
Close-up: Искусство и лошади

Close-up или «клоуз-ап» – термин для изображений, максимально приближенных к зрителю. «Close-up» — рубрика, в которой я рассказываю об интересных деталях в произведениях искусства.
При упоминании имени известного французского живописца Эдгара Дега (фр. Edgar Degas; 1834 — 1917), многие вспоминают его знаменитых танцовщицах. Однако не танцовщицами едиными был «сыт» этот художник. Представляю вашему вниманию одну из первых работ Дега, посвящённых лошадям и скачкам.

Позже мотив скачек появляется многократно в работах Дега. Тема всадника на лошади — традиционная в искусстве. Но как правило речь в подобных работах шла о статичности, эпичности, великолепии. Дега на всём этом не заморачивается. Его всадники — обычные и современные по тому времени люди.
Во второй половине 19 века ипподром был излюбленным местом встреч для общения. Парижская буржуазия, к которой принадлежал и Дега, открыла свою страсть к этому аристократическому развлечению благодаря конной моде в Великобритании.

Однако, как можно догадаться, Дега увлекся темой скачек совсем по другим причинам: в основном для изучения форм и движения. Он был под сильным впечатлением от работ различных английских художников, которые добились большого успеха в изображений лошадей: Уччелло, Гоццоли, Ван Дейк, а также современники Дега как Верне, Жерико и Мейссонье.


«Парад» Дега является одной из первых картин художника, посвященных этой теме. Дега достаточно точно воспроизводит атмосферу ипподрома.

Обратите внимание на нервное движение лошади на заднем плане. Оно явно возвещает о скором старте к бегам. Выбрав этот, казалось бы, банальный, повседневный сюжет Дега даже не пытается скрыть, что его больше интересуют всадники и их лошади, чем начало скачек или высокое общество. Он намеренно упрощает, опускает детали, по которым можно было бы определить место или владельцев лошадей. Даже куртки жокеев — всего лишь цветные пятна.

Кстати, в английской версии описания картины на сайте музея Орсея работа помечена как «Petrol painting on paper on canvas». На всякий случай поясню, что речь о технике работы, когда масляную краску замешивают с разбавителем (тот самый, который terpentin — в русскоязычной среде разбавитель из уйат-спирита и скипидара) так, что ею можно работать практически как гуашью или акварелью. Судя по структуре бумаги, на которой была создана работа, поверхность всё же была тщательно отгрунтована. Но об этом к сожалению информации никакой нет.
Фото работы «Парад» и её фрагментов — Натали Ратковски в музее Орсея в Париже, 2017 г. Если вам хочется видеть больше моих снимков и информации из музея, то здесь ежедневные публикации и разговоры о произведениях искусства: «Искусство к завтраку» (art_at_breakfast)
Источники
------------
Musée d'Orsay The Parade, also known as Race
Horses in front of the Tribunes
Wallace Collection
Halt at an Inn
Вспомогательные средства для
масляных красок
|
</> |