Цыганочка с выходом
vikond65 — 22.05.2024145 лет тому назад, 21 мая 1879 года, в самом начале Великой Тихоокеанской войны за драгоценное гуано, геройски погиб в неравном бою с перуанским монитором "Уаскар" чилийский парусно-винтовой корвет "Эсмеральда".
Этот боевой корабль, построенный в Англии по чилийскому заказу за 230 000 фунтов стерлингов, вступил в строй в 1856 году. Он представлял собой трехмачтовое деревянное судно с медной обшивкой подводной части корпуса. Водоизмещение — 854 тонны, длина без бушприта — 61 метр, ширина по мидель-шпангоуту — 9,8 м.
Интересной особенностью "Эсмеральды" было то, что при движении под парусами ее гребной винт с помощью лебедки поднимался над водой, чтобы не создавать излишнего гидродинамического сопротивления, а телескопическая дымовая труба наполовину убиралась под палубу, чтобы не мешать разворачивать паруса.
Силовой агрегат — двухцилиндровый паровой двигатель с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 200 л.с. обеспечивал максимальную скорость машинного хода — 8 узлов, а при использовании парусов скорость увеличивалась до 11 узлов.
На момент боя с "Уаскаром" вооружение "Эсмеральды" составляли 12 40-фунтовых нарезных казнозарядных орудий Армстронга и четыре дульнозарядные пушки Уитворта того же калибра. Броню монитора не пробивали ни те, ни другие, поэтому "Уаскар", несмотря на множество попаданий, имел лишь минимальные повреждения и всего одного убитого матроса.
При этом артиллеристы "Уаскара" продемонстрировали крайне низкий уровень боевой подготовки. За полтора часа боя на довольно близкой дистанции 500 — 600 метров они израсходовали значительную часть боекомплекта, но всего один раз попали в противника. 300-фунтовый снаряд взорвался в кают-компании "Эсмеральды", не причинив серьезного ущерба.
Командир "Уаскара", разочаровавшись в своих комендорах, решил идти на таран, но и это далеко не сразу привело к успеху. "Эсмеральда" успела развернуться и удар пришелся вскользь. Когда корабли сошлись бортами, капитан "Эсмеральды" Артуро Прат крикнул "За мной, мучачос!" и с саблей в руке прыгнул на палубу броненосца, намереваясь взять врага на абордаж. Но, прежде чем корабли разошлись, за ним успели сигануть всего 12 моряков. Их тут же скосили из митральезы Гатлинга, установленной на марсовой площадке "Уаскара".
После этого броненосец еще дважды таранил корвет, а в промежутке всадил в него в упор два снаряда главного калибра, убивших 40-50 чилийцев. Но только третий удар оказался фатальным. "Эсмеральда" с расколотым бортом и развевающимся флагом ушла на дно, унося с собой 143 человека из 200 членов команды. Остальных перуанцы выловили из воды и взяли в плен.
"Эсмеральда" стала в Чили таким же символом мужества и героизма, как "Варяг" в России, причем, на мой взгляд, — куда более заслуженно. Чилийцы хорошо понимают значение подобных символов в военно-патриотическом воспитании, особенно, если они наглядны.
Поэтому недавно на набережной города Икике, возле которого состоялся последний бой "Эсмеральды", они установили полноразмерную копию корвета, правда, весьма упрощенную, сделанную из железа и без подводной части. Внутри этого макета размещен военно-морской музей. Корабль-памятник был торжественно открыт чилийским президентом Себастьяном Пинера Эчелике в годовщину сражения, 21 мая 2011 года.
"Уаскар" в третий и последний раз таранит "Эсмеральду", картина чилийского художника Томаса Сомеркалиса. Свой рисунок я делал по чертежу, который заметно отличается от того, что изображено на этой картине. На ней у "Эсмеральды" видны укороченные одностеньговые мачты с крупными боевыми марсами и длинная нераздвижная труба. Я пока не выяснил, что это — ошибка художника или же корабль перед началом войны был переделан.
Частичный разрез "Эсмеральды" с показанием ее внутреннего устройства.
Снимок верхней палубы "Эсмеральды" и чертеж ее оригинального подъемного винта.
Музейный макет "Эсмеральды" в Икике.
|
</> |