
Даже в разгар Холодной войны ГДР и ФРГ выступали на Олимпиадах единой командой.

В последний раз Токио принимал Олимпиаду в 1964 году.
В Играх участвовала команда под кодовым обозначением EUA – Équipe unifiée d’Allemagne. В переводе с французского (официальный язык МОК) – Объединенная команда Германии.
В течение восьми лет спортсмены из ФРГ и ГДР выступали вместе задолго до падения Берлинской стены.
В 1909-м в Берлине решалась судьба Олимпийских игр-1912. Шведская делегация заверила, что через три года Стокгольм будет полностью готов к соревнованиям. Чтобы окончательно застолбить за собой предстоящую Олимпиаду, скандинавы предложили сделку: они поддержат заявку Германии на проведение Игр-1916 в обмен на голоса в пользу Швеции. Немцы согласились, но из-за начавшейся в 1914-м Первой мировой Берлин дебютировал в статусе олимпийской столицы намного позже – уже при Гитлере.
Германия не только лишилась крупнейшего соревнования, но и не была представлена на первых двух послевоенных Олимпиадах.
В ноябре 1918-го боевые действия закончились, а летом следующего года стороны подписали унизительный для немцев Версальский мир. Огромные репарации, территориальные потери, демилитаризация – договор должен был превратить, как тогда считали, главного виновника войны во второсортное государство с минимальным влиянием на мировую политику.
В начале 1920-х Германия превратилась в страну-изгоя: ее не позвали в Лигу наций (предшественницу ООН), с немцами отказывались подписывать равноправные дипломатические соглашение и даже не пригласили на Олимпийские игры.
То же самое касалось Австрии, Венгрии, Болгарии и Турции, которые выступили в союзе. На первой послевоенной Олимпиаде в 1920-м Германию и ее бывших союзников заменили государства, которые только что обрели независимость: Чехословакия, Эстония, Королевство СХС (будущая Югославия), а также Бразилия и даже Монако.
До 1914-го у немцев была довольно сильная сборная, но следующее поколение спортсменов участвовало лишь в Deutsche Kampfspiele – Германских боевых играх. Впервые они прошли в 1922 году, а инициатором стал Карл Дим – спортивный журналист и глава Легкоатлетической ассоциации Германии. Именно он предложил организовать эстафету олимпийского огня перед Играми в Берлине 1936 года, а за 14 лет до этого в столице страны прошли первые крупные мультиспортивные соревнования. Причем к участию допускали немцев, которые проживали в Австрии, а также Эльзасе, принадлежавшем Франции, и Судетской области, которая была частью Чехословакии.
В 1924-м Олимпиада проходила в Париже, и немцев вновь не пригласили.
Но вскоре отношения между бывшими врагами стали налаживаться. В 1926 году Германия вступила в Лигу наций, а еще раньше был разработан План Дауэса (не путать с несуществующим «планом Даллеса») – американский политик Чарльз Даунс предложил программу инвестирования в немецкую экономику, благодаря чему она быстро вышла из кризиса. Спортивная амнистия случилась в 1928-м: на Олимпиаде в Амстердаме впервые выступили атлеты из Германии.
Правда, история повторилась уже после Второй мировой.
На этот раз немецким спортсменам запретили участвовать в Играх в Лондоне. Санкции не коснулись Италии, Финляндии и других бывших союзников Рейха. К слову, как такового германского государства в 1948-м уже (или еще) не существовало. Страна находилась под управлением оккупационной администрации, а ФРГ и ГДР появились только через год.
Германия вернулась на Олимпиаду в 1952 году.
На Играх в Хельсинки выступили две команды, имевшие отношение к немецкому народу: сборные ФРГ и Саара. После Второй мировой на небольшую территорию на западе страны объявили французским протекторатом. Саар считался де-юре независимым государством, которое, правда, просуществовало всего десять лет, а затем вошло в состав ФРГ. У него была собственные валюта, парламент, футбольная сборная и даже олимпийский комитет. В 1952-м сборную Саара пригласили на зимние Игры в Осло, но команда подготовиться не успела. Зато через через несколько месяцев (в то время Олимпиады проводили в один год) спортсмены французского протектората выступили в Хельсинки.
У ГДР тоже был олимпийский комитет, но он появился только в 1951-м – через три года после образования Национального олимпийского комитета Германии. Так называлась организация, созданная в ФРГ.
МОК признал спортивную структуру западных немцев, но отказался сотрудничать с той, что возникла в ГДР, – просто потому что в Федеративной Республике Германия комитет появился раньше. В начале 1950-х вопрос о будущем страны еще оставался неопределенным. Например, СССР признал ФРГ только в 1955 году, а две Германии установили официальные дипломатические отношения лишь в 1973-м.
Впрочем, долго игнорировать ГДР было невозможно, и Международной олимпийский комитет предложил компромисс – сформировать объединенную сборную двух Германии, Саара и Западного Берлина (на тот момент отдельное государственное образование) для Игр 1956-го (зимние в Кортина-д’Ампеццо и летние в Мельбурне). Спортсмены выступили под черно-красно-желтым флагом с олимпийскими кольцами по центру, а во время награждения звучал фрагмент 9-й симфонии Бетховена.
Правда, противостояние двух систем никуда не делось, поэтому объединение носило формальный характер.
На Играх спортсмены из ФРГ и ГДР жили, ели, и тренировались раздельно. Кроме того, состав олимпийской команды определялся по результатам квалификации, где восточные и западные немцы выступали раздельно. Представителей ФРГ обычно было больше, поэтому они почти всегда возглавляли спортивную делегацию. Доходило до откровенного троллинга: в 1956-м от ГДР на Олимпиаду поехал врач Йозеф Нокер, но спустя три года он сбежал в ФРГ. Еще через год западные немцы назначили его руководителем миссии объединенной немецкой команды.
В 1964-м на Олимпиаде в Токио спортсмены из Восточной Германии впервые оказались в большинстве.
Это единственный случай, когда сборную возглавил представитель ГДР. Им был министр спорта на Востоке Манфред Эвальд, человек с сомнительной биографией. В Японию вместе со сборной объединенной Германии поехал бывший член Гитлерюгенда и нацистской партии, хотя сам он называл себя участником подпольных организаций. Уже после крушения Берлинской стены Эвальда осудили по делу о допинге в ГДР: при его участии атлеты из Восточной Германии много лет систематически применяли запрещенные вещества.
Единственный командный вид спорта, в котором участвовала объединенная сборная, был футбол, но на Олимпиаду всегда ехали футболисты из какой-то одной страны. В 1956-м и 1960-м – западные немцы, а в 1964-м – восточные. Зато именно футболисты ГДР добились лучших результатов – на Играх в Токио взяли бронзу. В общем зачете немцы тогда стали четвертыми, повторив результат 1960-го. На зимних играх Германия показала максимум на Олимпиаде Скво-Вэлли, когда заняли второе место.
В 1960-х даже МОК понял, что разделенная Германия – это надолго.
В 1961-м появилась Берлинская стена, Холодная война была в самом разгаре, и проект общей немецкой команды оказался нежизнеспособен. В 1968-м на Олимпиады в Гренобль и Мехико отправились уже две команды из Германии – от ГДР и ФРГ.
Следующий раз немцы с Востока и Запада выступили вместе только в 1992-м.
ссылка