Цветы симпатии и дружбы вырастают один за другим
Реза Саджади, посол Ирана — 17.10.2013Дорогие друзья, не так давно я
опубликовал пост под названием «Цветы симпатии и
дружбы».
И сегодня хочу представить вам еще один из таких цветов. Ильяна –
симпатичная и очень умная девочка. Она написала сказку, часть
которой связана с Ираном. Как приятно и многообещающе то, что
сегодня в России даже подростки думают об Иране – и находят место
для Ирана в своих рассказах!
Давайте посмотрим на красивые фото Ильяны, почитаем ее сказки и
поздравим ее с заслуженным успехом.
Надеюсь, когда вырастет, она станет знаменитой писательницей и
поможет сплотить наши страны еще сильнее.
Бамб цецг - цветок счастья
Это случилось в давние времена. В одном хотоне (1) жили старик со
старухой. У них был единственный сын Бамба, работавший табунщиком у
богатого хана. Хан высоко ценил умение Бамбы выращивать выносливых,
сильных и быстроногих лошадей. А земляки ценили юношу за умение
лечить животных и птиц.
Как то принесли Бамбе верблюжонка, задние ноги которого были
порваны зубами волчат, кровили. Волки могли бы добычу прикончить,
но своего детёныша отбила верблюдица. Бамба выходил верблюжонка,
смазывая раны мазью. И вскоре радостный верблюжонок встал на
ноги.
Во время степного пожара Бамба спас птенцов журавлей-красавок,
которые гнездились на земле в степи, перенес гнездо на безопасное
место да еще его и укрепил на невысоком кустарнике.
Избавил Бамба от неминуемой гибели зайца, попавшего в силки
охотника, вовремя прогнав прожорливого корсака, обрадовавшегося
легкой добыче.
А однажды выбежал ему навстречу сайгак с золотыми лирообразными
рогами.
Пожалел Бамба сайгака, завел его в свою кибитку и прикрыл бешметом. А сам костер принялся разводить, чтобы охотничьи собаки из-за дыма сайгака не учуяли. Тут прискакали охотники и остановились у дверей кибитки.
- Не пробегал ли тут сайгак с золотыми рогами? – спрашивают.
- Он к роднику побежал, - ответил юноша. Поверили охотники, ускакали прочь. Когда их след простыл, юноша вошел в кибитку, снял бешмет с сайгака, и от золотых рогов сайгака в темной кибитке стало светло как днем.
- Спасибо тебе, добрый юноша, спас ты мне жизнь. Настанет день, и я тебя отблагодарю. Если тебе понадобится моя помощь, приходи к священному тополю. Я сделаю все, чего пожелаешь, – сказал золоторогий сайгак и умчался в степь.
На следующий день у хотона, где жил Бамба с родителями, остановился караван, следовавший по Великому шелковому пути. Путешественники разбили шатры, остановившись на отдых, а затем занялись куплей-продажей. Предводитель этого каравана привел ослабленных лошадей к Бамбе на излечение, а в награду за работу протянул небольшой ковер. Развернул Бамба ковер и ахнул:
- О, кто девушка? Как ее зовут?
- Это дочь правителя Гиляни (2) - несравненная красавица Лола, — ответил купец.
- Расскажи мне о ней, пожалуйста! – попросил юноша.
- Эх, и тебе она в душу запала. Кто хоть раз эту девушку увидел – всю жизнь ее красоту помнит. Перед блеском её красоты тускнеет месяц и меркнет солнечный свет. Краше не сыщешь! Но беда с ней случилась, слегла она от неведомой болезни. Персидский шах пообещал отдать свою дочь любому, кто ее вылечит. Что только разные целители ни делали, как только ни лечили, каких-то лекарств и снадобий ни предлагали, все без толку.
С этого дня Бамба потерял покой, все его помыслы были только о Лоле. Сердце юноши сжигал огонь любви. Опечаленный он пришел к священному тополю и повстречался с золоторогим сайгаком. Только хотел юноша поведать про свою печаль, как вдруг солнце стало ярче светить, птицы радостно защебетали, трава зашелестела и Бамба увидел Белого Старца (3) в одеяниях до пола, с белой длинной бородой, с четками в руках.
- Цаган Аав! – воскликнул табунщик и низко поклонился.
- Здравствуй, Бамба! Давно я хотел поблагодарить тебя за твои добрые дела, особенно за спасение моего любимого помощника - золоторого сайгака. Знаю я про твою печаль и знаю, как помочь тебе. Я тебя научу, как излечить царевну.
Белый Старец отвернул левый рог сайгака и вынул из него бортху (4), а отвернув правый рог - пиалу. Затем закрутил рога сайгаку обратно.
- Возьми эти предметы и три дня подряд будешь наливать из бортхи в пиалу джомбу (5). Выпьет царевна нашего чаю и выздоровеет! А сейчас иди домой, соберись в дальнюю дорогу и возвращайся. Волшебный сайгак домчит тебя до Гиляни быстрее любого породистого скакуна.
Поблагодарил Бамба Белого Старца и отправился домой.
Дома он сказал родителям:
- Пойду я по свету счастья искать.
Мать в слезы:
- Ох, сынок, на кого же ты нас, стариков, покидаешь?
- Как найду свое счастье, вернусь к вам, - ответил сын.
Собрали отец с матерью сыну на дорогу, что было, и отправился он к священному тополю, где ждал его сайгак. Сел на него Бамба и быстрее ветра они домчались до Персии. У стен крепости Гилянь юноша спешился и отпустил сайгака домой, а затем постучался в ворота.
Открылись ворота, и вышел стражник.
- Добрый день! Я пришел вылечить царевну. Скажите шаху, что приехал новый лекарь.
Слуга сообщил об этом шаху. Правитель вызвал к себе Бамбу и спросил:
- Как тебя зовут? Откуда прибыл?
- Я Бамба из солнечной Калмыкии.
- Послушай, чужестранец! Во всем мире не нашлось лекаря, который мог бы мою дочь от недуга излечить. А ты сможешь?
- Я смогу ее вылечить. Дай мне три дня сроку.
- Если вылечишь царевну – возьмешь ее в жены.
На следующий день пришел Бамба во дворец, налил из бортхи в пиалу джомбу и поднес пиалу к губам царевны. Сделав маленький глоток, девушка спросила:
- Что это за лекарство?
- Это калмыцкий чай. – ответил Бамба.
- Но разве чай может быть соленым? – изумилась царевна.
- Да, ведь это необычный, целебный чай.
Распробовала царевна на вкус джомбу и полюбила целебный напиток. С каждым глотком выпитого чая она чувствовала себя намного лучше, бодрее и веселее. Ей нравилось неспешное, приятное чаепитие под увлекательные рассказы Бамбы о своем родном крае, традициях и обычаях калмыцкого народа. С интересом она слушала истории о животных и птицах, вылеченных Бамбой.
Через день царевна уже могла встать с постели, через два – самостоятельно ходить, через три – никакой болезни у царевны больше не было, - она выздоровела.
Пришелся Бамба по сердцу персидской царевне, и она с радостью согласилась идти за него замуж. Об этом сообщили шаху, и он приказал слугам готовить свадьбу, а сам стал собирать дочери хорошее приданое - половину своего несметного богатства.
Свадьбу сыграли в Гиляни. Шах велел забить в праздничные барабаны, пир и веселье продолжались три дня и три ночи. А после празднества отправились молодые на родину жениха. Шах на прощание подарил им ковер-самолет и сказал:
- Этот волшебный ковер доставит вас и все ваше богатство в целости и сохранности до калмыцких степей.
А напоследок поцеловав Лолу, шах протянул ей короб со словами:
- Возьми от меня в подарок луковицы тюльпанов, которые будут напоминать тебе о родине.
Прилетели молодожены в калмыцкие степи, и встретил их Цаган Аав с золоторогим сайгаком. Бамба преподнес Цаган Ааве роскошный персидский ковер-самолет, чтобы хозяин земли и воды на нем осматривал свои владения, а Лола – драгоценные тюльпаны.
- Спасибо вам за царские подарки! Пусть же степь наша будет как огромный персидский ковёр, мерцающий разноцветными красками! – с этими словами Цаган Аав взмахнул рукой и вся земля преобразилась: на сочной зеленой траве заколыхались бокальчики снежно-белых, желтых, красных, розовых, сиреневых, фиолетовых и темно-вишневых тюльпанов.
С той поры так и повелось. Каждую весну степь радует всех цветочным великолепием восточных цветов. Тюльпаны стали олицетворением весеннего возрождения природы, символом счастья. Природа и люди радуются, когда среди сочной зеленой травы зацветают разноцветные тюльпаны. В благодарность Бамбе степняки назвали тюльпан “Бамб цецг”, что в переводе с калмыцкого - “цветок счастья”.
Действительно, искал Бамба свое счастье и нашел его, а потом щедро поделился с земляками своим счастьем и богатством. Зажил Бамба счастливо со своей красавицей женой, родилось у них три сына и дочь-красавица, которую назвали Гиляна в память о родине матери. С тех пор любят калмыки своих дочерей называть Гилянами или Илянами (6).
--------
(1) Хотон – селение в несколько кибиток, кочевавших вместе.
(2) Гилянь – край цветов - провинция в Персии (ныне – Иране), на юго-западном берегу Каспийского моря.
(3) Цаган Аав – Белый Старец -– это покровитель всего калмыцкого народа, хозяин земли и воды, хранитель богатства и изобилия, семейного благополучия. Очень любит Цаган аав сайгаков, численность которых проверяет, спускаясь ежемесячно 2-го и 16-го числа на землю.
(4) Бортха - разновидность старинной калмыцкой посуды, сосуд для хранения и перевозки жидкостей (кумыс, чай и др.), очень удобный при кочевом быте. Обычно использовали для бортхи шкуру верблюдов, а горловину и крышку исполняли из металла (чаще серебро), прикрепляли кожаную ручку к петелькам.
(5) Джомба – калмыцкий чай, в состав которого входит отвар чайного листа, молоко, бараний жир или сливочное масло, соль, лавровый лист и мускатный орех. У калмыцкого чая нет аналога ни в одной кухне мира.
(6) Гиляна, Гилян – в переводе с калмыцкого означает белая, чистая.
|
</> |