Давай, до свидания: как от нас ушел Mercedes-Benz и что после себя оставил

топ 100 блогов 5koleso25.08.2024

Сильным ходом со стороны немецкого концерна стало предложение стать официальным поставщиком Игр XXVI летней Олимпиады в Москве 1980 года. Инициативу обсуждали на самом верху, в ЦК КПСС, и 6 февраля 1978 года одобрили. Церемония подписания соглашения состоялась в ноябре. По такому поводу от лица председателя исполкома Моссовета Владимира Федоровича Промыслова и обер-бургомистра Штутгарта Манфреда Роммеля закатили грандиозный банкет в ресторане «Прага». Гостей подвозили исключительно на «мерседесах», в том числе на специально доставленных Москву бронированном лимузине Mercedes-Benz 600 и двух бронированных седанах Mercedes-Benz 380 SE. Более того, особо привилегированные гости могли совершить ознакомительную поездку по столице на историческом кабриолете Mercedes-Benz 770K, когда-то предназначавшемся персидскому шаху, но в годы Великой отечественной войны осевшем в СССР. Так, во всяком случае, вспоминает Хейнц Хоппе.

Первые восемь «унимогов» поступили в 5‑й дорожно-механизированный участок 7‑й автодорожной механизированной базы Главмосдоруправления на ул. Наметкина в Москве в 1980 году. Там же, на 7‑й базе, жил и комплекс Robot RS-2000 германской фирмы Gerbrueder Vielhaben для удаления старого асфальтового покрытия. Комплекс состоял из тележки с блоком горелок (она устанавливалась спереди) с питанием от пропановых баллонов и навесной задней фрезы с захватом от 2 до 7,5 м. Производительность «робота» зависела от ширины и глубины рыхления и составляла от 250 до 1000 кв. м/ч.
Первые восемь «унимогов» поступили в 5‑й дорожно-механизированный участок 7‑й автодорожной механизированной базы Главмосдоруправления на ул. Наметкина в Москве в 1980 году. Там же, на 7‑й базе, жил и комплекс Robot RS-2000 германской фирмы Gerbrueder Vielhaben для удаления старого асфальтового покрытия. Комплекс состоял из тележки с блоком горелок (она устанавливалась спереди) с питанием от пропановых баллонов и навесной задней фрезы с захватом от 2 до 7,5 м. Производительность «робота» зависела от ширины и глубины рыхления и составляла от 250 до 1000 кв. м/ч.

Всего концерн передал в собственность Олимпийского комитету СССР пять судейских микроавтобусов Mercedes-Benz O 309 (T2), шесть специализированных автомобилей (мусоровозов, илососов, карет «скорой помощи»), три легковых Mercedes-Benz 280 S (W 123) и один длиннобазный восьмиместный легковой Mercedes-Benz 250 lang (W 123), оснащенный телевизионным оборудованием Bosch-Fernseh.

На условиях бесплатной аренды сроком до 12 месяцев нам также сдали 10 микроавтобусов Mercedes-Benz 0 309, 6 легковых Mercedes-Benz 280 S, два легковых удлиненных Mercedes-Benz 250.

Концерн не дал заднего хода даже после ввода наших войск в Демократическую республику Афганистан, когда под мощным прессингом со стороны США Игры бойкотировали спортивные команды 68 стран, включая ФРГ. Не так сегодня.

Грязный, но «Мерседес»! 450SE балерины Наталии Игоревны Бессмертновой, 1980‑е. Помыть машину в Москве в советское время было непросто даже приме Большого театра. Фирма Daimler-Benz AG подарила автомобили нескольким солистам Большого: так, меццо-сопрано Елена Образцова стала обладательницей Mercedes-Benz 500SL (R-107), а знаменитый бас Евгений Нестеренко получил S-класс (W-126).
Грязный, но «Мерседес»! 450SE балерины Наталии Игоревны Бессмертновой, 1980‑е. Помыть машину в Москве в советское время было непросто даже приме Большого театра. Фирма Daimler-Benz AG подарила автомобили нескольким солистам Большого: так, меццо-сопрано Елена Образцова стала обладательницей Mercedes-Benz 500SL (R-107), а знаменитый бас Евгений Нестеренко получил S-класс (W-126).

Впрочем, кое-что в планах тогда все же пришлось изменить. Незадолго до начала Олимпиады-80 Daimler-Benz AG обзавелся полноценной московской штаб-квартирой, по адресу: проспект Вернадского, 9/10, кв. 602. Готовились принимать важных гостей в дни Игр, но решили не дразнить гусей и перенесли официальное открытие офиса на 14 октября 1980 года.

Пришли новые времена. Художественный руководитель БДТ Георгий Александрович Товстоногов на пару со свояком, актером Евгением Алексеевичем Лебедевым пригнали из Финляндии два подержанных дизельных «мерседеса» W 123. Оба зеленые, однако Товстоногова грело, когда цвет его машины называли фисташковым. Прекрасный актер Юрий Николаевич Стоянов, недооцененный в БДТ, рассказал эту историю и сочинил трогательные куплеты про «две поздние игрушки у двух немолодых уже, известных всем мужчин».

Газета «Правда», № 24 (26472) от 28 января 1991 года. Сегодня такой заголовок наверняка бы предварял проплаченную рекламную публикацию. А таких вышло две! Неожиданно для главной газеты коммунистической партии, правда?
Газета «Правда», № 24 (26472) от 28 января 1991 года. Сегодня такой заголовок наверняка бы предварял проплаченную рекламную публикацию. А таких вышло две! Неожиданно для главной газеты коммунистической партии, правда?

Концерн выбирал новую модель взаимоотношений с изменившейся страной. 15 апреля 1993 года, при поддержке Московского пресс-клуба в здании Российской академии наук, известном среди столичных старожилов как «золотые мозги», состоялся семинар «Отношения между прессой и промышленностью в сегодняшних условиях в Германии и России». Вероятно, именно тогда впервые прозвучал вопрос, которым потом журналисты будут донимать представителей концерна: когда, наконец, в России появится завод Mercedes-Benz?! На многочисленных пресс-конференциях журналистская братия с азартом ждала, когда кто-нибудь из коллег не удержится, и таки выступит с этим набившим оскомину вопросом. Спикеры Mercedes-Benz при этом рефлекторно вздрагивали.

Бывший (до 1 января 1993 года) председатель правления Daimler-Benz AG доктор Вернер Нифер выступает на открытии Голицынского автобусного завода в подмосковном поселке Большие Вяземы, близ Голицыно, 15 апреля 1993 года. Это не был в полном смысле завод концерна – производство велось по лицензии. ГолАЗ входил в Автобусно-троллейбусный концерн («Автрокон»).
Бывший (до 1 января 1993 года) председатель правления Daimler-Benz AG доктор Вернер Нифер выступает на открытии Голицынского автобусного завода в подмосковном поселке Большие Вяземы, близ Голицыно, 15 апреля 1993 года. Это не был в полном смысле завод концерна – производство велось по лицензии. ГолАЗ входил в Автобусно-троллейбусный концерн («Автрокон»).

Действительно, сказав «А», следовало говорить «Б». А то пытались установить мотор M 130 в «Волгу» — не вышло. С КамАЗом тоже не срослось. Безуспешно искали пути, чтобы делать у нас легковые Mercedes-Benz 190 (W 201). Может, с переходом на рыночные отношения срастется? Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития готовы были приблизить надежды и чаяния российских журналистов к реальности. В августе 1994 года было достигнуто соглашение о намерениях выпускать в Ульяновске легковые вездеходы Mercedes-Benz G-Wagen (25 тыс. в год) и микроавтобусы Mercedes-Benz T 1 (28 тыс. в год). В совместном предприятии Ульяновскому заводу и Daimler-Benz AG принадлежало по 30 % акций, еще 25 % отводилось Всемирному банку и Европейскому банку реконструкции и развития, а остальные 15 % предполагалось разместить на бирже. Увы, и этому проекту не суждено сбыться. С переменным успехом удавалось собирать городские и туристические автобусы Mercedes-Benz в Уфе и подмосковном Голицыно.

Ну, а 8 декабря 1994 года правление акционерного общества закрытого типа (со 100‑процентным участием Daimler-Benz AG) «Мерседес-Бенц Автомобили» пригласило прессу на открытие московской штаб-квартиры в 1‑м Колобовском переулке (д. 23). Журналистам представили главу компании, Франца Герхарда Хильгерта, обаятельного и непривычно скромного для такой должности человека. Случайно откроется, что господин Хильгерт — ценитель русского искусства и не раз жертвовал храмам приобретенные в антикварных магазинах иконы. Ни в пресс-релизах, ни даже намеком российским автомобильным журналистом об этом не сообщали. Тем неожиданнее станет известие о назначении господина Хильгерта в мае 2018 года управляющим бренда Aurus. Ужиться в придворной синекуре такому человеку, как господин Хильгерт, не получилось.

В 2005 году фирма «Мерседес-Бенц Автомобили» переезжает в современный особняк на Ленинградском проспекте, д. 39. Звезда-флюгер теперь вращается по этому адресу. Mercedes-Benz — наше «все», начиная от анекдотов про «шестисотый» и «запорожец», и заканчивая Гаражом особого назначения ФСО РФ. Это время ждет своих летописцев. 22 марта 2010 года министерство юстиции США и комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) подает иск против концерна Daimler AG за нарушение положений закона США о коррупции за рубежом. За 10 лет было зафиксировано около 200 случаев подкупа в 22 странах на общую сумму около $56 млн (из них в России — более чем на $5 млн). Интересно, что пока Daimler AG состоял в альянсе с Chrysler, американскую фемиду взятки не интересовали. Дело открыли только после развода. Однако почему-то на это обстоятельство СМИ не обратили внимания.

В коллекции Музея ГОН на ВДНХ хранится уникальный Mercedes-Benz G500 (W 463) со специальным кузовом Binz, 1998 года. Автомобиль использовался президентом Ельциным на охоте в Завидово.
В коллекции Музея ГОН на ВДНХ хранится уникальный Mercedes-Benz G500 (W 463) со специальным кузовом Binz, 1998 года. Автомобиль использовался президентом Ельциным на охоте в Завидово.

Когда в погоне за жареными фактами журналисты кинулись в АОЗТ «Мерседес-Бенц Автомобили», пресс-секретарь Андрей Родионов не без юмора охладил их пыл:

– Что мы можем комментировать, если рассмотрение в суде еще не началось? Насколько мне известно, первые слушания назначены на 1 апреля.

Как в воду глядел: слушания и вовсе не начались! Как говорится, бессмысленно играть с государством в азартные игры. И Daimler AG пошел по единственно-возможному пути: согласился урегулировать дело в досудебном порядке и заплатить штраф в 185 млн долларов. Этим и закончилось.

Опять же, никто из журналистов почему-то не докопался до особенностей германского законодательства, долгое время допускавшего «де факто» ведение бизнеса с помощью подкупа. Только в 1999 году Уголовный кодекс ФРГ пополнился статьей, предусматривающей ответственность за списывание с налогов сумм, затраченных на взятки зарубежным должностным лицам и другим партнерам по бизнесу.

Люди, облеченные властью и по этой причине более осведомленные, сразу поняли, что к чему. Дело, по сути, в банальном государственном рэкете. Руководитель следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Михайлович Багмет заявил «Русской службе новостей», что Следственный комитет прокуратуры возбудит дело только в том случае, если поступит заявление о вымогательстве взятки либо о предложении взятки. Ведомства, упомянутые в слитых в прессу американцами данных — Гараж особого назначения, МВД РФ, Минобороны — отделались сообщениями о начатых проверках. Из общей суммы штрафа на Daimler AG московское отделение выплатило американцам $27,26 млн.

Mercedes-Benz Sprinter Classic c кузовами фирмы «Луидор» (г. Балахна) обслуживают гостей ВДНХ в Москве. ООО ПФК «Луидор» начало сотрудничать с АО «Мерседес-Бенц РУС» в 2010 году и к настоящему времени построила свыше 24 000 автомобилей различного назначения на базе Mercedes-Benz Sprinter.
Mercedes-Benz Sprinter Classic c кузовами фирмы «Луидор» (г. Балахна) обслуживают гостей ВДНХ в Москве. ООО ПФК «Луидор» начало сотрудничать с АО «Мерседес-Бенц РУС» в 2010 году и к настоящему времени построила свыше 24 000 автомобилей различного назначения на базе Mercedes-Benz Sprinter.

23 декабря 2010 года Daimler AG и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об организации производства легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (серии W 901‑W 905) на Горьковском автозаводе. Стороны вложили в него 100 и 90 млн евро соответственно. Выпуск модели, названной Sprinter Classic, начался в 2013 году и продолжался до второй половины 2018 года. Приостановку и (в октябре 2020‑го) завершение производства обосновали санкциями, введенными американцами против фактического владельца «Группы ГАЗ» Олега Владимировича Дерипаски. На самом же деле, причиной стал успех собственной конструкции ГАЗа — «ГАЗели». Сколь хорош не был бы Sprinter, многие потенциальные покупатели не хотели переплачивать. Впрочем, проект нельзя назвать совсем уж провальным: в иные годы на ГАЗе собирали по 10 тысяч «шпринтеров», а их локализацию удалось довести до честных 50 %.

Предприятие «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» успело выпустить на своем заводе «Московия» в индустриальном парке «Есипово» (МБМР) под Солнечногорском Московской области какое-то количество Mercedes-Benz E-class (W 213). И пусть читателя не смущает «похоронный» черно-белый стиль очерка: в Есипово собирали машины только черного и белого цветов!
Предприятие «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» успело выпустить на своем заводе «Московия» в индустриальном парке «Есипово» (МБМР) под Солнечногорском Московской области какое-то количество Mercedes-Benz E-class (W 213). И пусть читателя не смущает «похоронный» черно-белый стиль очерка: в Есипово собирали машины только черного и белого цветов!

Вершиной истории марки Mercedes-Benz с нашей страной стало возведение завода «Московия» предприятия «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» в индустриальном парке «Есипово» (МБМР) поселения Пешковское Солнечногорского района Московской области. Первый камень в основание завода заложили 20 июня 2017 года. Завод готовился выпускать до 25 000 седанов E 200 (W 213), а в дальнейшем и кроссоверы GLC, GLE и GLS. 3 апреля 2019 на открытии завода президент Путин открыто признавался в любви к марке, а министр экономики и промышленности ФРГ г-н Альтмайер прямо говорил, что конфликты закончатся, а бизнес останется.

Введите описание картинки
Введите описание картинки

Этому кредо привержено и образованное уже после начала войны с Украиной акционерное общество «МБ Рус». Совместно с ГК «Автодом», оно расширило ассортимент предлагаемых товаров китайской техникой Forland, Foton, Seres. Можно с уверенностью сказать, что и завод под Солнечногорском долго простаивать не будет.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

«Не хорошо, но сойдет»: за что Сталин невзлюбил «Победу»

Самый роскошный внедорожник, созданный в СССР: история ЗИС-110П

Стоили как две «Лады» и работали на износ: за что британцы полюбили самосвалы КрАЗ


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еще один результат кризиса в Украине - Индонезия отказалась от покупки украинских бронетранспортеров БТР-4. Об этом сообщает сайт (Украина промышленная) указывая источник . Стоит напомнить о моем мнении в сообщении - Результаты Майдана . Давайте посмотрим, что же мы уже име ...
На данный момент единственным явным результатом отставки г-на Лужкова стало это событие: гомосексуалистам разрешили пикетировать Москву...ничего страшного - они там давно хозяева.... Геи провели первую за долгие годы разрешенную акцию в ...
Уважаемые киллеры! У нас тут в уездном городе Н. активно предлагает себя некая развивающаяся компания "Диаген", которая утверждает, что придумала метод диагностики любых видов рака на ранней стадии с точностью, близкой к 100% На их сайте написано: Сущность метода состоит в измерении цитото ...
Как отключить LJTiMES Постараюсь рассказать подробно и просто, как отключить LJTiMES. Для этого есть, как минимум, три способа. Способ 1 (самый простой, но с побочным эффектом). Переходим по ссылке  www.livejournal.com/manage/settings/ и снимаем галочку с ...
22 июня 2023 Накануне празднования Национального дня 2023 года наследный великий герцог Гийом и наследная великая герцогиня Люксембургская Стефания посетили Эш-сюр-Альзетт. Гийом, Стефания и принц Шарль приняли участие в параде примерно сорока ассоциаций города на площади перед ратушей. ...