
"Даная" Рембрандт Харменс ван Рейн

Даная. 1636-1647. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Прославленный шедевр сменил несколько владельцев, а в 1772 году был приобретён в Париже из собрания Кроза для российской императрицы Екатерины II и занял свое почётное место в коллекции Эрмитажа.

Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. И хоть на картине имеется авторская датировка — 1636 год, специалистам и знатокам наследия великого мастера она всегда казалась более поздней работой. Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой силы и глубины проработки.

Тёплая золотистая тональность красок так же появляется на
полотнах художника лишь начиная с 40-х годов, когда мастер стал
добавлять в краску толченый янтарь в одной лишь ему известной
пропорции.
В 1966 году картину исследовали с помощью рентгеновских лучей в
лаборатории Эрмитажа, и все эти сомнения разрешились. Произведение
действительно было исполнено в 30-е годы, но десять лет спустя
подверглось глубокой авторской переделке.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества
в 1656 году. Известно, что мастер так дорожил этим полотном, что
впоследствии выкупил его.
В древнегреческой мифологии Даная — дочь аргосского паря
Акрисия, который, получив предсказание, что погибнет от руки внука,
запер её в подземелье. Но бог Зевс, влюблённый в Данаю, превратился
в золотой дождь и проник в её покои, после чего она родила сына
Персея.
Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих
капель. Однако позднее художник заменил их потоком света, который
льётся из глубины, играет на атласе и парче ложа, ласково омывает
тело зачарованной, еще полусонной Данаи. Её фигура также была
переписана. Как показали исследования, вначале Рембрандт изобразил
в облике Данаи обильно украшенную
драгоценностями и прикрытую белым покрывалом первую жену художника
Саскию.
В окончательном варианте внешность героини изменилась, на ней поубавилось украшений, исчезло покрывало выражение лица стало более поэтичным и естественным, а жест протянутой руки — особенно плавным.
По мнению исследователей новый вариант Данаи Рембрандт писал со своей второй жены Гертье Диркс.
Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что
совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном
изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а
взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье
кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута
ладонью вверх.
В 1985 году картина пострадала от нападения маньяка, который
разрезал полотно в двух местах ножом и облил его серной кислотой.
Почти сорок процентов поверхности полотна превратились в бурую
массу. Реставраторы сделали всё возможное, чтобы возвратить Данаю
зрителям.
С октября 1997 года она вновь выставлена в Зале голландской и фламандской школ Государственного Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
|
</> |