Давай, до свидания: как от нас ушел Mercedes-Benz и что после себя оставил

топ 100 блогов 5koleso24.08.2024

Концерн DaimlerChrysler AG стал первой иностранной автомобильной компанией, создавшей в России дочернюю фирму — акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Мерседес-Бенц Автомобили». Произошло это 30 лет назад, 1 августа 1994 года. Юбилей — хороший повод вспомнить и другие эпизоды из истории знаменитой марки, которой больше нет с нами.

В 1970‑е на службу в 10‑е отделение отдела дорожного надзора и ГАИ ГУВД Мосгорисполкома поступили 4 автомобиля Mercedes-Benz S-класса (W 108), закупленные по итогам выставки «Интерсигналдортранс-70». Вертолет Ка-26 использовался областным московским ГАИ с 1971 года.
В 1970‑е на службу в 10‑е отделение отдела дорожного надзора и ГАИ ГУВД Мосгорисполкома поступили 4 автомобиля Mercedes-Benz S-класса (W 108), закупленные по итогам выставки «Интерсигналдортранс-70». Вертолет Ка-26 использовался областным московским ГАИ с 1971 года.

Москвичи постарше помнят огромную трехлучевую звезду над «Домом правительства», напротив Кремля. 6,5‑тонный символ диаметром 8 метров установили на крыше легендарного дома в 2001 году. Шутили, мол, по этому символу-флюгеру тогдашнее руководство страны, выглядывая из кремлевских окон, сверялось, откуда ныне веют ветры перемен. Демонтировали звезду только в ночь на 2 ноября 2011 года.

Для граждан шестой части суши слова «Мерседес-Бенц» всегда значили много больше, чем просто название иностранных автомобилей. Символ, чуть ли не икона! Олег Табаков в роли Шелленберга произносил прям-таки с мхатовской интонацией: «Какой марки у Вас автомобиль? Мерседес-БЕНЦ!» Думал ли он тогда, что делает прекрасную рекламу германской фирме? Создав свои бессмертные «17 мгновений…», режиссер Татьяна Лиознова непроизвольно ввела в советском кино моду на «Мерседес-Бенц». В 1986 году режиссер Георгий Николаенко на киностудии им. Горького снимет «Досье человека в «Мерседесе»», где главный герой (его играл Регимантас Адомайтис) ездил даже не на «мерседесе», а на Chrysler 300 hardtop 1966 года выпуска. Главное — броское название! Именно «мерседес» в представлении советского человека олицетворял настоящий западный автомобиль.

Показ Их императорскому величеству Николаю II «моторной телеги» системы Луцкого в Санкт-Петербурге 30 апреля 1901 года. 5‑тонный грузовоз построен заводом Motorfahrzeug-und Motorenfabrik Berlin-Marienfelde. Спустя год MMB станет отделением фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft, а сам Луцкий — ее конструктором. Царь — в светлом кителе. Левее разглядывает носок ботинка великий князь Алексей Александрович, генерал-адмирал и Августейший покровитель Общества содействия русской промышленности и торговли. Борис Григорьевич Луцкий — в цилиндре и во фраке.
Показ Их императорскому величеству Николаю II «моторной телеги» системы Луцкого в Санкт-Петербурге 30 апреля 1901 года. 5‑тонный грузовоз построен заводом Motorfahrzeug-und Motorenfabrik Berlin-Marienfelde. Спустя год MMB станет отделением фирмы Daimler-Motoren-Gesellschaft, а сам Луцкий — ее конструктором. Царь — в светлом кителе. Левее разглядывает носок ботинка великий князь Алексей Александрович, генерал-адмирал и Августейший покровитель Общества содействия русской промышленности и торговли. Борис Григорьевич Луцкий — в цилиндре и во фраке.

Mercedes-Benz — старейшая автомобильная фирма. Не будем формалистами и закроем глаза на то, что слияние двух предприятий, Benz und Cie и Daimler-Motoren Gesellschaft состоялось только в 1926 году. Верно, однако, что отцы-основатели этих фирм, Карл Бенц и Готлиб Даймлер, свои первые самодвижущиеся экипажи создали еще в период с 1885 по 1888 годы. Сей факт Mercedes-Benz сполна отыграла в пропаганде, так что к рубежу нулевых наши граждане подошли, пребывая в уверенности, что Benz Motorwagen является первым автомобилем, а Daimler Reitwagen — первым мотоциклом в мире. Что, конечно, не истина, а лишь приближение к оной, поскольку еще 12 февраля 1884 года француз Эдуар Делямар-Дебутвиль закрепил патентом № 160267 свое право на самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Но какое дело россиянам до забытого всеми французишки?

Реклама завода «Лесснер» в журнале «Автомобиль» за 1907 год. Акционерное общество Машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г. А. Лесснер» подписало 14 декабря 1901 года договор с Daimler-Motoren-Gesellschaft. Заводу предоставлялись права на продажу в Российской империи автомобилей под марками «Даймлер» и «Мерседес». На рекламе изображен омнибус SAF Gaggenau C40 с открытым вторым этажом — «империалом». С 1910 года завод Süddeutsche Automobil-Fabrik принадлежал Benz und Cie.
Реклама завода «Лесснер» в журнале «Автомобиль» за 1907 год. Акционерное общество Машиностроительного, чугунолитейного и котельного завода «Г. А. Лесснер» подписало 14 декабря 1901 года договор с Daimler-Motoren-Gesellschaft. Заводу предоставлялись права на продажу в Российской империи автомобилей под марками «Даймлер» и «Мерседес». На рекламе изображен омнибус SAF Gaggenau C40 с открытым вторым этажом — «империалом». С 1910 года завод Süddeutsche Automobil-Fabrik принадлежал Benz und Cie.

Сведения о том, когда в Россию ввезли первый Benz, тоже разнятся. Одни утверждают, что господин Навроцкий в 1891 году доставил в Одессу автомобиль этой марки. Другие, что Benz впервые появился в Москве в 1894 году. Наконец, известно, что 22 апреля 1895 года Benz замечен в Санкт-Петербурге.

Пробег Петроград — Луга — Псков — Петроград, вероятно, первое автомобильное спортивное мероприятие Советской России, 30 сентября — 1 октября 1922 года. Остановка у Воскресенского собора в Луге. Автомобиль, преодолевший дистанцию пробега 537 верст первым, за 11:38 и занявший второе место в верстовой гонке — 90‑сильный 4‑цилиндровый Mercedes 37/90PS выпуска 1913 года, водитель Михаил Мякинин.
Пробег Петроград — Луга — Псков — Петроград, вероятно, первое автомобильное спортивное мероприятие Советской России, 30 сентября — 1 октября 1922 года. Остановка у Воскресенского собора в Луге. Автомобиль, преодолевший дистанцию пробега 537 верст первым, за 11:38 и занявший второе место в верстовой гонке — 90‑сильный 4‑цилиндровый Mercedes 37/90PS выпуска 1913 года, водитель Михаил Мякинин.

Там, на Фонтанке, в доме № 52 при «Технической конторе Карла Шпана» открылось и первое официальное агентство по торговле самодвижущимися экипажами с бензиновыми двигателями «Бенцъ и Комп.». Филиал конторы Шпана действовал также и в Москве, в доме Дольника в Кисельном переулке. Конструкция экипажа Бенца пользовалась успехом. На нее как две капли воды похож первый русский автомобиль Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе, показанный 1 (14 июля) 1896 года на XVI-й Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. И есть предположение, что первый русский автомобиль на самом деле являлся «Бенцем». Якобы, Карлу Шпану что-то помешало самому участвовать в выставке, а у каретной мастерской Фрезе на выставке был стенд. Вот и прибег Карл Иванович к такому хитрому приему. Впрочем, «за недостаточностью улик» утверждать такое наверняка нельзя.

Москва, Красная площадь. На старте Первого всероссийского испытательного пробега 1923 года. Заводская команда Mercedes шла на паре новейших 6‑цилиндровых 7,27‑литровых Typ 28/95 PS и выпускавшихся еще со времен Кайзера 4‑цилиндровом 7,23‑литровом Typ 28/60 PS и 4‑цилиндровом 9,55‑литровом Typ 37/95 PS.
Москва, Красная площадь. На старте Первого всероссийского испытательного пробега 1923 года. Заводская команда Mercedes шла на паре новейших 6‑цилиндровых 7,27‑литровых Typ 28/95 PS и выпускавшихся еще со времен Кайзера 4‑цилиндровом 7,23‑литровом Typ 28/60 PS и 4‑цилиндровом 9,55‑литровом Typ 37/95 PS.

События развивались по нарастающей. Вспомним Бориса Григорьевича Луцкого — российского конструктора, сотрудничавшего с берлинским отделением Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG), располагавшимся в берлинском пригороде Мариенфельде. Луцкий энергично продвигал на российский рынок «моторы Луцкого» (автомобили системы Daimler-Loutzky). Не без участия Луцкого на них обратил внимание Государь. 20 сентября 1912 года «Германскому заводу Даймлера близ Штутгарта» было пожаловано звание поставщика Двора его Императорского Величества.

На товарном дворе 1‑го Государственного автомобильного завода (быв. АМО) Автотреста идет отгрузка заказчику 30‑местных автобусов на низкорамном шасси Mercedes-Benz N2/6. Кузовы для 10‑ти таких автобусов построили в Кузовном отделе завода под руководством старого московского каретника Алексея Алексеевича Евсеева, сына бывшего владельца известной экипажной фабрики в Москве.
На товарном дворе 1‑го Государственного автомобильного завода (быв. АМО) Автотреста идет отгрузка заказчику 30‑местных автобусов на низкорамном шасси Mercedes-Benz N2/6. Кузовы для 10‑ти таких автобусов построили в Кузовном отделе завода под руководством старого московского каретника Алексея Алексеевича Евсеева, сына бывшего владельца известной экипажной фабрики в Москве.

Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года нарушили планы императора, однако не смогли поколебать намерений заводов Benz и DMG торговать с Россией. Во Всероссийском испытательном пробеге 16 — 23 сентября 1923 года участвовала заводская команда на четырех новеньких «мерседесах»: Зайлер, Крацер, Кюнле, Мерц. В Москве открывается представительство фирмы. Новая экономическая политика и острая нехватка транспорта способствовали гешефту. В очередном, Большом всероссийском испытательном пробеге 18 августа — 12 сентября 1925 года легковой Mercedes и грузовой 3,5‑тонный Daimler заняли первые места в абсолютном зачете.

Хотя в пробеге 1925 года убедительно победили Mercedes 24/100/140 PS Typ 630, для больших начальников закупили более скромные Mercedes 15/70/100 PS Typ 400. Первое число в обозначении модели указывало налоговую мощность, второе — номинальную, третье — после включения нагнетателя. На фото предположительно Николай Васильевич Иванов, личный водитель заместителя председателя ОГПУ (будущего народного комиссара внутренних дел) Ягоды.
Хотя в пробеге 1925 года убедительно победили Mercedes 24/100/140 PS Typ 630, для больших начальников закупили более скромные Mercedes 15/70/100 PS Typ 400. Первое число в обозначении модели указывало налоговую мощность, второе — номинальную, третье — после включения нагнетателя. На фото предположительно Николай Васильевич Иванов, личный водитель заместителя председателя ОГПУ (будущего народного комиссара внутренних дел) Ягоды.

В концерне Daimler-Benz AG дотошно подсчитали, что в период с 1927 по 1940 год продали СССР 56 легковых автомобилей, 85 грузовиков и автобусов, 89 моторов. Исследователь Дмитрий Дашко в книге «Советские грузовики, 1919 — 1945» приводит удивительные подробности закупки делегацией «Автотреста» 59‑ти машинокомплектов трехтонок Mercedes-Benz L2 и отдельно 138 комплектов силовых агрегатов M26 для сборки на 1‑м ГАРЗе (Государственном автомобильном заводе) в Ярославле. Договор об этом был подписан в апреле 1928 года. То есть, за 80 лет до того, как Daimler Trucks приобретет 10 %, а затем еще 5 % акций ОАО «КамАЗ» и развернет в Набережных Челнах сборку своих грузовиков и выпуск кабин. История повторилась: в 1928 году на 1‑м ГАРЗе (будущем Ярославском автозаводе) тоже собирали «мерседесы» из машинокомплектов, так и выпускали 3,5‑тонные грузовики Я-4 собственной конструкции с силовыми агрегатами Mercedes-Benz.

Pz.Kpfw.III Ausf.G. с 37‑мм пушкой 3,7 сm KwK L/45 на АБТ-полигоне в поселке Кубинка Московской области. Танк удивил наших инженеров быстроходностью (69,7 км/ч), прекрасной обзорностью, защищенностью. В отчете было отмечено, что «немецкая цементованная броня толщиной 32‑мм равнопрочна 42‑44‑мм гомогенной броне типа Из (ижорского завода)».
Pz.Kpfw.III Ausf.G. с 37‑мм пушкой 3,7 сm KwK L/45 на АБТ-полигоне в поселке Кубинка Московской области. Танк удивил наших инженеров быстроходностью (69,7 км/ч), прекрасной обзорностью, защищенностью. В отчете было отмечено, что «немецкая цементованная броня толщиной 32‑мм равнопрочна 42‑44‑мм гомогенной броне типа Из (ижорского завода)».

К подсчетам Daimler-Benz AG следует добавить три средних полугусеничных тягача Sd.Kfz. 7 и «средний 20‑тонный танк «Даймлер-Бенц»». Их Советский Союз приобрел у Германии весной-летом 1940 года в рамках торгово-кредитного соглашения между нашими странами (к слову, уже пятого, начиная с 1925 года). На этот раз немцы выделили нам кредит в размере 200 млн марок сроком на 7 лет, под 5 % годовых. По статье «Предметы вооружения» разрешалась закупка любых образцов военной техники и вооружения на сумму (в целом) 58,4 млн марок. Танк PzKpfw III, что у нас назвали «средним 20‑тонным», стоил RM 96 200, тягач — RM 36 000. Пока, правда, не удалось установить, посещали ли харьковские танкостроители заводы Daimler-Benz? Авиационные конструкторы, так те побывали в гостях у Хейнкеля и Мессермитта, о чем вспоминал авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев. Зато, благодаря мемуарам генерал-майора танковых войск Александра Васильевича Егорова «С верой в победу. Записки командира танкового полка», известна курьезная история обретения такого же танка Daimler-Benz еще в ходе Польского похода 1939 года. Тогда между германскими и нашими военными устраивались многочисленные «дружеские встречи». Похвастав своей техникой перед командирами 24‑й легкотанковой бригады полковника Фотченкова, немцы повели гостей на банкет. Старший лейтенант-разведчик Ткаченко приотстал, незаметно забрался в танк, запустил мотор и угнал танк в расположение нашей части. Скандал раздувать не стали. Боевую машину вернули с извинениями. А не в меру инициативный разведчик и его командир (автор мемуаров) заработали по строгачу. (К слову, это был уже не первый случай. Бойцы бригады похожим способом увели из-под носа у немцев несколько трофейных польских танков и танкеток.)

Приезд Главнокомандующего советских оккупационных войск в Германии маршала Жукова в одну из частей. Автомобиль — трофейный Mercedes-Benz 540K с бронированным кузовом Limousine 2 Türen. После успешного покушения на Рейнхарда Гейдриха в 1942 году германское правительство заказало заводу 20 таких броневиков в рамках Aktion «P». Из-за руля вылезает постоянный шофер маршала Александр Николаевич Бучин. Судя по зимней форме одежды, легкому снегу на крыше и числу машин на парковке, можно предположить, что дело происходит в канун ноябрьских праздников 1945 года (поскольку уже 21 марта 1946 года Жуков был назначен на другую должность).
Приезд Главнокомандующего советских оккупационных войск в Германии маршала Жукова в одну из частей. Автомобиль — трофейный Mercedes-Benz 540K с бронированным кузовом Limousine 2 Türen. После успешного покушения на Рейнхарда Гейдриха в 1942 году германское правительство заказало заводу 20 таких броневиков в рамках Aktion «P». Из-за руля вылезает постоянный шофер маршала Александр Николаевич Бучин. Судя по зимней форме одежды, легкому снегу на крыше и числу машин на парковке, можно предположить, что дело происходит в канун ноябрьских праздников 1945 года (поскольку уже 21 марта 1946 года Жуков был назначен на другую должность).

Великая отечественная война оставила глубокий шрам в отношениях между нашими странами. Формально мы оставались в состоянии войны с Германией до 25 января 1955 года. В сентябре в СССР прибыл с официальным визитом федеральный канцлер Конрад Аденауэр. А 25 апреля 1958 года Федеративная Республика Германии принимала заместителя председателя Совета министров СССР Анастаса Ивановича Микояна. Особой пользы это посещение немцам не принесло, хотя первые закупки начались. Опять же, если верить подсчетам германской стороны, в период до 1969 года нашей стране поставили 604 легковых и 20 грузовых автомобилей, 7 автобусов и 14 «унимогов». 604 — не опечатка! Сосчитаны автомобили для дипломатов и иностранных торговых представителей, этими поставками ведало Управление делами дипломатического корпуса (УпДК). Так, с 1968 по 1972 год было ввезено 334 легковых «мерседеса».

29 апреля 1958 года. Председатель правления Daimler-Benz AG Фриц Кенеке (самый высокий на снимке) знакомит зампредсовмина СССР Микояна с Mercedes-Benz 300 SL (W 198), первым серийным спортивным автомобилем с впрыском топлива, на заводе в Унтертюркхайме. Такой автомобиль будет закуплен для изучения в Центральном конструкторском бюро топливной аппаратуры (ЦКБТА), а также снимется в фильме «Мертвый сезон».
29 апреля 1958 года. Председатель правления Daimler-Benz AG Фриц Кенеке (самый высокий на снимке) знакомит зампредсовмина СССР Микояна с Mercedes-Benz 300 SL (W 198), первым серийным спортивным автомобилем с впрыском топлива, на заводе в Унтертюркхайме. Такой автомобиль будет закуплен для изучения в Центральном конструкторском бюро топливной аппаратуры (ЦКБТА), а также снимется в фильме «Мертвый сезон».

Многое закупалось для изучения и сравнительных испытаний. Спортивный Mercedes-Benz 300 SL (W 198) с системой механического впрыска Bosch ждали в только что образованном в Ленинграде (постановление Совета министров СССР № 863 от 4 мая 1955 года) Центральном конструкторском бюро топливной аппаратуры (ЦКБТА) Главного управления автомобильных и электрических приборов Минавтопрома (будущем ЦНИТА). В 1968 году Савва Кулиш на «Ленфильме» даже снимет автомобиль в шпионской ленте «Мертвый сезон». Сегодня 300 SL назвали бы суперкаром. Судьба того, единственного на весь Союз экземпляра, будет будоражить умы автомобилистов страны долгие годы, пока, наконец, он не «всплывет» в Великобритании в отреставрированном виде, в собственности одного русскоговорящего господина.

Московский НАМИ, 21‑й НИИ в Бронницах, Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны в Балашихе, автомобильные заводы и даже Государственный краснознаменный НИИ ВВС в Чкаловском — все испытывали технику на шасси Mercedes-Benz.

«Курцхаубер» (короткокапотный) Mercedes-Benz L1817 и еще несколько грузовиков закуплены по линии ГКНТ делегацией Минавтопрома на заводах Daimler-Benz летом 1970 года. Автомобиль поступил в НАМИ, где его испытали в октябре-ноябре на Дмитровском автополигоне. Затем попал на ЗиЛ. Участвовал в сравнительных испытаниях с опытными образцами «КамАЗов». В 1980‑е годы по акту передан литовскому республиканскому спортивно-техническому клубу Rieduva («Родина»), под председательством Кястутиса Индзюласа. Не сохранилось ни одного опытного «КамАЗа», а этот автомобиль благодаря литовским энтузиастам остался цел.
«Курцхаубер» (короткокапотный) Mercedes-Benz L1817 и еще несколько грузовиков закуплены по линии ГКНТ делегацией Минавтопрома на заводах Daimler-Benz летом 1970 года. Автомобиль поступил в НАМИ, где его испытали в октябре-ноябре на Дмитровском автополигоне. Затем попал на ЗиЛ. Участвовал в сравнительных испытаниях с опытными образцами «КамАЗов». В 1980‑е годы по акту передан литовскому республиканскому спортивно-техническому клубу Rieduva («Родина»), под председательством Кястутиса Индзюласа. Не сохранилось ни одного опытного «КамАЗа», а этот автомобиль благодаря литовским энтузиастам остался цел.

Но делиться технологиями и тем более — создавать в СССР свой завод концерн не спешил. Хотя именно это интересовало советскую сторону в первую очередь. В сентябре 1969 года в ФРГ на переговоры о научно-техническом сотрудничестве полетела внушительная делегация Минавтопрома во главе с министром Александром Михайловичем Тарасовым. Он вез председателю правления Daimler-Benz AG профессору Иоахиму Цану приглашение к большому танцу: начиналось возведение Камского комплекса автомобильных заводов, на что государство отпускало 3 млрд рублей – в полтора раза больше, чем на АвтоВАЗ! Мы желали получить от швабов консультационную помощь в проектировании грузовых автомобилей и дизелей, по организации производства. Однако заманчивое предложение было вежливо отклонено.

В концерне очень быстро сообразили, как правильно забрасывать наживку в СССР. Русских интересовала специализированная техника. Поэтому Daimler-Benz AG участвовал в подавляющем большинстве торгово-промышленных выставок, начиная с открывшейся в апреле 1960 года на ВДНХ в Москве международной выставки по градостроительству и 1‑й выставки «Строительные и дорожные машины и средства механизации строительно-монтажных работ» («Стройдормаш-64»), прошедшей в августе 1964 года на территории московского спорткомплекса «Лужники». Подчас это были форумы, казалось, бесконечно далекие от автомобильной тематики: «Инрыбпром-68», «Химия-77», «Холод-78», «Аэропорт-79»…

Впрочем, одна выставка особенно запомнилась: специализированная экспозиция концерна Daimler-Benz AG. Она открылась 26 февраля 1973 года в московском парке Сокольники. Три десятка легковых и грузовых автомобилей, автобусы, дизельные силовые установки, экспериментальный суперкар С-111, три экспоната из заводского музе

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- А как вам нравится нынешний президент Украины Владимир Зеленский? - Он мне очень симпатичен. Я с ним знаком. Мы познакомились задолго до того, как появился фильм "Слуга народа". Мне нравится вся эта история. Это красиво. Я ему доверяю абсолютно, потому что он не ворюга, не врун и ...
http://alex-hedin.livejournal.com/151627.html Мужчина смотрит на руки своей пятилетней дочери, отрезанные в наказание за плохо выполненную работу по сбору каучука. В 1885 - 1908 годах Конго являлось личным владением короля Бельгии Леопольда II, в эти годы в стране ...
Сейчас я докажу, что кронштадтская бабушка ничего в "Магните" не воровала, а её просто нагло подставили работники супермаркета. У пожилых людей зрение слабое. Если бабушке 81 год, то у неё зрение было не более 40-50% в лучшем случае. Она просто могла не заметить, что под сумкой лежит мас ...
♌ Так! Делаю эту запись, чтобы мне потом, если что, было более совестно )) Подумываю бросить курить. Всё-таки возраст уже как бы намекает )) И для здоровья хорошо, и для кожи, и... ну и для чего-нибудь ещё, наверняка, тоже ))) Даю себе месяц на моральную подготовку и со дня рожде ...
В последние  дни заметил лавину перепостов про "программиста, который нашел айфон, а злые менты его пытали, требуя самооговора в краже". Особого внимание на это не обратил, только удивился, зачем в ЖЖ публикуют баянище из "Московского ...