Водитель для Веры

топ 100 блогов werewolf000130.11.2018 В продолжение вчерашнего разговора о просранной стране - этот фильм надо смотреть и пересматривать всем, кто считает что в СССР было всё хорошо


Водитель для Веры

...Однако, если взглянуть на дело не с чисто киношной, а с более широкой — социопсихологической — точки зрения, радостная готовность современного, далеко не бедного зрителя новых кинотеатров откликнуться на это мелодраматическое послание вызывает у меня лично чувство определенного дискомфорта. Ничего не могу с собой поделать. Хотя кино и вправду хорошее…
Тут тебе и сияющий парадиз советского Крыма — цветущие поля, море, горы, солнце, решетки, увитые виноградом, корабли на рейде, статные моряки в белом и прекрасные девушки в газовых косынках… Изнанка этого великолепия дана с той же изобразительной убедительностью — узкие улочки, покосившиеся хибарки, дурдом за пыльной оградой, задворки районной больницы, где медсестра равнодушно вываливает из ведра в контейнер отходы абортов, тюремные камеры и пропитанные привычной подлостью стены следственных кабинетов… Такая вот извечная наша жизнь, где люди копошатся в насквозь просматриваемом коммунальном пространстве, пытаясь выгородить себе клочок частного, приватного бытия, а недремлющее государство то и дело катком проходится по этим хлипким перегородкам, просто чтобы неповадно было: ведь почувствует человек себя хозяином собственного существования, возомнит, и фиг его потом прижмешь к ногтю!
История хроменькой и несчастной, неведомо от кого залетевшей генеральской дочери Веры (А.Бабенко), статного красавца, срочнослужащего шофера Виктора (И.Петренко), ловко определившегося Вере в мужья, властного папы-генерала (Б.Ступка), впавшего в немилость у КГБ, и мелких гэбэшных бесов под видом «дезинфекции» уничтожающих в родовом генеральском гнезде все живое, могла бы происходить и в 1937-м, и в 1962-м, и в 2004-м. Повадки у государства не изменились, способы выживания у людей — тоже. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют полные кинозалы, рыдающие зрители, восторженные отзывы, призы на фестивалях… Это кино по-прежнему про нас, что меня лично вовсе не радует…
Центральный конфликт картины именно этот: живое и неживое. Живое — семья, зачатие и рождение, доверие и близость, отцовские, братские и прочие чувства… Неживое — пронзительный взгляд то ли охранника, то ли тюремщика сквозь увитую плющом резную решетку дачи, генеральская машина с подпиленными тормозами, летящая в пропасть, аппаратные интриги, ложь, доносы, тотальная слежка, хладнокровные убийцы в брезентовых робах, приехавшие в дом проводить «дезинфекцию»… Нам в этом раскладе, естественно, хочется, чтобы жизнь победила. Чтобы несчастная Вера не извела младенца в утробе, чтобы в отчаянии бедняжка не бросилась в море и не покалечила себя на глазах у отца, чтобы рожденный ею ребенок выжил в бойне, устроенной «дезинфекторами»… И жизнь, к вящей радости и удовлетворению зрителей, побеждает, несмотря на то что основные герои играют, в общем-то, за обе команды.
Отец-генерал имеет на совести не один десяток загубленных душ — история, за которую его преследуют органы, связана с пожаром на танкере, перевозившем радиоактивные отходы: генерал запретил пожарным его тушить; да, под давлением, да, подчиняясь неправедному приказу, но ведь подчинился, не подал в отставку да и сейчас продолжает бороться за место под солнцем с поистине волчьим упорством. При этом герой Б. Ступки вызывает безусловное наше сочувствие: достаточно одной сцены, когда он уговаривает обезумевшую Веру, поднесшую к лицу раскаленный утюг: «А хочешь картошечки? С маслом? Как в детстве мама делала?», — чтобы у зрителей сердце перевернулось…
И Вера, несчастная, загнанная в угол, готова загубить душу — отправиться на аборт. От мучительной экзекуции — прерывания беременности в районной больнице без наркоза — ее спасает только туповатая исполнительность Виктора, получившего приказ вместо больницы отвезти ее к морю. Взамен истеричная, не знавшая отказа ни в чем генеральская дочка готова подвести солдата под трибунал, заявив отцу, что водитель пытался ее изнасиловать. Счастье шофера, что генералу хватило рассудительности пропустить это заявление мимо ушей. И при всем том Вера, на тонком лице которой прочитывается каждая владеющая ею эмоция, — самый трогательный, ранимый, искренний персонаж фильма. Она вызывает бесконечную жалость и своей хромотой, и сиротской покинутостью, и несчастной беременностью, и тем, что унижена и обманута отцом своего ребенка, и искренней, несмотря ни на что, жаждой любви…
Второстепенные персонажи не менее двойственны. Лида (Е.Юдина) — смазливая горничная, соперница Веры, — наглая, бесцеремонная; она откровенно соблазняет Виктора и тешится женским превосходством над хроменькой генеральской дочкой. Изгнанная из номенклатурного рая, не отказывает себе в удовольствии во всеуслышание заявить: «А я виновата, что мужикам нравлюсь? Спят-то они со мной, а женятся на других», — чем ставит под угрозу едва наладившийся семейный мир. Но ведь именно к ней, к Лиде, принесет водитель в конце чудом спасенного Вериного младенца. И Лида возьмет его, проводив Виктора взглядом, исполненным бабьей жалости. Стерва-то стерва, а, как ни крути, единственная родная душа.
И капитан Савельев (А.Панин), приставленный к генералу адъютант-соглядатай, — на первый взгляд безжалостный, циничный растлитель. Именно он превращает восторженного сосунка Виктора в стукача, именно он плетет вокруг генерала смертельную сеть интриги, именно он руководит налетом на генеральскую дачу… Но ведь, пусть и небескорыстно, Савельев пару раз вызволяет шофера из скверных ситуаций, а в последний момент оставляет в живых, отпускает Виктора и ребенка. То есть и прожженный гэбэшник в конце концов оказывается человеком. Для создателей фильма это принципиально.
Наиболее показательный пример — сам «водитель для Веры», синеглазый и бравый генеральский шофер. Он тоже совсем не прост, этот обаятельный солдат с гагаринской, эталонной улыбкой. Детдомовец, связывающий надежды на лучшую жизнь исключительно с армией, невинный честолюбец, перед которым вдруг замаячил кусок сладкого номенклатурного пирога. Любит ли он Веру? Нет, не любит, хотя вроде жалеет. Любит ли он Лиду? Нет, хотя хочет ее со всей горячностью молодого крепкого тела. Он искренне тронут отцовской заботой генерала, но это вовсе не мешает ему стучать на будущего тестя. Он с мужской проницательностью читает все происходящее в беззащитной душе Веры, но это не мешает ему давать ложные клятвы. Он постоянно балансирует меж двух огней, героически спасает генерала от смерти, вытащив его из машины с отказавшими тормозами, но и не думает предупредить, защитить, встать рядом, плечом к плечу перед лицом устрашающих «дезинфекторов». По ходу дела Виктор совершает ровно столько же подлостей, сколько и подвигов. Но остается в наших глазах безусловно положительным героем, ибо в финале, наплевав на карьеру, армию, свободу и саму свою жизнь, он спасет чужого ребенка. Иррациональный героизм, спонтанно прорывающийся на пустом месте, без связи с предыдущими и последующими поступками, — единственная надежда, единственный способ остаться человеком, когда надвигается государственный бульдозер? Наверное, так. Но какой ценой?
Вся разворачивавшаяся на наших глазах история отношений Виктора с Верой, с генералом, с Савельевым, с Лидой ничего, по сути, не изменила, так и не став историей личностного роста или падения. Герой вновь — табула раса. Что с ним будет? Сопьется, сядет в тюрьму, пойдет под расстрел, найдет безопасную щель, куда можно забиться и прожить незаметную жизнь вдали от всевидящего ока ГБ? Или, может быть, вновь примется делать карьеру, стучать пуще прежнего и преданно служить спасшему его Савельеву и иже с ним… Все возможно, но в любом случае это мало зависит от собственной воли героя. Спонтанный способ проявления человечности спасителен в отчаянных ситуациях, но не приводит к формированию ответственного, развивающегося, полноценного «я». И мы можем сколько угодно умиляться тому, что ребенок спасен, герой оказался Героем, жизнь торжествует над смертью, и, несмотря на всю фатальную несвободу, нам удается-таки оставаться людьми. Нужно, однако, понимать: это радости беглых рабов, людям свободным свойственны несколько иные механизмы самореализации.



Фильм на самом деле этим и интересен - показом двойственности, которая всегда присутствовала в СССР.
Центральный герой в этом фильме - Виктор, водитель, с него все и начинается. Молодой парень, которого генерал случайно увидел во время приезда в Москву и подумал, что из него получится неплохой зять. Что характерно - Виктор, внешне простодушный парень из детдома, которому просто негде было научиться опыту карьерных интриг - молчаливо и моментально понимает что от него требуется и игру генерала принимает. Потом на аэродроме он объясняет ГБшнику Савельеву, почему - он ни за что не вернется в детдом. Он дал себе эту клятву.
Вот это, по моему - самый недооцененный момент фильма, поскольку он объясняет, как начинается перерождение и как добро уступает место злу. У нас почему то в подсознании засела мысль "бедный - но честный". И СССР нам - сейчас - представляется как то место, где все были бедными, но честными. По крайней мере, подавляющее большинство.
Так вот - надо смотреть "Водитель для Веры" чтобы понять, почему это не так. Бедность - на самом деле не просто унижает, она то как раз и способствует зарождению этой растленности души, когда человек для того чтобы вырваться из этой бедности отказывается от любых моральных норм и ограничений. Виктор - это как раз очень характерный для своего времени герой, первое послевоенное поколение. И он четко объясняет зрителю, почему он стал таким, не совсем тем героем, каким мы хотели бы видеть героев. Он готов на все чтобы вырваться из нищеты и получить то чисто материальное счастье, в котором советское государство отказывало почти всем своим гражданам. Он готов жениться без любви. Он готов по протекции тестя принимать не заслуженные им воинские звания. Он готов на этого же тестя стучать в ГБ.
Почему то мы считаем, что если у Виктора в детстве не было лишнего куска хлеба - он вырастет особенно честным и чутким человеком, и уж конечно он никому не сможет отказать в куске этого хлеба. Нет! Он вырос таким как показано в фильме - готовым на все ради сладкого куска, ради того чтобы не вернуться туда откуда он вышел. И если бы не обстоятельства - он поехал бы в военное училище. И стал бы генералом - но куда более худшим и опасным для страны, нежели воевавший генерал, отец Веры. Виктор стал бы генералом аккурат к концу 80-х. И именно такие вот Викторы - сдали страну и предали присягу. А почему, как они начинали свой жизненный путь - показывает фильм.
Еще один парадокс (на первый взгляд) Виктора - он добрый парень, но он постоянно нечестен. Он стучит на будущего тестя и пьет с ним за одним столом. Он говорит Вере что порвет за нее и тут же сдает отцу что она ездила в абортарий. Он трахает горничную, а потом ГБшник которому он стучит - отмазывает его перед Верой, которую он еще раз унизил предательством. Кстати, это ошибка что ГБшник его "растлил" - он его не растлевал...
И таких вот "Викторов" было больше, чем всем хотелось бы думать. Это урок, который надо усвоить и иллюзии от которых надо избавиться.
А фильм посмотрите. Внимательно. Он стоит того.

И да... если американский киногерой просто перебил бы пришедших в дом ГБшников (пистолет Виктору был доступен) - то советскому удалось лишь спасти ребенка. К сожалению фильм здесь точен.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Расходы на 10 дней рая в Тае составили 99 639 рублей : 1. Путевка  49 882 (самолет, отель, завтраки). 2. Наличными взял 21 000, вернулся с 5 500 рублей, потратил 15 500 рублей. 3. Купил и потратил там 100 евро двумя бумажками на сумму 5 290 рублей. 4. Снял с дебетов ...
Очаровательная пляжная тема 1960-х. Открытый мир, свежий ветер и - светлое будущее. Сигорский В.Н. (1902 - 1978). «Подружки» . 1961 год. ...
...
stolypin-v вывесил фотку Что это за бабочка не знаю, но на боярышницу не похожа. ...
Протодиакон Андрей Кураев ответил на вопрос, есть ли почва под появляющимися последнее время в соцсетях сравнениями так называемых «православных активистов» с  ИГИЛом. На минувшей неделе выставка работ Сидура в московском «Манеже» пережила очередное нападение, в Петербуге был ...