
Дефолту 20 лет.


Многие сейчас вспоминают события 20-летней давности, когда доллар за несколько дней увеличил свою рублевую стоимость в четыре раза, потом снизил, потом опять увеличил. С карт можно было снимать только по 500 рублей в сутки (около 30 долларов по выросшему к концу сентября курсу). Банки обанкротились. Сбережения сгорели. Лично у меня пропало около 2 тысяч долларов - начало накоплений на покупку квартиры.
Помню, мой месячный оклад снизился до 50 долларов. Редактор сказал: "Зато я вам гарантирую эти деньги, а в других организациях снижают незначительно, но и не платят". Мужу, действительно, вовсе ничего не платили, но откуда-то пригнали машину картошки и раздали на пропитание (это в "Комсомолке", в Москве, а не где-нибудь в сельском офисе, как можно было бы подумать).
Квартира, которую мы снимали, стоила 150 долларов в месяц.
И вот в это самое странное с финансовой точки зрения время я успела слетать в оформленную заранее командировку в Якутию на золотые прииски. Как раз в сентябре... На целую неделю оказалась без связи, в Оймяконском улусе, в поселке, из которого выбраться в райцентр можно только по Индигирке на катере. Потом самолетом до Якутска. И вот, наконец, звонок домой из цивилизованного гостиничного номера.
- Конечно, - говорю. - Я ж брала с запасом, мало ли, чтоб домой вернуться, даже если билет потеряю.
Я пришла в магазин в замусоленной майке, кое-как стиранной в раковине в отеле. За полтора часа до отлета. За пять минут до закрытия магазина. Еле успела.
Магазин закрылся нештатно. Пришел мужчина солидного вида, за ним тут же перевернули табличку на входной двери. Мужчине достали с витрины все подложки со всеми украшениями. Точнее, только те подложки, где были изделия с камнями, еще точнее, с бриллиантами.
Он вынимал "бирюльку" из прорези в подушечке, подносил к лампе, крутил, рассматривая камень, и откладывал, либо вправо, либо влево.
Кучки образовались примерно одинаковые по величине, в каждой штук по пятьдесят всяких колечек, кулонов, комплектов сережек.
"Это я беру, а это - нет," - сказал он.
Я была настолько заворожена поведением посетителя, что просто стояла и смотрела. Спохватилась, когда он попросил посчитать стоимость. Что мне оставалось? Порыться в той груде, которую он "забраковал"? Ну, уж нет!
- Э! Погодите! Я тоже хочу. Я не очень хорошо разбираюсь в бриллиантах, поэтому предпочла бы довериться вашему опыту. Я не заберу роскошные, у меня нет на них денег.
На эту мою наглую фразу из подсобки вышла директриса. Продавец вжала голову в плечи, готовясь к нагоняю. По идее, ей вообще надо было бы выставить меня вон. Но директор со мной поздоровалась и расплылась в улыбке:
- Это вы?
- Да, я.
Буквально день назад ее вызывали в кабинет к Гендиректору ЮПК "Золото Якутии" Тарасу Гавриловичу Десяткину, у которого я в тот момент брала интервью.
Солидному покупателю оставалось только сделать шаг в сторону и красивым жестом пригласить меня подойти к витрине.
В Москве скупали все, что еще продавалось по безналу. Чем дороже, тем лучше. Технику, шубы, мебель... За наличные тоже покупали, но наличных у населения было мало.

Вот, что пишет о тех днях мой друг


Вроде бы, катастрофа. Но сейчас она вспоминается с теплом и улыбкой. Потому что были потеряны деньги, но не уважение друг к другу.
И квартиры, кстати, через год упали в цене. Мы влезли в долги, но купили. И расплатились потом, на подъеме зарплат, довольно быстро. А не было бы дефолта, пришлось бы влезать в ипотеку в пять раз большую по стоимости все в тех же долларах, плюс проценты.
Вы помните свой "дефолт"?
|
</> |