Current reading: декабристы, евреи и особенности национальной памяти
o_aronius — 17.07.2017 Некоторое время назад аз, многогрешный, писал о посмертном гиюре нескольких тысяч поляков, убитых гайдамаками. И вот, прочитав на днях небезинтересную книжку Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка Оксаны Киянской, обнаружил истчо один похожий случай - правда, на этот раз без смертельных исходов.Как известно, практически сразу после начала Южного восстания Черниговский полк Муравьева-Апостола превратился из боевой единицы в малоуправляемую толпу: солдаты перестали слушаться офицеров, и занялись "пьянством, буянством и окаянством". Поскольку в первую очередь их интересовало вино, среди пострадавших, естественно, оказалось довольно много евреев:
Ведомости об «убытках» Ковалеву и Панкову подали мещане Гершка Козыр, Хайом Ровенский, Иошка Ратманнский, Аврум Витянский, Дувид Бейлис, Аврум Лейба Мазур, Хаим Менис, Овсей Гершка, Гдаль Сайзберг, Аврум Лейба Эппельбойм, Янкель Смоляр, Мошка Вильский, Зельман Герзон, Дудя Кимельфельд, Рувин Шутин, Гершка Троцкий, Аврум Белопольский и многие другие.
Владелец трактира еврей Иось Бродский заявлял, например, об украденных у него «водки 360 ведер». Панков сначала не поверил ему, но нашлись свидетели, подтвердившие, что «водки и прочих питий действительно в указанном количестве вышло потому, что солдаты не столько оных выпили, сколько разлили на пол, – ибо в тех местах, где брали питья, были облиты оными».
Однако решительно нельзя утверждать, что у солдат были какие-то национальные или религиозные предпочтения: :
Грабежу подвергались не только питейные дома, не только евреи-арендаторы, но и обыкновенные крестьяне, те, кого, по революционной логике вещей, восставшие солдаты призваны были защищать. У «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный в четыре рубля ассигнациями, на такую же сумму понес убытков житель Василькова Степан Терновой. Солдаты Юрий Ян, Исай Жилкин и Михаил Степанов обвинялись в том, что «в селе Мотовиловке отбили у крестьянина камору и забрали вещей на 21 рубль». Некоторые из этих вещей потом были найдены у них после усмирения восстания, а некоторые оказались «на дворе под артельными повозками спрятанные». В списках «заграбленных» вещей – бесконечные сапоги, шапки, платки, холст, скатерти, юбки, рубахи, наволочки, чулки, иконы. Ведомости об убытках подали крестьяне Савва Зинченко, Ефим Костенко, Степан Тищенко, Иван Кузьменко, Осип Сулименко, Павел Нестеренко и др.
До сих пор Киянская. А вот что пишет о тех же событиях бывший создатель "Ну, погоди" Феликс Кандель, ставший еврейским историком-популяризатором:
Повстанцы двинулись на Житомир; в пути солдаты опустошали корчмы, напивались, превратившись в пьяную толпу, громили еврейские дома.
Как говориться, почувствуйте разницу.
Ну и чтобы закрыть тему: судя по всему, правительство Николая I возместило все убытки, причиненные мятежниками. Однако одно преступление черниговцев так и осталось безнаказанным - по причинам еврейского религиозного характера.
Желающим угадать, о чем речь, могут попробовать свои силы, не заходя под кат.
Когда во время следствия солдаты сами признались, что две еврейки были принуждены уступить их насилию, тогда через нижний суд требовали подтверждения этого от потерпевших. Но евреи не признались, что это так было, потому что их закон требует, чтобы в таких случаях мужья давали развод своим женам
|
</> |