционеру Бабушкину, в честь которого и назван этот город.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

15. Напротив - паровозное депо царского времени, уже заброшенное. А ещё в 2004-м я помню его со стёклами. А вот и обелиск! Надо к нему идти. Пришлось тащиться туда через пути опять с чемоданом.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

16. Обелиском отмечено место расстрела революционера Бабушкина и его соратников. Памятник недавно подновлён - 5 лет назад я его видел в куда более жалком состоянии. За зданием паровозного депо идёт линия - так вот она как раз идёт на треугольник к пристани парома на берегу Байкала. Туда во времена оны и шли поезда, когда Кругобайкалка ещё не была достроена.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

17. История с ними такая: в январе 1906 года (в момент пика Первой русской революции,) Бабушкин и ещё несколько человек сопровождали эшелон с оружием, которое везли в Иркутск и Красноярск, на подмогу тамошнему восстанию. Эшелон шёл из Читы, где тот же Бабушкин являлся руководителем восстания, там и было захвачено оружие. 13 января поезд ушёл на запад, а через 4 дня его захватила карательная экспедиция Меллер-Закомельского - которую направили имперские власти для восстановления порядка - на станции Слюдянка. Затем всех их отвезли назад, на Мысовую, и тут же и расстреляли без церемоний, 18 января.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

Получается, с точки зрения Империи это - нейтрализация вооружённых бунтовщиков и пресечение распространения оружия на другие регионы, а с точки зрения победившей Революции 1917-го - её предвестники и мученики за рабочее дело, бесстрашные борцы, рисковавшие жизнью.

Кстати, Иван Бабушкин был связан и с Кронштадтом - в юности он работал в тамошних торпедных мастерских, что недалеко от Морзавода. И там где-то есть табличка его памяти. Надо посмотреть, сохранилась ли она в принципе, или снята уже.

18. Заглянул внутрь заброшенного депо. Тут сейчас разруха. На мгновение мелькнула мысль - а может, закинуть сюда чемодан, который меня сильно тормозил, и быстро сходить на место маяка и ж/д треугольника к берегу Байкала? Подумал-подумал и не стал: там, кроме стандартных вещей, был дорожный ноутбук с копиями отснятого, резервная оперативная камера и гоупрошка. Что будет, если чемодан исчезнет? Решил не рисковать.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

19. Вид на старый комплекс мастерских. Сейчас тут, вроде, базируется ПМС.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

20. В общем, вздохнул печально, и решил хотя бы край городка обойти, с той стороны станции. Раз уж так несуразно сложилось всё. Перебрался обратно через пути Транссиба и пошёл искать магазин.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

21. Старая заброшенная водонапорка.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

22. Городская администрация. Помещается вместе с почтой.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

23. Улица. Скорей всего, тразитная через весь город.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

24. Клуб железнодорожников. Кусок его, который каменный и слева, явно времён постройки магистрали, царский. Что-то тут такое было, железнодорожно-утилитарное.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

25. Подошёл поближе. Объявления интересные: молодёжная дискотека тут по забайкальской традиции именуется "маёвочкой". Маёвка для вылазки на природу или для отдыха - более привычное для Восточной Сибири (негородской) слово.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

26. Колоритный деревянный дом по улице.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

27. Свернул в этот микрорайон, но как назло, ни одного работающего магазина не нашёл. Только "салон красоты" и швейную мастерскую.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

28. Ага, зато вот интересный объект: тоже памятник. И тоже революционеру Бабушкину, уже третий, мною встреченный.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

29. Памятник действительно оказался любопытный по исполнению - нёс довоенную эстетику изображения сцен мученичества революционеров. Правда, состояние его неухоженное.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

30. Дело на некоторое время восторжествовало, но сейчас уже всё. Гайдар, ЕБН и Ко прикрыли лавочку.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

31. Время уже поджимало, и я вернулся на станцию, всё время волоча за собой несчастный непристроенный чемодан. Вон, навстречу идёт очередной ускоренный контейнерный поезд с "тихими" тележками. Посчитал длину - 85 вагонов. Солидно.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

32. Передо мной прошёл другой поезд, с 3-минутной стоянкой, и мне удалось застать робкие всплески омулёвой торговли. Всё-таки сохранились тут немного эти почти вымершие торговки. Но как я посмотрел, покупают в основном проводники.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

33. А вот и мой очередной поезд. Едем дальше на восток! Меня ждёт Улан-Удэ.
День 10. Мысовая: тихая станция на берегу Байкала

Содержание цикла

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Духовные скрепы помогут нам преодолеть экономические сложности? Новая православная финансовая система может защитить российскую экономику от кризиса. Об этом заявил председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. ...
Видео допроса Ахмада Кахалута, директора больницы "Камаль Адуан" в Джебалии, завербованного террориста Хамаса. Основные тезисы: •Больница “Камаль Адуан” использовалась в качестве военной базы Хамаса. •Кахалут был завербован Хамасом в 2010 году с званием бригадного генерала. •16 ...
Я писала пост ещё из Мариуполя про Людмилу. Приличную даму из центра города, гречанку, которая жила в своей роскошной сталинской квартире и не ожидала такого вот конца. Потом она жила в разбомбленном доме, где дождь проливал до первого этажа, не было света, но была зима. И 30 кошек в ...
Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под столом у Путина не сижу. Вместо эмоций работаю с цифрами. Примусы починяю, дурачков задираю. Поэтому всё, что ...
... который предоставляется постоянным жителям в критических ситуациях. Им дают рабочие визы. Я считаю, что это важно, дают возможность не просто сесть на пособие, а начать работать, интегрироваться в общество. Если базовые расходы - квартира/еда будет покрыта, то жизнь в Монреале может ...