Цитаты.
babs71 — 01.06.2019
Аудио- и видеоэлектроника ценилась в позднем СССР наравне с
машинами и квартирами. Жена корреспондента советского телевидения в
Египте вспоминает, что в конце 1970-х можно было обменять
магнитофон на автомобиль: «Коля привез мне из командировки
приемник Sharp — тогда это было самое модное, на него можно было
записывать с радио. А дочка с мужем тогда очень хотели купить
машину. И дочка мне говорит: “Отдай нам Sharp?” Ну я отдала, они
его продали и купили себе “Запорожец”». Сын советского работника в
Польше рассказывает, как его родители так же обменяли технику,
купленную на чеки «Внешпосылторга», на автомобиль с гаражом:
«Папа вернулся из Польши в середине 1980-х, купил в
“Березке” видеомагнитофон и телевизор, а потом мы обменяли их
на гараж, который используется до сих пор, и автомобиль ВАЗ-21011,
который прекрасно свое отслужил».Другой информант из Москвы Рассказывает, что выбор размеров в «Березках» также был невелик: «Если джинсы малы или велики, все равно ходишь. Люди ходили и на три размера больше — джинсы ведь!»
В начале 1980-х по заказу «Внешпосылторга» в СССР даже стали шить советские джинсы из импортной джинсовой ткани под брендом «VPT» специально для «Березок». Греческая фирма PIRAIKI-PATRAIKI с 1981 года поставляла для этой цели качественную джинсовую ткань объединению «Экспортлен», и к 1984-му объем поставок достиг 3 млн метров. Покупатели вспоминают, что качество у этих джинсов было хорошее, однако бренд «Внешпосылторг» все равно не смог завоевать популярность: лейбл «УРТ» после покупки часто отпарывался, а вместо него пришивалась этикетка западных джинсов
Информанты из Москвы вспоминают: «Обновление там производилось крайне редко, и нужный размер приходилось ждать долго»; «Бывали слухи среди посетителей: в такую- то “Березку” привезли новую обувь»; «Даже в “Березках” был дефицит, и надо было иметь блат даже там, чтобы знать, когда чего особо дефицитное завезут». О слухах, ходивших в городе, о новых поставках импортных товаров вспоминает и информант из Минска: «В общем, дефицит был и в “Ивушке” (магазины “Внешпосылторга” в Белорусской ССР. — А. И.). Когда, по слухам, должны были завезти “крутую фирму”, кучка людей до открытия собиралась перед магазином». Информант, ходивший в ленинградскую «Березку», рисует еще более плачевную картину: «Чтобы купить стоящие вещи, надо было наведываться туда именно регулярно. На японский телевизор или магнитофон была запись, и коробки с ними привозили с уже написанной фамилией покупателя». Московская информантка тоже рассказывает, что в начале 1980-х в московских «Березках» большая часть техники продавалась по записи.
О похожем, но даже еще более удивительном явлении пишет в своих воспоминаниях советский корреспондент «Правды» в Японии применительно к магазину при советском посольстве в Токио: «В какой-то момент на территории советского посольства возник как бы в противовес японским оптовикам небольшой посольский кооперативный магазинчик, торговавший без коммерческих наценок кое-какой бытовой техникой, одеждой, сигаретами и т. п. Но торговля в нем шла с перебоями, ходкие товары то и дело исчезали с прилавка, а близкие подруги продавщицы и “влиятельные лица” затем получали эти товары из-под прилавка, точь-в-точь как это практиковалось в отечественной торговле. Можно было только удивляться, как на маленькой территории посольства среди изобилия товаров в окружавших посольство токийских магазинах удавалось все-таки нашим торговым работникам создавать для своих соотечественников какие-то товарные дефициты!»
Продавщица одной из московских «Березок» говорит, что она оказывала услуги скорее не за деньги, а за встречные услуги: «В то время со мной хотело познакомиться очень много народу. Например, вы пришли в магазин, видите джемперочек, очень он вам нравится, но не ваш размер. Имеет смысл познакомиться с продавцом, чтобы он позвонил, когда будет нужный размер. Мне это тоже удобно: этот человек может оказаться или стоматологом, или работает в каком-нибудь другом нужном магазине, или может достать авиабилеты. Я помню, какой у меня был стресс, когда закрыли “Березки”: на следующий буквально день мы с мужем сидим — и чего-то не то. Поняли, что никто не звонит. Раньше вечер проходил весь на телефоне, а тут все, тишина».
«Внешпосылторг», чтобы узнать о том, как идет его торговля, просил Министерство внешней торговли СССР запросить Министерство торговли СССР, которое, в свою очередь, спускало этот запрос на уровень республиканских министерств торговли, а те — на уровень конкретных магазинов на местах.
|
|
</> |
Организация и проведение свадьбы: главные нюансы подготовки торжества
Без названия
Зима
Месть за измену
Итоги 2025 года
Музей ретротехники им.В.В.Михайлова
"Мы шокированы, она казалась идеальным педагогом"
Маленький, но дивный мир
Уровень жизни средней советской городской семьи 1985 г. относительно 2016 г.

