Давай, до свидания: как от нас ушел Mercedes-Benz и что после себя оставил
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Концерн DaimlerChrysler AG стал первой иностранной автомобильной компанией, создавшей в России дочернюю фирму — акционерное общество закрытого типа (АОЗТ) «Мерседес-Бенц Автомобили». Произошло это 30 лет назад, 1 августа 1994 года. Юбилей — хороший повод вспомнить и другие эпизоды из истории знаменитой марки, которой больше нет с нами.
![Ð 1970âе на ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð² 10âе оÑделение оÑдела доÑожного надзоÑа и ÐÐÐ ÐУÐÐ ÐоÑгоÑиÑполкома поÑÑÑпили 4 авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Mercedes-Benz S-клаÑÑа (W 108), закÑпленнÑе по иÑогам вÑÑÑавки «ÐнÑеÑÑигналдоÑÑÑанÑ-70». ÐеÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ Ðа-26 иÑполÑзовалÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑнÑм моÑковÑким ÐÐÐ Ñ 1971 года. Ð 1970âе на ÑлÑÐ¶Ð±Ñ Ð² 10âе оÑделение оÑдела доÑожного надзоÑа и ÐÐÐ ÐУÐÐ ÐоÑгоÑиÑполкома поÑÑÑпили 4 авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Mercedes-Benz S-клаÑÑа (W 108), закÑпленнÑе по иÑогам вÑÑÑавки «ÐнÑеÑÑигналдоÑÑÑанÑ-70». ÐеÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ Ðа-26 иÑполÑзовалÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑнÑм моÑковÑким ÐÐÐ Ñ 1971 года.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-eb6744.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/5koleso/94159791/15808/15808_800.jpg)
Москвичи постарше помнят огромную трехлучевую звезду над «Домом правительства», напротив Кремля. 6,5‑тонный символ диаметром 8 метров установили на крыше легендарного дома в 2001 году. Шутили, мол, по этому символу-флюгеру тогдашнее руководство страны, выглядывая из кремлевских окон, сверялось, откуда ныне веют ветры перемен. Демонтировали звезду только в ночь на 2 ноября 2011 года.
Для граждан шестой части суши слова «Мерседес-Бенц» всегда значили много больше, чем просто название иностранных автомобилей. Символ, чуть ли не икона! Олег Табаков в роли Шелленберга произносил прям-таки с мхатовской интонацией: «Какой марки у Вас автомобиль? Мерседес-БЕНЦ!» Думал ли он тогда, что делает прекрасную рекламу германской фирме? Создав свои бессмертные «17 мгновений…», режиссер Татьяна Лиознова непроизвольно ввела в советском кино моду на «Мерседес-Бенц». В 1986 году режиссер Георгий Николаенко на киностудии им. Горького снимет «Досье человека в «Мерседесе»», где главный герой (его играл Регимантас Адомайтис) ездил даже не на «мерседесе», а на Chrysler 300 hardtop 1966 года выпуска. Главное — броское название! Именно «мерседес» в представлении советского человека олицетворял настоящий западный автомобиль.
![Ðоказ ÐÑ
импеÑаÑоÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ II «моÑоÑной Ñелеги» ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐÑÑкого в СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑге 30 апÑÐµÐ»Ñ 1901 года. 5âÑоннÑй гÑÑзовоз поÑÑÑоен заводом Motorfahrzeug-und Motorenfabrik Berlin-Marienfelde. СпÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð´ MMB ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¾Ñделением ÑиÑÐ¼Ñ Daimler-Motoren-Gesellschaft, а Ñам ÐÑÑкий â ее конÑÑÑÑкÑоÑом. ЦаÑÑ â в ÑвеÑлом киÑеле. Ðевее ÑазглÑдÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ñок боÑинка великий кнÑÐ·Ñ ÐлекÑей ÐлекÑандÑовиÑ, генеÑал-адмиÑал и ÐвгÑÑÑейÑий покÑовиÑÐµÐ»Ñ ÐбÑеÑÑва ÑодейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑÑÑкой пÑомÑÑленноÑÑи и ÑоÑговли. ÐоÑÐ¸Ñ ÐÑигоÑÑÐµÐ²Ð¸Ñ ÐÑÑкий â в ÑилиндÑе и во ÑÑаке. Ðоказ ÐÑ
импеÑаÑоÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ II «моÑоÑной Ñелеги» ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐÑÑкого в СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑге 30 апÑÐµÐ»Ñ 1901 года. 5âÑоннÑй гÑÑзовоз поÑÑÑоен заводом Motorfahrzeug-und Motorenfabrik Berlin-Marienfelde. СпÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð´ MMB ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð¾Ñделением ÑиÑÐ¼Ñ Daimler-Motoren-Gesellschaft, а Ñам ÐÑÑкий â ее конÑÑÑÑкÑоÑом. ЦаÑÑ â в ÑвеÑлом киÑеле. Ðевее ÑазглÑдÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ñок боÑинка великий кнÑÐ·Ñ ÐлекÑей ÐлекÑандÑовиÑ, генеÑал-адмиÑал и ÐвгÑÑÑейÑий покÑовиÑÐµÐ»Ñ ÐбÑеÑÑва ÑодейÑÑÐ²Ð¸Ñ ÑÑÑÑкой пÑомÑÑленноÑÑи и ÑоÑговли. ÐоÑÐ¸Ñ ÐÑигоÑÑÐµÐ²Ð¸Ñ ÐÑÑкий â в ÑилиндÑе и во ÑÑаке.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-b1d3d2.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/01.-daimler-loutzky-nikolai-ii-1901.jpg)
Mercedes-Benz — старейшая автомобильная фирма. Не будем формалистами и закроем глаза на то, что слияние двух предприятий, Benz und Cie и Daimler-Motoren Gesellschaft состоялось только в 1926 году. Верно, однако, что отцы-основатели этих фирм, Карл Бенц и Готлиб Даймлер, свои первые самодвижущиеся экипажи создали еще в период с 1885 по 1888 годы. Сей факт Mercedes-Benz сполна отыграла в пропаганде, так что к рубежу нулевых наши граждане подошли, пребывая в уверенности, что Benz Motorwagen является первым автомобилем, а Daimler Reitwagen — первым мотоциклом в мире. Что, конечно, не истина, а лишь приближение к оной, поскольку еще 12 февраля 1884 года француз Эдуар Делямар-Дебутвиль закрепил патентом № 160267 свое право на самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Но какое дело россиянам до забытого всеми французишки?
![Реклама завода «ÐеÑÑнеÑ» в жÑÑнале «ÐвÑомобилÑ» за 1907 год. ÐкÑионеÑное обÑеÑÑво ÐаÑиноÑÑÑоиÑелÑного, ÑÑгÑнолиÑейного и коÑелÑного завода «Ð. Ð. ÐеÑÑнеÑ» подпиÑало 14 декабÑÑ 1901 года Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ñ Daimler-Motoren-Gesellschaft. ÐÐ°Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑедоÑÑавлÑлиÑÑ Ð¿Ñава на пÑÐ¾Ð´Ð°Ð¶Ñ Ð² РоÑÑийÑкой импеÑии авÑомобилей под маÑками «ÐаймлеÑ» и «ÐеÑÑедеÑ». Ðа Ñекламе изобÑажен омнибÑÑ SAF Gaggenau C40 Ñ Ð¾ÑкÑÑÑÑм вÑоÑÑм ÑÑажом â «импеÑиалом». С 1910 года завод Süddeutsche Automobil-Fabrik пÑинадлежал Benz und Cie. Реклама завода «ÐеÑÑнеÑ» в жÑÑнале «ÐвÑомобилÑ» за 1907 год. ÐкÑионеÑное обÑеÑÑво ÐаÑиноÑÑÑоиÑелÑного, ÑÑгÑнолиÑейного и коÑелÑного завода «Ð. Ð. ÐеÑÑнеÑ» подпиÑало 14 декабÑÑ 1901 года Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñ Ñ Daimler-Motoren-Gesellschaft. ÐÐ°Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑедоÑÑавлÑлиÑÑ Ð¿Ñава на пÑÐ¾Ð´Ð°Ð¶Ñ Ð² РоÑÑийÑкой импеÑии авÑомобилей под маÑками «ÐаймлеÑ» и «ÐеÑÑедеÑ». Ðа Ñекламе изобÑажен омнибÑÑ SAF Gaggenau C40 Ñ Ð¾ÑкÑÑÑÑм вÑоÑÑм ÑÑажом â «импеÑиалом». С 1910 года завод Süddeutsche Automobil-Fabrik пÑинадлежал Benz und Cie.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-61c2c4.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/02.-lessner-mercedes-ads-1907-03-15.jpg)
Сведения о том, когда в Россию ввезли первый Benz, тоже разнятся. Одни утверждают, что господин Навроцкий в 1891 году доставил в Одессу автомобиль этой марки. Другие, что Benz впервые появился в Москве в 1894 году. Наконец, известно, что 22 апреля 1895 года Benz замечен в Санкт-Петербурге.
![ÐÑобег ÐеÑÑогÑад â ÐÑга â ÐÑков â ÐеÑÑогÑад, веÑоÑÑно, пеÑвое авÑомобилÑное ÑпоÑÑивное меÑопÑиÑÑие СовеÑÑкой РоÑÑии, 30 ÑенÑÑбÑÑ â 1 окÑÑбÑÑ 1922 года. ÐÑÑановка Ñ ÐоÑкÑеÑенÑкого ÑобоÑа в ÐÑге. ÐвÑомобилÑ, пÑеодолевÑий диÑÑанÑÐ¸Ñ Ð¿Ñобега 537 веÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑм, за 11:38 и занÑвÑий вÑоÑое меÑÑо в веÑÑÑовой гонке â 90âÑилÑнÑй 4âÑилиндÑовÑй Mercedes 37/90PS вÑпÑÑка 1913 года, водиÑÐµÐ»Ñ ÐиÑ
аил ÐÑкинин. ÐÑобег ÐеÑÑогÑад â ÐÑга â ÐÑков â ÐеÑÑогÑад, веÑоÑÑно, пеÑвое авÑомобилÑное ÑпоÑÑивное меÑопÑиÑÑие СовеÑÑкой РоÑÑии, 30 ÑенÑÑбÑÑ â 1 окÑÑбÑÑ 1922 года. ÐÑÑановка Ñ ÐоÑкÑеÑенÑкого ÑобоÑа в ÐÑге. ÐвÑомобилÑ, пÑеодолевÑий диÑÑанÑÐ¸Ñ Ð¿Ñобега 537 веÑÑÑ Ð¿ÐµÑвÑм, за 11:38 и занÑвÑий вÑоÑое меÑÑо в веÑÑÑовой гонке â 90âÑилÑнÑй 4âÑилиндÑовÑй Mercedes 37/90PS вÑпÑÑка 1913 года, водиÑÐµÐ»Ñ ÐиÑ
аил ÐÑкинин.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-519e60.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/03.-mercedes-37-90-ps-1922-luga.jpg)
Там, на Фонтанке, в доме № 52 при «Технической конторе Карла Шпана» открылось и первое официальное агентство по торговле самодвижущимися экипажами с бензиновыми двигателями «Бенцъ и Комп.». Филиал конторы Шпана действовал также и в Москве, в доме Дольника в Кисельном переулке. Конструкция экипажа Бенца пользовалась успехом. На нее как две капли воды похож первый русский автомобиль Евгения Александровича Яковлева и Петра Александровича Фрезе, показанный 1 (14 июля) 1896 года на XVI-й Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. И есть предположение, что первый русский автомобиль на самом деле являлся «Бенцем». Якобы, Карлу Шпану что-то помешало самому участвовать в выставке, а у каретной мастерской Фрезе на выставке был стенд. Вот и прибег Карл Иванович к такому хитрому приему. Впрочем, «за недостаточностью улик» утверждать такое наверняка нельзя.
![ÐоÑква, ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ. Ðа ÑÑаÑÑе ÐеÑвого вÑеÑоÑÑийÑкого иÑпÑÑаÑелÑного пÑобега 1923 года. ÐаводÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° Mercedes Ñла на паÑе новейÑиÑ
6âÑилиндÑовÑÑ
7,27âлиÑÑовÑÑ
Typ 28/95 PS и вÑпÑÑкавÑиÑ
ÑÑ ÐµÑе Ñо вÑемен ÐайзеÑа 4âÑилиндÑовом 7,23âлиÑÑовом Typ 28/60 PS и 4âÑилиндÑовом 9,55âлиÑÑовом Typ 37/95 PS. ÐоÑква, ÐÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ. Ðа ÑÑаÑÑе ÐеÑвого вÑеÑоÑÑийÑкого иÑпÑÑаÑелÑного пÑобега 1923 года. ÐаводÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ð° Mercedes Ñла на паÑе новейÑиÑ
6âÑилиндÑовÑÑ
7,27âлиÑÑовÑÑ
Typ 28/95 PS и вÑпÑÑкавÑиÑ
ÑÑ ÐµÑе Ñо вÑемен ÐайзеÑа 4âÑилиндÑовом 7,23âлиÑÑовом Typ 28/60 PS и 4âÑилиндÑовом 9,55âлиÑÑовом Typ 37/95 PS.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-c89f82.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/04.-september-1923-trial-mercedes-team.jpg)
События развивались по нарастающей. Вспомним Бориса Григорьевича Луцкого — российского конструктора, сотрудничавшего с берлинским отделением Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG), располагавшимся в берлинском пригороде Мариенфельде. Луцкий энергично продвигал на российский рынок «моторы Луцкого» (автомобили системы Daimler-Loutzky). Не без участия Луцкого на них обратил внимание Государь. 20 сентября 1912 года «Германскому заводу Даймлера близ Штутгарта» было пожаловано звание поставщика Двора его Императорского Величества.
![Ðа ÑоваÑном двоÑе 1âго ÐоÑÑдаÑÑÑвенного авÑомобилÑного завода (бÑв. ÐÐÐ) ÐвÑоÑÑеÑÑа Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ÑгÑÑзка заказÑÐ¸ÐºÑ 30âмеÑÑнÑÑ
авÑобÑÑов на низкоÑамном ÑаÑÑи Mercedes-Benz N2/6. ÐÑÐ·Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ 10âÑи ÑакиÑ
авÑобÑÑов поÑÑÑоили в ÐÑзовном оÑделе завода под ÑÑководÑÑвом ÑÑаÑого моÑковÑкого каÑеÑника ÐлекÑÐµÑ ÐлекÑеевиÑа ÐвÑеева, ÑÑна бÑвÑего владелÑÑа извеÑÑной Ñкипажной ÑабÑики в ÐоÑкве. Ðа ÑоваÑном двоÑе 1âго ÐоÑÑдаÑÑÑвенного авÑомобилÑного завода (бÑв. ÐÐÐ) ÐвÑоÑÑеÑÑа Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ÑгÑÑзка заказÑÐ¸ÐºÑ 30âмеÑÑнÑÑ
авÑобÑÑов на низкоÑамном ÑаÑÑи Mercedes-Benz N2/6. ÐÑÐ·Ð¾Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ 10âÑи ÑакиÑ
авÑобÑÑов поÑÑÑоили в ÐÑзовном оÑделе завода под ÑÑководÑÑвом ÑÑаÑого моÑковÑкого каÑеÑника ÐлекÑÐµÑ ÐлекÑеевиÑа ÐвÑеева, ÑÑна бÑвÑего владелÑÑа извеÑÑной Ñкипажной ÑабÑики в ÐоÑкве.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-b4797a.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/05.-mercedes-benz-n2-amo-autobus.jpg)
Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года нарушили планы императора, однако не смогли поколебать намерений заводов Benz и DMG торговать с Россией. Во Всероссийском испытательном пробеге 16 — 23 сентября 1923 года участвовала заводская команда на четырех новеньких «мерседесах»: Зайлер, Крацер, Кюнле, Мерц. В Москве открывается представительство фирмы. Новая экономическая политика и острая нехватка транспорта способствовали гешефту. В очередном, Большом всероссийском испытательном пробеге 18 августа — 12 сентября 1925 года легковой Mercedes и грузовой 3,5‑тонный Daimler заняли первые места в абсолютном зачете.
![ХоÑÑ Ð² пÑобеге 1925 года ÑбедиÑелÑно победили Mercedes 24/100/140 PS Typ 630, Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑиÑ
наÑалÑников закÑпили более ÑкÑомнÑе Mercedes 15/70/100 PS Typ 400. ÐеÑвое ÑиÑло в обознаÑении модели ÑказÑвало налоговÑÑ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ, вÑоÑое â номиналÑнÑÑ, ÑÑеÑÑе â поÑле вклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð³Ð½ÐµÑаÑелÑ. Ðа ÑоÑо пÑедположиÑелÑно Ðиколай ÐаÑилÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ðванов, лиÑнÑй водиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐÐÐУ (бÑдÑÑего наÑодного комиÑÑаÑа внÑÑÑенниÑ
дел) ЯгодÑ. ХоÑÑ Ð² пÑобеге 1925 года ÑбедиÑелÑно победили Mercedes 24/100/140 PS Typ 630, Ð´Ð»Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑиÑ
наÑалÑников закÑпили более ÑкÑомнÑе Mercedes 15/70/100 PS Typ 400. ÐеÑвое ÑиÑло в обознаÑении модели ÑказÑвало налоговÑÑ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ, вÑоÑое â номиналÑнÑÑ, ÑÑеÑÑе â поÑле вклÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð³Ð½ÐµÑаÑелÑ. Ðа ÑоÑо пÑедположиÑелÑно Ðиколай ÐаÑилÑÐµÐ²Ð¸Ñ Ðванов, лиÑнÑй водиÑÐµÐ»Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐÐÐУ (бÑдÑÑего наÑодного комиÑÑаÑа внÑÑÑенниÑ
дел) ЯгодÑ.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-92d9e1.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/06.-heinrich-yagoda-personal-driver-ivanoff.jpg)
В концерне Daimler-Benz AG дотошно подсчитали, что в период с 1927 по 1940 год продали СССР 56 легковых автомобилей, 85 грузовиков и автобусов, 89 моторов. Исследователь Дмитрий Дашко в книге «Советские грузовики, 1919 — 1945» приводит удивительные подробности закупки делегацией «Автотреста» 59‑ти машинокомплектов трехтонок Mercedes-Benz L2 и отдельно 138 комплектов силовых агрегатов M26 для сборки на 1‑м ГАРЗе (Государственном автомобильном заводе) в Ярославле. Договор об этом был подписан в апреле 1928 года. То есть, за 80 лет до того, как Daimler Trucks приобретет 10 %, а затем еще 5 % акций ОАО «КамАЗ» и развернет в Набережных Челнах сборку своих грузовиков и выпуск кабин. История повторилась: в 1928 году на 1‑м ГАРЗе (будущем Ярославском автозаводе) тоже собирали «мерседесы» из машинокомплектов, так и выпускали 3,5‑тонные грузовики Я-4 собственной конструкции с силовыми агрегатами Mercedes-Benz.
![Pz.Kpfw.III Ausf.G. Ñ 37âмм пÑÑкой 3,7 Ñm KwK L/45 на ÐÐТ-полигоне в поÑелке ÐÑбинка ÐоÑковÑкой облаÑÑи. Танк Ñдивил наÑиÑ
инженеÑов бÑÑÑÑоÑ
одноÑÑÑÑ (69,7 км/Ñ), пÑекÑаÑной обзоÑноÑÑÑÑ, заÑиÑенноÑÑÑÑ. РоÑÑеÑе бÑло оÑмеÑено, ÑÑо «немеÑÐºÐ°Ñ ÑеменÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±ÑÐ¾Ð½Ñ ÑолÑиной 32âмм ÑавнопÑоÑна 42â44âмм гомогенной бÑоне Ñипа Ðз (ижоÑÑкого завода)». Pz.Kpfw.III Ausf.G. Ñ 37âмм пÑÑкой 3,7 Ñm KwK L/45 на ÐÐТ-полигоне в поÑелке ÐÑбинка ÐоÑковÑкой облаÑÑи. Танк Ñдивил наÑиÑ
инженеÑов бÑÑÑÑоÑ
одноÑÑÑÑ (69,7 км/Ñ), пÑекÑаÑной обзоÑноÑÑÑÑ, заÑиÑенноÑÑÑÑ. РоÑÑеÑе бÑло оÑмеÑено, ÑÑо «немеÑÐºÐ°Ñ ÑеменÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð±ÑÐ¾Ð½Ñ ÑолÑиной 32âмм ÑавнопÑоÑна 42â44âмм гомогенной бÑоне Ñипа Ðз (ижоÑÑкого завода)».](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-ecfdba.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/07.-pkfw-iii-kubinka-1940.jpg)
К подсчетам Daimler-Benz AG следует добавить три средних полугусеничных тягача Sd.Kfz. 7 и «средний 20‑тонный танк «Даймлер-Бенц»». Их Советский Союз приобрел у Германии весной-летом 1940 года в рамках торгово-кредитного соглашения между нашими странами (к слову, уже пятого, начиная с 1925 года). На этот раз немцы выделили нам кредит в размере 200 млн марок сроком на 7 лет, под 5 % годовых. По статье «Предметы вооружения» разрешалась закупка любых образцов военной техники и вооружения на сумму (в целом) 58,4 млн марок. Танк PzKpfw III, что у нас назвали «средним 20‑тонным», стоил RM 96 200, тягач — RM 36 000. Пока, правда, не удалось установить, посещали ли харьковские танкостроители заводы Daimler-Benz? Авиационные конструкторы, так те побывали в гостях у Хейнкеля и Мессермитта, о чем вспоминал авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев. Зато, благодаря мемуарам генерал-майора танковых войск Александра Васильевича Егорова «С верой в победу. Записки командира танкового полка», известна курьезная история обретения такого же танка Daimler-Benz еще в ходе Польского похода 1939 года. Тогда между германскими и нашими военными устраивались многочисленные «дружеские встречи». Похвастав своей техникой перед командирами 24‑й легкотанковой бригады полковника Фотченкова, немцы повели гостей на банкет. Старший лейтенант-разведчик Ткаченко приотстал, незаметно забрался в танк, запустил мотор и угнал танк в расположение нашей части. Скандал раздувать не стали. Боевую машину вернули с извинениями. А не в меру инициативный разведчик и его командир (автор мемуаров) заработали по строгачу. (К слову, это был уже не первый случай. Бойцы бригады похожим способом увели из-под носа у немцев несколько трофейных польских танков и танкеток.)
![ÐÑиезд ÐлавнокомандÑÑÑего ÑовеÑÑкиÑ
оккÑпаÑионнÑÑ
войÑк в ÐеÑмании маÑÑала ÐÑкова в Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð· ÑаÑÑей. ÐвÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ â ÑÑоÑейнÑй Mercedes-Benz 540K Ñ Ð±ÑониÑованнÑм кÑзовом Limousine 2 Türen. ÐоÑле ÑÑпеÑного покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° РейнÑ
аÑда ÐейдÑиÑ
а в 1942 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð³ÐµÑманÑкое пÑавиÑелÑÑÑво заказало Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ñ 20 ÑакиÑ
бÑоневиков в ÑамкаÑ
Aktion «P». Ðз-за ÑÑÐ»Ñ Ð²ÑÐ»ÐµÐ·Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑннÑй ÑоÑÐµÑ Ð¼Ð°ÑÑала ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ ÐÑÑин. СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ зимней ÑоÑме одеждÑ, Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐ½ÐµÐ³Ñ Ð½Ð° кÑÑÑе и ÑиÑÐ»Ñ Ð¼Ð°Ñин на паÑковке, можно пÑедположиÑÑ, ÑÑо дело пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² канÑн ноÑбÑÑÑкиÑ
пÑаздников 1945 года (поÑколÑÐºÑ Ñже 21 маÑÑа 1946 года ÐÑков бÑл назнаÑен на дÑÑгÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ). ÐÑиезд ÐлавнокомандÑÑÑего ÑовеÑÑкиÑ
оккÑпаÑионнÑÑ
войÑк в ÐеÑмании маÑÑала ÐÑкова в Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð· ÑаÑÑей. ÐвÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ â ÑÑоÑейнÑй Mercedes-Benz 540K Ñ Ð±ÑониÑованнÑм кÑзовом Limousine 2 Türen. ÐоÑле ÑÑпеÑного покÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° РейнÑ
аÑда ÐейдÑиÑ
а в 1942 Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð³ÐµÑманÑкое пÑавиÑелÑÑÑво заказало Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ñ 20 ÑакиÑ
бÑоневиков в ÑамкаÑ
Aktion «P». Ðз-за ÑÑÐ»Ñ Ð²ÑÐ»ÐµÐ·Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑоÑннÑй ÑоÑÐµÑ Ð¼Ð°ÑÑала ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ ÐÑÑин. СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ зимней ÑоÑме одеждÑ, Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐ½ÐµÐ³Ñ Ð½Ð° кÑÑÑе и ÑиÑÐ»Ñ Ð¼Ð°Ñин на паÑковке, можно пÑедположиÑÑ, ÑÑо дело пÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² канÑн ноÑбÑÑÑкиÑ
пÑаздников 1945 года (поÑколÑÐºÑ Ñже 21 маÑÑа 1946 года ÐÑков бÑл назнаÑен на дÑÑгÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ).](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-ab94d2.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/08.-zhukovs-540-k-panzerung.jpg)
Великая отечественная война оставила глубокий шрам в отношениях между нашими странами. Формально мы оставались в состоянии войны с Германией до 25 января 1955 года. В сентябре в СССР прибыл с официальным визитом федеральный канцлер Конрад Аденауэр. А 25 апреля 1958 года Федеративная Республика Германии принимала заместителя председателя Совета министров СССР Анастаса Ивановича Микояна. Особой пользы это посещение немцам не принесло, хотя первые закупки начались. Опять же, если верить подсчетам германской стороны, в период до 1969 года нашей стране поставили 604 легковых и 20 грузовых автомобилей, 7 автобусов и 14 «унимогов». 604 — не опечатка! Сосчитаны автомобили для дипломатов и иностранных торговых представителей, этими поставками ведало Управление делами дипломатического корпуса (УпДК). Так, с 1968 по 1972 год было ввезено 334 легковых «мерседеса».
![29 апÑÐµÐ»Ñ 1958 года. ÐÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Daimler-Benz AG ФÑÐ¸Ñ Ðенеке (ÑамÑй вÑÑокий на Ñнимке) Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¿ÑедÑовмина СССРÐикоÑна Ñ Mercedes-Benz 300 SL (W 198), пеÑвÑм ÑеÑийнÑм ÑпоÑÑивнÑм авÑомобилем Ñ Ð²Ð¿ÑÑÑком Ñоплива, на заводе в УнÑеÑÑÑÑкÑ
айме. Такой авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÑплен Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ЦенÑÑалÑном конÑÑÑÑкÑоÑÑком бÑÑо Ñопливной аппаÑаÑÑÑÑ (ЦÐÐТÐ), а Ñакже ÑнимеÑÑÑ Ð² ÑилÑме «ÐеÑÑвÑй Ñезон». 29 апÑÐµÐ»Ñ 1958 года. ÐÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Daimler-Benz AG ФÑÐ¸Ñ Ðенеке (ÑамÑй вÑÑокий на Ñнимке) Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ñ Ð·Ð°Ð¼Ð¿ÑедÑовмина СССРÐикоÑна Ñ Mercedes-Benz 300 SL (W 198), пеÑвÑм ÑеÑийнÑм ÑпоÑÑивнÑм авÑомобилем Ñ Ð²Ð¿ÑÑÑком Ñоплива, на заводе в УнÑеÑÑÑÑкÑ
айме. Такой авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÐºÑплен Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ЦенÑÑалÑном конÑÑÑÑкÑоÑÑком бÑÑо Ñопливной аппаÑаÑÑÑÑ (ЦÐÐТÐ), а Ñакже ÑнимеÑÑÑ Ð² ÑилÑме «ÐеÑÑвÑй Ñезон».](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-d7381b.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/09.-anastas-mikojan-und-fritz-koenecke-27-april-1958-photographer-michael-rougier.jpg)
Многое закупалось для изучения и сравнительных испытаний. Спортивный Mercedes-Benz 300 SL (W 198) с системой механического впрыска Bosch ждали в только что образованном в Ленинграде (постановление Совета министров СССР № 863 от 4 мая 1955 года) Центральном конструкторском бюро топливной аппаратуры (ЦКБТА) Главного управления автомобильных и электрических приборов Минавтопрома (будущем ЦНИТА). В 1968 году Савва Кулиш на «Ленфильме» даже снимет автомобиль в шпионской ленте «Мертвый сезон». Сегодня 300 SL назвали бы суперкаром. Судьба того, единственного на весь Союз экземпляра, будет будоражить умы автомобилистов страны долгие годы, пока, наконец, он не «всплывет» в Великобритании в отреставрированном виде, в собственности одного русскоговорящего господина.
Московский НАМИ, 21‑й НИИ в Бронницах, Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны в Балашихе, автомобильные заводы и даже Государственный краснознаменный НИИ ВВС в Чкаловском — все испытывали технику на шасси Mercedes-Benz.
![«ÐÑÑÑÑ
аÑбеÑ» (коÑоÑкокапоÑнÑй) Mercedes-Benz L1817 и еÑе неÑколÑко гÑÑзовиков закÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ линии ÐÐÐТ делегаÑией ÐинавÑопÑома на заводаÑ
Daimler-Benz леÑом 1970 года. ÐвÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑпил в ÐÐÐÐ, где его иÑпÑÑали в окÑÑбÑе-ноÑбÑе на ÐмиÑÑовÑком авÑополигоне. ÐаÑем попал на ÐиÐ. УÑаÑÑвовал в ÑÑавниÑелÑнÑÑ
иÑпÑÑаниÑÑ
Ñ Ð¾Ð¿ÑÑнÑми обÑазÑами «ÐамÐÐов». Ð 1980âе Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ акÑÑ Ð¿ÐµÑедан лиÑовÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑеÑпÑбликанÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑпоÑÑивно-ÑеÑ
ниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÐºÐ»ÑÐ±Ñ Rieduva («Родина»), под пÑедÑедаÑелÑÑÑвом ÐÑÑÑÑÑиÑа ÐндзÑлаÑа. Ðе ÑоÑ
ÑанилоÑÑ Ð½Ð¸ одного опÑÑного «ÐамÐÐа», а ÑÑÐ¾Ñ Ð°Ð²ÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ Ð»Ð¸ÑовÑким ÑнÑÑзиаÑÑам оÑÑалÑÑ Ñел. «ÐÑÑÑÑ
аÑбеÑ» (коÑоÑкокапоÑнÑй) Mercedes-Benz L1817 и еÑе неÑколÑко гÑÑзовиков закÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾ линии ÐÐÐТ делегаÑией ÐинавÑопÑома на заводаÑ
Daimler-Benz леÑом 1970 года. ÐвÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑпил в ÐÐÐÐ, где его иÑпÑÑали в окÑÑбÑе-ноÑбÑе на ÐмиÑÑовÑком авÑополигоне. ÐаÑем попал на ÐиÐ. УÑаÑÑвовал в ÑÑавниÑелÑнÑÑ
иÑпÑÑаниÑÑ
Ñ Ð¾Ð¿ÑÑнÑми обÑазÑами «ÐамÐÐов». Ð 1980âе Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ акÑÑ Ð¿ÐµÑедан лиÑовÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑеÑпÑбликанÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑпоÑÑивно-ÑеÑ
ниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÐºÐ»ÑÐ±Ñ Rieduva («Родина»), под пÑедÑедаÑелÑÑÑвом ÐÑÑÑÑÑиÑа ÐндзÑлаÑа. Ðе ÑоÑ
ÑанилоÑÑ Ð½Ð¸ одного опÑÑного «ÐамÐÐа», а ÑÑÐ¾Ñ Ð°Ð²ÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°ÑÑ Ð»Ð¸ÑовÑким ÑнÑÑзиаÑÑам оÑÑалÑÑ Ñел.](/images/main/davay-do-svidaniya-kak-ot-nas-ushel-mercedes-benz-i-chto-posle-sebya-ostavil-566041.jpg?from=https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/08/10.-mercedes-benz-1817-kamaz-competitor.jpg)
Но делиться технологиями и тем более — создавать в СССР свой завод концерн не спешил. Хотя именно это интересовало советскую сторону в первую очередь. В сентябре 1969 года в ФРГ на переговоры о научно-техническом сотрудничестве полетела внушительная делегация Минавтопрома во главе с министром Александром Михайловичем Тарасовым. Он вез председателю правления Daimler-Benz AG профессору Иоахиму Цану приглашение к большому танцу: начиналось возведение Камского комплекса автомобильных заводов, на что государство отпускало 3 млрд рублей – в полтора раза больше, чем на АвтоВАЗ! Мы желали получить от швабов консультационную помощь в проектировании грузовых автомобилей и дизелей, по организации производства. Однако заманчивое предложение было вежливо отклонено.
В концерне очень быстро сообразили, как правильно забрасывать наживку в СССР. Русских интересовала специализированная техника. Поэтому Daimler-Benz AG участвовал в подавляющем большинстве торгово-промышленных выставок, начиная с открывшейся в апреле 1960 года на ВДНХ в Москве международной выставки по градостроительству и 1‑й выставки «Строительные и дорожные машины и средства механизации строительно-монтажных работ» («Стройдормаш-64»), прошедшей в августе 1964 года на территории московского спорткомплекса «Лужники». Подчас это были форумы, казалось, бесконечно далекие от автомобильной тематики: «Инрыбпром-68», «Химия-77», «Холод-78», «Аэропорт-79»…
Впрочем, одна выставка особенно запомнилась: специализированная экспозиция концерна Daimler-Benz AG. Она открылась 26 февраля 1973 года в московском парке Сокольники. Три десятка легковых и грузовых автомобилей, автобусы, дизельные силовые установки, экспериментальный суперкар С-111, три экспоната из заводского музе
|
</> |