Давненько не была я в Суздале
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-3f4a7f.jpg?from=https://sun9-3.userapi.com/impg/2m_zgC_la3Em_4CU4TTDTAFQcb8CmDxhe3BQag/hBjP-ttWLuw.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=63fb1c73cb4ad0ac06f4782d829900a3&type=album)
У Григория Ревзина в проекте «Портреты русской цивилизации» любопытная статья об этом городе. По ссылке – целиком, а тут – главное. Три фильма, соответствующие «трём Суздалям», в качестве таковых опознаны и проанализированы автором. Я добавила иллюстрации.
Итак,
Этот город задуман и создан к своему 950-летию, в 1974 году, это город советской интеллигенции 1960–1980-х, которая вырезала из древнерусского материала советский бриллиант — столицу Золотого кольца.
***
Тут три города.
Первый — древнерусский, то есть запад нынешнего города, его осью является речка Каменка. Сюда выходят суздальские монастыри и больше десятка посадских церквей, здесь открываются самые «русские» суздальские виды. Все это существовало более или менее всегда. И все же я настаиваю, что открыто, опознано и превращено в символ это пространство было в 1965 году Андреем Тарковским, когда он решил снимать здесь «Андрея Рублёва».
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-2b1777.jpg?from=https://sun9-73.userapi.com/impg/03nSlryQeO1gLUloyxPfYBdi52Ymax2Yao0dog/JG2aq360-Ow.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=5c16a1e7ba77079dd714d93c66c8108a&type=album)
… «Андрей Рублёв» — это житие святого в форме кино, и сам Рублёв — это такой святой советской интеллигенции, почитание которого переживает взлёт в 1960–1980-е годы (он был канонизирован в 1988-м), когда в любом интеллигентном доме репродукция «Троицы» висела рядом с портретом Хемингуэя.
***
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-cd6c67.jpg?from=https://sun9-77.userapi.com/impg/BNBOhSngDy64QX8PTavlRB7JvtD7kE7h862e-w/AC6K_7uW4b4.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=7f9fdac45c650c10a89a3e31b3af0ad8&type=album)
Вдоль улицы, сохраняющей с упорством, достойным лучшего применения, имя Ленина (бывшая Владимирская), идёт второй Суздаль — русский провинциальный город XIX века с центром на торговой площади против Гостиного Двора. Здесь не было войны населения со своим городом, здесь оно проживало, и никакого ощущения трагизма здесь нет.
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-d6a565.jpg?from=https://sun9-34.userapi.com/impg/rdyK0R252seTOZNN-BzIrPqZbJm-lIh_ph999w/FKSN8HRoc50.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=fe04d15ecf5c30e9cbd675046c9a0c69&type=album)
… Миша Бальзаминов в исполнении Георгия Вицина — человек пугливый, интеллигентный, склонный к тому, чтобы все в нем было прекрасно — и мысли, и обращение, и брюки,— но не вполне умеющий этого достичь.… напоминает нынешнего хипстера, приехавшего в Суздаль на экскурсию. Или, если угодно, суздальского интеллигента не в служении высокому идеалу, а, так сказать, в пейзаже суздальской повседневности. И мечта Миши — как-то поджениться на этой России, чтобы стать тут уж своим: она такая трогательно понятная, так её разделяешь, что даже то, что она обернулась несколько избыточной чувственностью Домны Белотеловой (в исполнении Нонны Мордюковой это настоящая Родина-мать), кажется хеппи-эндом.
***
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-9b78a6.jpg?from=https://sun9-13.userapi.com/impg/4qIsKlmBPYASjEc1JI1Y6B-eRUVDJTUlIA_5yw/RNzTuvOgTDk.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=18f426a8702525084ad916d07f5b6169&type=album)
Существует легенда, что в 1965-м Суздаль посетил барон Виктор Ротшильд (который дружил с советскими шпионами Гаем Бёрджессом и Энтони Блантом, студентом снимал с ними одну квартиру в Кембридже и которого подозревали в том, что он член «кембриджской пятёрки»). На приёме у коллег, делясь впечатлениями, он якобы обронил: «Я богатый человек, но, если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил своё состояние». Коллеги решили, что Суздаль у них уже есть, а что для удвоения состояния нужен ещё Ротшильд, они как-то пропустили. Соответствующих компетенций у них не было, и третий Суздаль — туристический — оказался убыточным проектом.
![Давненько не была я в Суздале Давненько не была я в Суздале](/images/main/davnenko-ne-bila-ya-v-suzdale-f7f562.jpg?from=https://sun9-50.userapi.com/impg/xPpU3sm9z_AS1p4u0SLZT7huit1P0MYm5whJ6g/UTj0iwiaiR0.jpg?size=1300x900&quality=95&sign=50b6dbf2947c14fc1beec82a43cbd7a3&type=album)
… Как ни странно, и для этого, третьего Суздаля тоже нашёлся свой кинематографический образ. В 1982 году Константин Бромберг снял фильм «Чародеи», где все сцены в НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) происходят в ГТК «Суздаль». …в центре всей коллизии стоят не «поиски чётко не определимого человеческого счастья», как в повести Стругацких, а волшебная палочка, действующая в сфере добывания товаров и услуг. Взмахнул — и финский холодильник. Взмахнул — и закрытый распределитель. Взмахнул — и посещение спецпарикмахерской. Та же валюта, но гораздо удобнее. Это и есть настоящая русская сказка, но пускают в неё не всех. В основном иностранцев и гэбэшников, в несезон заезжают и профсоюзы.
Я по родителям помню это увлечение «стариной». Не то, что б прям много об этом говорили, да и ездили другими маршрутами. Но книги-то дома были. И в этих книгах Владимир-Кижи-Суздаль-Соловки и пр. шли, помнится, в одном ряду с Парфенонами и Нотр-Дамами; главное в них было не то, что всё это «наше», а то, что оно имеет абсолютную всемирно-историческую художественную ценность. Идеи фильма Тарковского, кстати, в родительском кругу энтузиазма не вызвали; увлечение религией прокатилось по советской интеллигенции, когда они были людьми с устоявшимися взглядами и вполне определённым делом жизни. Ездили реставрировать деревянную часовню в Куртяеве уже мы, курсовую по ней (деревянное зодчество Русского Севера, кубоватая крыша, Алексий, человек Божий) писала уже я – это конец 1980-х…
«Андрея Рублёва» пересматривать не стану – фильм говорит на языке, сейчас почти чужом;
«Жениться Бальзаминова» становится лучше с каждым просмотром;
«Чародеи» - гадость.
Целиком:
Город, сделанный из древнерусского
Суздаль: совместное предприятие интеллигенции и власти
https://www.kommersant.ru/theme/2843
|
</> |