ДАДАИСТЫ


Часть 4. Марсель Дюшан - enfant terrible искусства 20 века-1
Наверное, у каждого художественного стиля и направления есть свои наиболее яркие представители, которые как бы олицетворяют их своей персоной (вроде "мы говорим сюрреализм - подразумеваем Дали", или "как говорил Малевич: "супрематизм - это я!") Так вот, таким однозначным символом дадаизма (а в более широком смысле и вообще всего искусства эпохи модернизма) вне всякого сомнения, можно считать Марселя Дюшана, автора самых известных реди-мейдов, и, как следствие, основоположника инсталляций и энвайронментов, зачинателя концептуального искусства, а также хэппенингов и перформансов. И, как мне кажется, очень любопытно посмотреть, как же он дошел до жизни такой, что искусством с его лёгкой руки стали считаться писсуар или велосипедное колесо, водружённые на выставочный постамент или грошовая открытка с изображением Моны Лизы, которой пририсовали усы и бородку.

Детство Марселя Дюшана было благополучным настолько, насколько это вообще возможно. Он родился в семье нотариуса Жюстена-Исидора Дюшана из города Блевиль-Кревон в Нормандии, в старинном особняке, построенном одним из его предков 1827 году. Видимо, все творческие способности передались Марселю (и его пятерым братьям и сестрам) по линии матери, талантливой пианистки, Мари Каролин Люси, урождённой Николь, дочери художника и гравера (и в дополнение моряка и морского брокера) Эмиля Фредерика Николя. Именно дед давал первые уроки рисования и Эмилю, и его старшим братьям.

Спрашивается, и что здесь было не так? Хороший мальчик, не без
способностей, которого любят, холят и лелеют... А не так здесь было
наличие толпы братьев и сестер, с которыми Марсель, разумеется себя
сравнивал. Для начала, он не был старшим, самым главным, и не был
младшим, всеобщим любимчиком. Он родился третьим, так сказать, ни
то, ни се.
Его двое старших братьев, Гастон Эмиль и Раймон, отличались
исключительной художественной одаренностью. Впоследствии Гастон
Эмиль прославился как художник и гравер (под псевдонимом Жак
Вийон), а Раймон - как скульптор (под именем Дюшан-Вийон). Дед
считал Гастона Эмиля гением, и ему даже сошло с рук похищение с
семейной кухни всех металлических кастрюль, днища которых он
использовал для своих первых гравюр.
И Гастон Эмиль, и Раймон, блистали в колледже Корнеля в Руане, где
сначала учились, получили там степени бакалавров, а потом
отправились доучиваться в Париж, в Сорбонну, где Гастон Эмиль
поступил на юридический, а Раймон - на медицинский факультеты.


Марсель закончил школу Боссюэ в Руане, и несмотря на то, что
учился он неплохо, так, как его старшими братьями, им уже никто не
восхищался. Подражая братьям, он тоже начал рисовать, и на тот
момент его кумиром был Моне, а также играть в шахматы. И все у
Марселя Дюшана получалось, в принципе, неплохо, но до уровня своих
братьев он (по собственным ощущениям) так и не смог дотянуться.
Окончив лицей и получив степень бакалавра, Марсель отправился в
Париж, и с разрешения отца поступил в художественную Академию
Жюльена. Там он продержался всего год, поскольку, по официальной
версии, ему надоели избыточные часы теории, которую преподавали в
Академии, на его взгляд, слишком углубленно. А на самом деле,
скорее всего он просто не потянул системное художественное
образование.
За квартиру ему платить было не надо, поскольку его приютил старший
брат, так что, полностью забив на образование, Марсель предпочел
играть на бильярде и тусоваться в кафе-шантанах с разговорными
юмористическими номерами, где он немного пробовал себя как
стендапер. Ну, да, еще он иногда рисовал. В общем, пару лет Дешан
вел абсолютно беззаботную жизнь, оплачиваемую его родителями и
старшими братьями, и, так сказать, искал себя.
Продолжение следует...