Дао жлоба

топ 100 блогов werewolf000104.12.2018 ...
Итак, жлоб.
Если вы зайдете в интернет, то увидите что этому слову придают самые разные значения. Вот что про него говорит Википедия
Значение
прост., уничиж. грубый, тупой, малограмотный, некультурный, невоспитанный, примитивный, наглый человек
прост., презр. жадный, скупой человек
крим. жарг. большой, здоровый, огромный человек, сильный, зачастую культурист, бодибилдер
крим. жарг. человек, не принадлежащий к воровской компании
Синонимы
грубиян, деревенщина, наглец, невежа, невежда, хам
жадина разг., жадюга прост., жила прост., жмот прост., крохобор, куркуль прост., скареда прост., скряга разг., скупердяй прост., скупец

Если убрать примеры употребления криминального жаргона, то мы видим, что жлоб – это человек с низкой культурой, примитивный, наглый, некультурный и ограниченный. Но и это не все примеры жлоба.
У Андрей Платонова (Котлован, Чевенгур) есть "Рассказ не состоящего больше во жлобах", где дается определение жлоба соответствующее написанному выше, но прибавляется важное утончение: жлоб это человек деревенской культуры и поэтому он такой. Он перебрался в город, но горожанином не стал и вместо того чтобы подтягивать свою культуру до уровня городской опускает городскую до своего уровня. Как? А просто своим постоянным присутствием и существованием – именно наглость и некультурность жлобов в какой-то момент становится важным, а то и доминирующим фактором в городском социуме просто в силу многочисленности и наглости жлобов. Еще один фактор – это произошедшее как в 1917 и 1991 году крушение городского социума, повлекшее культурный вакуум и разочарование в авторитетах. Этот вакуум как раз и заполнили своей культурой жлобы. Надо понимать, что и в 1917 и в 1991 году крушение затронуло прежде город, городской социум, городскую культуру – деревни это все коснулось меньше. Но оба этих слома вызвали массовые миграционные волны – из города в другие страны и из деревни в города. На Украине существует родственное жлобу понятие «селюк» - видимо оно обозначает совсем уж сельского по культуре человека, в то время как жлоб – это все-таки горожанин. Он проживает в городе, связывает себя с городом – но вот городскую культуру либо не воспринял вовсе, либо сильно переделал под себя.
Попробуем определить признаки жлоба:
1. Жлоб является активным и пассивным участником коррупции. При этом жлоб возмущается коррупцией крупной – но скорее из зависти, что сворованное не досталось ему, он не смог так обернуться. Видимо это происходит из сельской жизни, когда шли к начальству, брали подарок – яиц, а то и поросенка. Не подмажешь – не поедешь. Потому жлоб в повседневной жизни привычно решает вопросы через мелкие взятки, а если занимает какую-то должность – считает эти взятки как должное. Жлоб не просто встраивается в существующие коррупционные отношения – но по возможности создает новые.
2. Вытекает из первого – у жлоба везде должны быть свои люди, знакомые и жлоб всегда старается при решении любого вопроса действовать через них, а не просто по правилам и закону. Это либо односельчане, либо живущие с ним в одном дворе, служившие в армии и т.д. Жлоб везде и всегда активно ищет «своих людей», поддерживает с ними отношения даже если по-человечески они ему не интересны.
3. Опять-таки вытекает из предыдущего – жлоб относится к любым законам и правилам цинично, нигилистично и потребительски. Высшая гордость для жлоба – если он сумел сделать что-то не по правилам, а по знакомству, влез без очереди, получил больше чем следовало, где-то что-то не заплатил, сэкономил. При этом жлоб всегда крайне возмущен, если так сделал кто-то другой, и тем более, если он при этом пострадал. Типичная племенная мораль – если соседи у нас украли корову – это плохо, а если я украл корову у соседа – это хорошо. Если есть запрещающий знак – жлоб под него проедет, если нельзя парковаться – он припаркуется.
4. Жлоб лояльно относится к мелкому воровству, мошенничеству, злоупотреблению служебным положением – конечно, если он в этих делах не потерпевший. На крупное преступление жлоб вряд ли решится, в то время как на мелкое – запросто. Если жлоб где-то работает – он обязательно при первой возможности начнет подворовывать. Если можно кого-то обдурить – только в путь. Для жлоба важно понятие «справедливость» - но только когда он требует этого от других в отношении себя. Как только речь идет о несправедливостях, которые совершает он сам – он моментально затыкается и даже может правдоподобно возмущаться.
Но кстати в крупной коррупции жлоб как рыба в воде – поскольку он еще и жаден.
Пункты три и четыре – нельзя объяснить иначе чем в корне отличающимся от городского сельским менталитетом. Во-первых, жизнь на селе всегда была тяжелой, и разбогатеть можно было не честным и упорным трудом – а за чей то счет. Во-вторых – городская торговля обычно стационарна, как и ремесленничество. Если городской ремесленник или купец будут надуривать покупателей, они разорятся, к ним больше не пойдут. Селяне же и торговали и работали чаще всего далеко от дома. И шансы встретиться с обдуренным покупателем или работодателем в будущем – были незначительные. Ну и… тяжелая жизнь высокие моральные ценности не порождала.
5. Жлоб очень плохой и работник и работодатель. Как работник он всегда будет стараться украсть, обмануть, получить откат. Как работодатель – он не упустит возможность не заплатить работника зарплату или еще как то кинуть. При первой возможности он кинет поставщиков и покупателей/клиентов. Жлоб в принципе способен заниматься бизнесом – но не крупным, поскольку он все замыкает на себе. Ему невыносимо то что он платит людям зарплату и он справедливо опасается что управляющий его кинет, как кинул бы он сам.
6. Жлоб показательно религиозен и уважает традиции. Он очень заботится о том чтобы внешне все было прилично, не хуже чем у других. При этом он не сопоставляет свою повседневную жизнь с требованиями религии – он и украдет, и жену ближнего возжелает, и злословить будет и напьется. Для него важно чтобы икона висела, а не жить по десяти заповедям.
7. Жлоб всегда крайне скуп и жаден. Но при этом падок на все яркое – например, если будет возможность купить поддельный Роллекс – он купит и будем всем доказывать что настоящий.
8. Жлоб конфликтен. Он всегда знает как правильно, как надо и не склонен выслушивать других. Жлоб может и в драку полезть особенно если не один, или выпил.
В общем и целом – как раз жлобы и создают ту невыносимую атмосферу и в обществе и в бизнесе, отчего уезжают люди. Вопрос тут даже не в налогах – в Европе они почти всегда выше. Вопрос именно в атмосфере в обществе – когда по мелочи, но всюду нарушается закон, когда лезут вперед по ногам и по головам, хамят, когда никому и ничего нельзя доверить.
Не надо себя обманывать – в России жлобы есть и их немало. Но на Украине их не просто намного больше – на Украине они захватили власть в 2004 году. Те выборы – а они стали в истории Украины точкой слома. Что Ющенко что Янукович – были типичными жлобами, просто один освоил националистическую риторику, а другой только русский мат. Один завгар из Донецка, другой зиц-председатель банка. Но кинули своих избирателей и тот и другой.
В общем то в украинской ноосфере тема жлобства и жлобов была поднята и проговорена – но никакими действиями это не обернулось. Действие одно, универсальное – пора валить. А в 2014 году – началась типично жлобская война. Это когда днем воюют, а ночью торгуют. Это когда один говорит что на Луганской администрации взорвался кондиционер – а другие верят, так же как и в то что донецкие сами себя обстреливают. Это типичное жлобство.
Но остается два вопроса. Почему так и что теперь делать.
Почему так… мне кажется, что и здесь виновата интеллигенция, во второй половине 19 века совершившая огромную ошибку. В России того времени уживались две почти не имеющие ничего общего культуры – городская и сельская. В городской были свои проблемы, но вместо того чтобы их решать – тогдашняя интеллигенция решила, что спасение – в сельской культуре. Что русское село, деревня – это резерват чистых, не испорченных цивилизацией душ. И надо не сельскую культуру подтягивать до уровня городской – а наоборот, городскую низвести до уровня сельской. Было и еще одно – видимо, в обращении к громадному сельскому населению городская русская интеллигенция искала союзника в борьбе с властью, которого не находила в городе.
Одержимость и оголтелость русской интеллигенции не дали им увидеть что на самом деле представляет из себя русская деревня. Интеллигенция боролась с мещанством в городе, но не пожелала увидеть то же и еще худшее, отсталое, одиозное мещанство в сельской жизни. Мы – вошли в двадцатый век без этого понимания, без действенных средств коммуникации между городом и деревней, без плана на будущее. Все это – дало о себе знать сначала в 1905-1907 году, затем в 1914-1917, затем в 1917-1922 годах. Ленин выиграл гражданскую войну, прежде всего за счет великого политического цинизма, выразившегося в формуле «дай им, что они просят и неважно насколько это дико – потом всегда успеешь отнять». Это наша общая история – России и Украины. Но только до определенного момента.
Украина отличается от России наличием мощных и территориально обособленных (Западная Украина) националистических и ультрарелигиозных сил. Этот же район отличается тем, что в нем так и не завершилась ассимиляция сельских жителей городом. История Львова, Коломыи (Ивано-Франковска) вообще уникальна тем, что сначала там были убиты или изгнаны все евреи, а затем – в ходе операции по переселению выселены в Польшу все поляки – а на их место массово и одномоментно заселены либо польские украинцы, либо сельские украинцы. Городская община Львова была почти полностью уничтожена, на ее место пришли переселенцы из села, которые условно говоря, коз на балконе держали. В итоге – несмотря на усилия советской власти, все же не удалось сделать этих людей горожанами, работая на заводах, они по-прежнему сохраняли психологию селян (селюков, жлобов). А дальше украинская интеллигенция совершила ту же самую ошибку, что и русская сто пятьдесят лет назад, провозгласив львовских жлобов «украинцами со знаком качества». Не киевских интеллигентов, не харьковских промышленников, не одесских торговцев, не донецких шахтеров и заводчан – а именно львовских селюков. В итоге – вся страна за двадцать пять лет скатилась к этому уровню.
Затем – жлобам на Украине удалось захватить власть. Ющенко и Янукович – типичные жлобы, в Порошенко жлобского меньше – но тоже много. Никого из президентов Украины не сравнить с тем же Путиным, имеющим полное высшее образование и происходящем из вероятно самого интеллигентного города России. Более того, в России жлобство хоть и есть, но оно не так распространено и не определяет повестку дня. Все-таки в России город намного сильнее и самодостаточнее, чем в Украине, где например три генерала СБУ происходят из одного и того же закарпатского села…
Второй вопрос – что теперь делать?
По моему этого не понять, если не найти и не исправить ошибку, приведшую к такому положению дел. Ее нашел Мераб Мамардашвили, чей анализ в общем то верен и сейчас и не только для Грузии.
В течение очень долгого времени впереди нас шли слепые. Они не только сами были слепы, но ослепляли и тех, кто старался быть зрячим. К несчастью, сегодня у нас нет развитой интеллигенции с твердыми идеалами, с кристально чистым пройденным путем, с непреклонными политическими интересами, с мышлением, которое хотя бы на несколько ходов опережало бы события. Из чего, из каких деталей собираемся мы собрать новое мышление, новых лидеров, призывающих к новому будущему? Если мы будем собирать из старых представлений, тогда с точностью копии повторим все структуры тоталитарной системы, и слепые вновь поведут зрячих, сгорбленных в знак всеобщего и полного повиновения.

Думаю, что интеллигенция не выполнила свою функцию и роль: вместо того, чтобы бороться с уже привившимися дурными качествами, ложно понятым патриотизмом, отсталостью, влюбленностью в себя, спесивостью, убежденностью, что мы самые хорошие, самые умные, самые красивые, и никто другой нам не нужен, интеллигенция подыгрывала порокам, укоренившимся в народе. Подыгрывала, вместо того, чтобы выполнять функцию, возложенную на нее еще в XIX веке и выраженную Якобом Гогибашвили в следующих словах: "Интеллигенция призвана создать нового грузина. Грузина, который будет свободен от провинциальной самовлюбленности, кичливости и позерства". Идея нового грузина - это структурирование по национальным принципам нашей свободной политической, хозяйственной и культурной жизни. Для этого грузинский народ сперва должен внимательно посмотреть на себя в зеркало, устыдиться своего облика бахвальства и бездельничанья, своих рабских реакций и стереотипов, устыдиться своих умерших и задуматься: кем я был все эти годы? Что я делал, кому верил, за кем шел? Должен содрогнуться от стыда и отвращения, и тогда перед ним откроется путь к свободе. Свободе, которую надо построить, так как лишь от прочувственного стыда родится энергия возрождения. Именно поэтому необходимо, чтобы кто-то каждый день говорил своему народу: "Захотел вождя - осторожно, знай, что это рабство".

Именно отсутствие интеллигенции, которая была бы зрячей и способна была бы вести за собой. Которая смогла бы сначала проанализировать собственные ошибки – а потом и наши общие. Которая не кидалась бы от слюнявой любви к «народушке» до ненависти и предательства – именно отсутствие интеллигенции оставляет место для развития в обществе жлобства, которое губит и страну и народ лишает их будущего. Выздоровление общества должно начаться с того что интеллектуалы – должны заменить собой старую интеллигенцию. Только потом и можно будет создавать общество без жлобства.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня на ВДНХ открылась экспозиция военной техники. Перед павильоном Космос появились вертолёт МИ-8Т и истребитель Су-27, но самое интересное размещено за павильоном Космос. Да, это Тополь - подвижный грунтовый ракетный комплекс стратегического назначения с трехступенчатой твердо ...
Смотрю сейчас метрики православных церквей за 1850-е годы и вижу, какие непредолимые задачи стоят перед отечественными борцами с сионизмом. Вот смотрите, что происходило, например, в 1852 году, причем в столице. Был легко идентифицируемый Азик Гольдберг, а кто стал? А стал посконный Феодо ...
про трудности поиска работы в чужой стране с туристической визой и без знания языка.         Ок, давайте вспомним что мы имеем на сегодняшний день. Первое — туристическая виза на три месяца, два из которых мы уже потратили на ...
Лежу в род блоке 4го роддома, жду экстренное кесарево. ФПН после недели капельниц не только не прошла, но усугубилась, ребенок вообще не подрос и отставание уже 5 недель. Доктор решил доставать нашу девочку. Девушки, подержите кулачки за нас. Я лежу и боюсь:( P.s. Четверка переполнена ...
Как известно, ИТ-гиганты с западного побережья борятся за дайверсити. Очередные сводки с фронтов: http://betanews.com/2016/07/01/google-diversity-report/ Так, Гугл беспокоит количество женщин среди технического персонала. Сейчас их 19%, а прошлым годом было 18%. Только вперёд! Также в ...