Демон блицкрига
vikond65 — 18.09.2020Ровно 85 лет назад, 18 сентября 1935 года, впервые поднялся в воздух прототип пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (акроним Sturzkampfflugzeug - пикирующий боевой самолет), проявившего в первые годы Второй мировой войны высочайшую эффективность и ставшего символом гитлеровского блицкрига.
Эффективность достигалась благодаря исключительной точности бомбометания, которую в свою очередь обеспечивала способность машины пикировать буквально под прямым углом. Стандартно подготовленный пилот "Штуки", успешно сдавший экзамен в летном училище, укладывал бомбу в круг диаметром 20 метров, пикируя с высоты в два-три километра. А наиболее опытные асы попадали в мишень диаметром всего 5-6 метров. Порой отмечались даже прямые попадания в танки.
Дополнительным поражающим фактором бомбардировщика было его психологическое воздействие на противника. Начиная со второй серийной модификации Ju-87В на нем стояли две мощные сирены, приводимые в действие встречным потоком воздуха. При пикировании они издавали оглушительный инфернальный вой, от которого солдаты, подвергшиеся бомбардировке, впадали в ступор или, наоборот, в панику.
Надо заметить, что для самих немцев этот эффект оказался неожиданным. Изначально сирены, которые летчики прозвали "иерихонскими трубами", предназначались не для запугивания неприятеля, а для информирования пилота. По меняющейся тональности звука он должен был на слух определять скорость пикирования, чтобы вовремя вывести машину, не позволяя ей разрушиться от перегрузок.
А в случае, если пилот запаздывал или временно терял сознание от тех же перегрузок, на самолете стояло устройство, которое при достижении критической высоты автоматически выводило машину из пике. Это устройство - так называемый "автомат пикирования" - появилось на "Юнкерсе" впервые в мире.
Также впервые на него установили подкрыльевые тормозные щитки, снижавшие скорость пикирования и позволявшие пилоту целиться более тщательно. Еще одна характерная особенность машины - крыло с изломом в виде буквы W, благодаря которому "Штуку" в начале войны невозможно было спутать ни с чем.
Такая форма позволила увеличить несущую площадь без увеличения размаха, улучшила обзор вниз из кабины летчика и дала возможность укоротить стойки шасси, делая их более легкими. Плата за это - усложнение и удорожание конструкции.
Боевой дебют Ju-87 состоялся в Испании, где он впервые проявил свои снайперские качества, но наивысшего успеха эти машины достигли в Польше, во время блицкрига на Западе и на советско-германском фронте. Кроме того самолет с такими свойствами закономрно оказался очень эффективным противокорабельным оружием, утопившим десятки военных кораблей и сотни транспортных судов.
Впервые экипажи "Юнкерсов" столкнулись с мощным противодействием и понесли большие потери во время Битвы за Британию, а к 1943 году, из-за роста численности и повышения боевых характеристик англо-американских истребителей, потери стали критическими. Поэтому Ju-87 перестали применять за западном ТВД, а потом - и на Средиземноморском.
Но на Восточном фронте, где истребительное и зенитное противодействие было более слабым, эти самолеты применялись вплоть до конца войны, в том числе - в качестве противотанковых штурмовиков с двумя 37-миллиметровыми скорострельными пушками в подкрыльевых контейнерах.
На заставке - Ju-87 немецкого летчика Ханса-Ульриха Руделя после прямого попадания 1000-килограммовой бомбы в советский линкор "Марат".
Компоновочная схема и чертеж первого прототипа Ju-87 V1. Как видите, изначально этот самолет имел двухкилевое оперение, но оно оказалось недостаточно прочным, из-за чего машина разбилась на испытаниях. На втором прототипе и на всех последующих модификациях ставили однокилевое оперение, хотя, это значительно ухудшило условия работы пулеметчика, который уже не мог стрелять по истребителям, заходящим прямо в хвост.
Заправка топливом второго прототипа.
Третий прототип с однокилевым оперением и трехлопастным винтом.
Четвертый прототип Ju-87V4, ставший эталоном для первой серийной модификации Ju-87А.
Методика пикирования Ju-87 предполагала выполнение полубочки и укладывание самолета "на спину" перед входом в пике. Это позволяло летчику быстро задать крутой угол снижения и постоянно держать цель в поле зрения, но требовало от него изрядного хладнокровия и выносливости.
Образцы окрасок ранних серийных "Штук". Сверху вниз:
Ju-87А из состава легиона "Кондор", воевавшего в Испании.
Ju-87А в довоенном камуфляже Люфтваффе.
Вторая серийная модификация Ju-87В. Самолет участвовал во вторжении в Польшу в сентябре 1939 года.
Ju-87В - участник Балканской и Греческой кампаний весны 1941 года.
|
</> |