"Дело медвежатников"


Сходил вчера на показ документального фильма «Дело медвежатников». На первый взгляд, сюжет прост - бедные нещастные ханты, живущие в дикой глуши, застрелили в марте мамку с двумя медвежатами, назвав их «шатунами» (что лично мне совершенно не очевидно). Об этом стало известно местным ментам и те стали этих хантов изо всех сил курощать - требовать штраф и возмещение ущерба по 90 тр за медведя.
Где-то через 10-15 минут я понял, что в фильме мне непонятно решительно ничего.
Ханты, очевидно, были в своём праве (ибо коренные малочисленные народы Севера (далее КМНС) и на родовых угодьях); в фильме появляется Татьяна Степановна Гоголева, депутат ГД, естественно, вступающаяся за хантов, все участники процесса противоречат сами себе и друг другу. Становится очевидно, что слово «медведи» здесь «на всякий случай», и мы видим маленькую и отрывочную часть какой-то местной мутной разборки, цели которой непонятны, возможно, даже значительной части участников. В сельских местностях, кстати - обычнейшее дело, я уж насмотрелся этого в Кедровке-Приморке-Барабаше. То ли угодья отжимают (а они там показаны, нахуй нужны кому такие угодья?); то ли это семейная пря с 1960-х годов… Ещё раз повторю - такие мутные замуты - абсолютный «чёрный ящик», человек «снаружи» не поймёт в них ничего и никогда.
Кстати, поэтому такие истории являются идеальным материалом для детективов о сельской местности, для тех, кто это умеет.
А они там националы, парню повезло найти настоящих «диких» хантов, глава семьи по-русски не разговаривает.
Я не исключаю, что приглашение приезжего режиссёра и сам фильм - часть этих «мутных замутов» - уж больно хлопотно было добираться до этого стойбища по бездорожью (250 км, это нам, скорее всего врут, но там реально глухое место).
В общем, разговор медведей почти и не коснулся, началось долгое толковище про нещастные судьбы нещастных аборигенов. Была там и юристка с повесточкой, утверждавшая, что проблемы аборигенов - прямое следствие невыполнения Россией международных соглашений о малых народностях. Ога, канешн, кровавый режым и его козни…
Но дело в том, что эти проблемы одинаковы везде - что в США, что в Канаде, что в Гренландии. Мы в вопросе о поведении с коренными народами наступили на все типовые грабли, не пропустив ни одних, и именно тут мы избежали уникального и неповторимого пути.
Я, в несказанной простоте своей, подозреваю, что другого пути, попросту нет(даже в 100 раз худшего) - мы б его, иначе, точно нашли.
И это не значит, что я не знаю значительной части проблемы с КМНС (внимание для невнимательных - я не сказал «проблемы КМНС» - их, кроме них самих, не знает никто, я сказал «проблемы С КМНС»).
Я просто не люблю и не хочу о них говорить.
Особенно, с москвичами и при москвичах.
Но пришлось. Ибо понимающим вчера ситуацию хоть в какой-то степени был один я.
Сам фильм… Ну, мальчик
В общем, скажу то же самое, что при просмотре «Территории» - если убрать ВСЕ съёмки с сюжетной линией, а от всего оставшегося отобрать пятнадцать минут пейзажно-этнографической съёмки - вполне можно смотреть, даже с удовольствием.
Ну и «врезал я им там, конечно, по-рабочему»)))
|
</> |