«Mr. Arkadin». Клюква персональная
pasha_popolam — 26.01.2023Пересмотрел многострадальный псевдонуар Орсона Уэллса «Мистер Аркадин», в связи с чем возникло несколько спорадических мыслей, которые долго витали в воздухе и наконец оформились в некую цепочку. Основными звеньями этой цепи стали: 1) проблема абсолютной власти, как основная тема Уэллса интересовавшая его всю жизнь и прошедшая через все его творчество, 2) связанная с первой, тема манипуляции и фальсификации, как средство власти, 3) вытекающая из первых двух, прямая связь с некоторыми идеями Ницше, 4) постмодернизм как форма изложения – один из первых, если не первый опыт в кинематографе, 5) попытка своими фильмами, а главным образом своей игрой в них, максимально раскрыть первые четыре пункта, 6) образ манипулятора – личности достигшей абсолютной власти – центральный в исполнении Уэллса, 7) фигура некоего славянского восточного человека, на основе собственных Уэллса предубеждений, 8) очевидная связь между образами полковника Хаки из фильма «Путешествие в страх» и Григория Аркадина, как собирательный образ русско-турецко-грузинского мистификатора добившегося абсолютной власти, тут ненавязчиво прослеживаются черты Распутина, Сталина и возможно полумифического персонажа прошлого века – Василия Захарова, 9) трансформация политических предубеждений Уэллса с 1942 по 1955 год, отчетливо проявившаяся в этих персонажах и говорящая о сабже как о человеке самом подверженном манипулированию. А теперь все то же самое, но человеческим языком.
Когда я первый раз посмотрел фильм «Путешествие в страх», первое что мне бросилось в глаза, это образ полковника Хаки в брутальном исполнении самого Уэллса. Начальник турецкой разведки полковник Хаки, был вылитый Сталин. Внешнее сходство дополнялось описанием личных качеств, как-то личная храбрость, рассудительность, преданность принципам, хладнокровие, беспощадность к врагам. Кроме того, присутствовали прямые намеки в виде плакатов с изображениями вождя, да не где-нибудь, а в Грузии, в городе Батуми, куда полковник Хаки спокойно перемещается по ходу действия картины.
При этом не забываем, что фильм снимался в 1942 году и с учетом актуальной в тот момент политической конъюнктуры, образ этот скорее положительный нежели наоборот. Во всяком случае брутальный полковник спасает американца, хоть и действует в интересах собственной страны. При этом он лично рискует собственной жизнью. Вместе с тем, в диалоге проскальзывает что бравый полковник склонен проявлять крайнюю жестокость в отношении врагов государства.
Единственное что меня во всем этом смущало, это то что в титрах режиссером являлся совершенно не Уэллс, а абсолютно левый дядька. Совсем недавно, пролистывая материалы по картине, я узнал что на самом деле Уэллс был практически реальным автором, во всяком случае он вложил решающий вклад в создание фильма. Таким образом просматривалась прямая связь от «Путешествия в страх» до «Мистер Аркадин», а стало быть от одного персонажа к другому.
Несколько слов о фильме. Как известно, к 1955 году Уэллса почти окончательно выдавили из Голливуда. Причины этого многие видят в «кознях Херста», не простившего Орсону «Гражданина Кейна», но лично я склонен считать что фильмы Уэллса снятые в Голливуде, в самом деле не соответствовали коммерческим ожиданиям. В смысле формы они были слишком оригинальны, а по содержанию не соответствовали актуальным на то время темам. Тем не менее, некоторые из них имели большой успех в Европе и Уэллс сохранял возможность ставить картины на европейских студиях. «Мистер Аркадин» был поставлен на испанской студии, а деньги собраны во Франции и Швейцарии.
Многие называют этот фильм вершиной собственного стиля в творчестве Уэллса. Кич, буффонада, иллюзия, вплетенные в ткань фильма всеми средствами кинематографии – декорации, планы, ракурсы, странные сцены, игра актеров. Все это однако можно оценить только фрагментарно, ибо цельный фильм законченный Уэллсом не существует. Все материалы были изъяты студией и смонтированы без автора. Между тем, интересующий нас образ главного героя вполне завершенный и представляет самостоятельную ценность.
Григорий Аркадин, как сейчас говорят, очень влиятельный олигарх в Западной Европе. Внешность имеет угрожающую – густая борода, тяжелый взгляд, внушительная фигура. Здесь трудно разделить намеренный китч в накладной бороде и морской фуражке и реальные предубеждения о характере русского миллионера. Сам Уэллс так характеризует своего персонажа: «холодный, расчетливый, жестокий, с ужасной славянской наклонностью смешивать самоистребление и сантименты». Вместе с тем, в фильме всплывает настоящая грузинская фамилия героя и это бесспорно аллюзия на Сталина.
Чувак располагает активами во всех отраслях и не в чем себе не отказывает. В числе прочего: цыгане, карнавалы, дворцы, яхты и т. д. Его единственная слабость – его взрослая дочь Раида, а уязвимость скрыта в его темном прошлом, которое он скрывает от дочери. Для того что бы оставить прошлое в забвении Аркадин готов истребить всех свидетелей, даже если они представляют чисто потенциальную угрозу. Для достижения этой довольно навязчивой цели Аркадин не считается ни с силами, ни со средствами. В финале он готов заплатить миллион за билет на самолет, а осознав что опоздал кончает жизнь самоубийством.
Между тем, как выясняется в процессе расследования, Аркадин начинал свою деятельность в Варшаве как мелкий аферист, промышляя шантажом. Он менял имена и страны, главный его метод – фальсификация. Основная метафора этому – карнавальная маска, под которой однако мы можем разглядеть только накладную бороду и морскую фуражку. Это иллюзорная личность отождествляемая с античными богами, одновременно обладающая властью и уязвимая. А самое главное эловещая, таинственная и непонятная.