Dell'arte в масках - 4
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Арлекин[о] - самая популярная маска дель арте, образ, который, претерпев разнообразные модификации и превращения, прекрасно существует в мировой культуре до сих пор. К тому же он самый древний - Эллекин (Hellequin) с самого раннего средневековья был популярным персонажем шаривари (шумных и буйных представления с песнями и танцами во время церемонии повторного брака вдовы или вдовца) как предводитель демонов. Из-за демонической сущности этот персонаж проник и в литературу - в XIII веке Эллекин упоминается французским поэтом Адамом де ля Алем, а в XIV веке Данте Алигьери в своей "Ла дивина коммедия" упоминает Аликино как одного из бесов. И всё это потому, что образ пришел во Францию и Италию из Германии, где наш персонаж был одним из участников Дикой охоты - Хеллеквин, Хеллекинг, Херла Кинг (король Херла), Хеннекин. Во всех вариантах имя происходило от двух корней - хэль- (преисподняя) и кин[г]- ака куниг- (король, предводитель). К слову, датский вариант - Эрлкониг, то бишь Лесной царь, да-да, тот самый, который в стихотворении у герра Гоетхе убивает несчастного малютку...
![Dell'arte в масках - 4 Dell'arte в масках - 4](/images/main/dellarte-v-maskah-4-d97827.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Inf._22_Priamo_della_Quercia_.jpg/1200px-Inf._22_Priamo_della_Quercia_.jpg)
Вергилий, Данте и Аликино в аду
Со временем "демоническая сучность" стерлась, и осталось лишь воспоминание об Эллекине - веселом персонаже буйных непристойств (шаривари неоднократно проклинались церковью как форма вымогательства - брачующиеся должны были от участников откупаться). Именно в таком виде персонаж и проник в комедию дель арте. Одни исследователи считают первым Арлекином самого Рудзанте - персонажа Анджело Беолько (того самого), другие указывают на римского драматурга Фламинио Скала (1552-1624), в пьесах которого впервые появилось имя Арлекино - Arlecchino. В принципе, обе версии имеют право на существование, ибо Арлекино в разных городах Италии получал в зависимости от диалектов разное звучание, а то и вообще другие имена - Арлеццино, Тривелино, Труффальдино, Франкатриппа, Фрителлино (Фрителин, Фристелин); наконец, во Франции, куда его занесли итальянские гастролеры - Арлекин или Доминик (по имени одного из актеров, Доминико Бьянколелли).
Неизменным оставался образ - деревенщина, лентяй, любитель выпить и поесть, глупый, но добродушный, постоянно попадающий в разнообразные переделки. Закрепился за Арлекино и особый костюм, главным элементом которого стали многочисленные заплаты - в конце концов, одеяние его просто стало шиться из лоскутов с калейдоскопным узором. На голове - небольшая шляпа с кроличьим или заячьим хвостом и черная маска с густыми волосатыми бровями, усами и бородавкой на лбу.
![Dell'arte в масках - 4 Dell'arte в масках - 4](/images/main/dellarte-v-maskah-4-db779d.jpg?from=https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/564x/b4/0f/2f/b40f2f8ac13a9c4fc5a8c20be658c7e5.jpg)
Коломбина и Арлекино
Самые известные исполнители:
- Тристано и Друзиано Мартинелли, игравшие в Мантуе, а затем гастролировавшие в Испании;
- Пьермария Чеккини, игравший в Комеди Итальен роли Фрителлино;
- Бьянколелли, Эваристо Герарди и Томмазо Висентини, Арлекины в Комеди Итальен;
- Антонио Сакко (или Сакки), Последний великий Арлекин - на самом деле играл в амплуа Труффальдино в пьесах Гольдони и Гоцци.
|
</> |