David Fincher. «Исчезнувшая»
pasha_popolam — 30.01.2023Трансформация неонуара.
Финчер один из самых своеобразных мейнстримных голливудских
режиссеров, практически все фильмы чувака сделаны в стилистике
нуара. Две его основные работы – «Семь» и «Бойцовский клуб», вообще
чистый неонуар. Таким образом, по картинам Финчера можно проследить
как менялся жанр в период «большой трансформации» - с конца 90-х до
середины 2010-х. В этой связи, «Девушка с татуировкой» и
«Исчезнувшая» представляют ярчайший пример трансформации как раз
неонуара «женского», в моей классификации фильмов с главной
сюжетной линией на «роковую женщину», так называемую Femme Fatale.
Остановимся на «Исчезнувшей», потому что «Девушка с татуировкой»
все таки ремейк и ценность имеет более вторичную.
«Gone Girl» - продюсерский проект 20 th Century Fox, поставленный по роману Гиллиан Флинн и ею же адаптированному сценарию. Фильм вышел в 2014 году, отбил кассу более чем в пять раз и был обласкан на самых разных фестивалях. Немногочисленные отрицательные отзывы были в основном связаны с актерской игрой и странным нелогичным сюжетом. С этим отчасти можно согласится, но только отчасти. Актерская игра Аффлека действительно вызывает много вопросов, но Пайк на мой взгляд была реально хороша, другое дело что образ героини в ее исполнении, был настолько необычен, что многие просто не поняли суть. И здесь уже речь идет о сюжете.
Да, это типичный «женский» неонуар, где наглая тетка водит за нос мужа, полицию и общественное мнение, но насколько же ее образ не соответствует классической «роковой красотке». Роза Пайк в фильме просто смесь феминизма и хабалки в одном лице. Соответственны образу и ее действия, это чисто механическая подстава, которую мог бы произвести любой персонаж, любого пола. Сия «Femme Fatale» никого не очаровывает и не соблазняет, а финальный эпизод с психопатом-поклонником, выглядит искусственным, нелогичным и пришитым к фильму белыми нитками. Это собственно и трансформирует неонуар в некий современный недонуар-недотриллер с осовремененным персонажем лишенным классических качеств.
Кроме этого, картина имеет ярко выраженный сатирический посыл, направленный на общество и СМИ, которые и формируют сознание этого общества. В картине Финчера СМИ имеют доминирующее положение и над полицией, и над ФБР, и над судом и думаю что это не далеко от реальности. Героям совсем не обязательно что-то доказывать фактически, достаточно эффектно выступить в популярной передаче. Причем это положение все принимают как окончательно установившееся, от адвоката до следователя. Должен сказать, что эта тема лично мне импонирует и ради ее раскрытия, я даже готов терпеть вялую игру Аффлека.
Итак, фильм имеет довольно сложную структуру изложения, вследствие чего многие повороты сюжета могут быть неверно истолкованными. На мой взгляд это чисто сценарный недостаток. Действие разворачивается параллельно с точки зрения героя, героини и полиции, причем переходы между линиями довольно сложно проследить. Начинается все с того что Аффлек, с утра решил прогуляться по городку, а вернувшись в свой немаленький особняк, понял что его супруга Пайк бесследно пропала. При этом в доме наблюдались очевидные признаки борьбы, в виде разбитого журнального столика. Аффлек обращается в полицию.
Далее нам выдают флешбеки самой Пайк, как бы записанные в дневник. Это история романтического знакомства, замужества и деградации семейных отношений. При этом в записях Пайк превалирует мысль о том что Аффлек тупой выскочка-провинциал, потративший ее деньги и затянувший ее столичную жительницу в мухосрань. При этом Пайк – медийное лицо, она прототип персонажа серии комиксов, которые издают ее родители. Аффлек жену игнорит, поколачивает и ребенка заводить отказывается. Вот такой мерзавец.
Параллельно идут эпизоды с расследования. Дотошная следователь находит множество улик против Аффлека, готова засадить его в тюрягу, но чувак вовремя обращается к известному негру-адвокату, специалисту по семейным убийствам. Телевидение в это время рвет Аффлека как тузик грелку, костеря его на все лады. Тело не найдено, но зато найдены: множество следов крови, орудие преступления, разная хрень купленная Аффлеком и спрятанная в сарае его сестры, его молодая любовница, доказательство беременности Пайк, ее повышенная страховка и наконец полу сожженный ее дневник, в котором содержатся прямые обвинения. Пайк понимает что влип и ему светит вышка. Адвокат советует Аффлеку выступить в теле-эфире, дескать только это может его спасти.
Далее действие делает кульбит. Мы видим Пайк, уехавшую в неизвестном направлении. Опять же из ее флешбеков мы понимаем что тетя все подстроила, а теперь скрывается с большой суммой денег в поясном кошельке. Пайк останавливается в дешевом мотеле, она сходится с простыми молодыми людьми, но переоценивает свои актерские способности. Молодые люди ее грабят и она попадает в сложную ситуацию. Пайк обращается за помощью к своему давнему приятелю «психованному богатому парню», которого сама раньше обвиняла в домогательствах. Старый приятель селит Пайк в особняке со всеми удобствами и кучей камер слежения. Тут Пайк видит выступление Аффлека и у нее возникает новый план.
Не буду раскрывать финал, для тех кто возможно сам решит посмотреть фильм. Скажу только что он вышел настолько же абсурдным и депрессивным, насколько и чрезмерно кровавым. Трудно выделить основной идеологический посыл картины, там нет положительных героев, сатира направлена на общество в целом, на государственные институты, на формализм в юридических вопросах, позволяющий манипуляции в сфере обвинений в изнасилованиях. Роль СМИ как уже было сказано выше и все это вроде бы должно доставлять в плане альтернативы «актуальной голливудской повестке», но… все это в целом выглядит довольно сумбурным, смазанным и неочевидным, и получается что в общем и целом под удар попадает весь институт брака, как исключительно лицемерное образование.
Ну а так фильм снят вполне профессионально. Хорошая картинка, динамика, бодрая, довольно откровенная эротика. В общем современный дорогой продукт, трансформированный из классического нуара, ну а насколько успешно, предлагаю оценить любителям жанра.