Чуйский тракт. Часть I
kitv — 25.07.2015Путешествие по Чуйскому тракту - это путешествие одновременно и в пространстве и во времени. Дорога ошеломляюще живописна особенно в Республике Алтай, где с невообразимой быстротой меняются природные зоны: от хвойных лесов и алтайских лугов до горных видов и высокогорных степей. Чем дальше от цивилизации тем больше чувствуется размеренность и неторопливость здешней жизни. Наблюдая за всей этой красотой, ты как-будто попадаешь в другое временное пространство...
01.Чуйский тракт начинается в Новосибирске, и тянется до границ Монголии. Однако, наиболее живописная его часть, как я уже говорил проходит по Республике Алтай. На мой взгляд, это отрезок от села Усть-Сема до Кош-Агача, что в Чуйской степи. Село Усть-Сема - это местная важная развилка. Отсюда дорога идет в Чемальский район - основную курортную зону Республики (места которые я частично описывал в прошлом посте), и собственно через него проходит Чуйский тракт.
02. Здесь удивительно свежо в районе 7-8 часов утра. Позади остается широкая Катунь, впереди пустынная и петляющая дорога.
03. То тут то там утренний туман скрывает солнце, горы и часто даже села, встречающиеся на пути.
04. Сел на пути, по сибирским меркам, не мало, хотя встречаются они довольно редко, если Вы понимаете, о чем я... ) Вот, впереди показалось красивое село Черга, между прочим основанное в 1796 году!
05. Расположено оно примерно в 160 км от Бийска, и в 65 от Горно-Алтайска. Сегодня здесь проживает 1933 человека.
06. Где-то здесь же расположено экспериментальное хозяйство Сибирского отделения РАН, цель которого заключается в создании фонда и генофонда домашних и диких животных. Учитывая уникальную климатическую зону, здесь проходят акклиматизацию кавказский зубр, речные выдры с Сахалина, сурки (байбаки) из Ростовской области, и др. животные со всей России. В общем курорт для животных.
07. Так что вот такое уникальное и безусловно красивое место. ) Кроме того, отсюда дорога уходит в сторону Катунского хребта и горы Белуха.
08. Но это для следующего раза, а пока расслабляюсь на практически пустой дороге и наслаждаюсь невероятными по красоте видами Шебалинского района.
09. Собственно и само село Шебалино, районный центр. Названо по имени русского купца Шебалина, который устроил здесь в середине XIX века первые заимки, скупая у местного населения пушнину, кедровый орех, скот, и отправляя все с выгодой в Бийск. А позже и сам поселился здесь, создав эдакий центр местной торговли.
10. Это довольно большое село. Сегодня здесь проживает 5094 сельчанина.
11. Скажу я Вам, что здесь доступны почти все современные блага сибирской цивилизации, включая 3G. )
12. А сразу за селом, дорога начинает уходить в горы. Лиственничные леса сменяются пихтами, елями и кедровником.
13. Начинается красивейший Семинский перевал, высота которого 1717 м, подъем - 9 км, спуск -11 км.
14. Останавливаюсь чтобы ненадолго вдохнуть чистейший, несмотря на трассу, хвойный воздух.
15. Вы наверное, уже обратили внимание на идеальные дороги? За редким исключением (примерно 20 км за Акташем, где дорогу на прошлой неделе как раз меняли) - такое идеальное полотно проложено до самого Кош-Агача.
16. За Семинским перевалом, начинает Онгудайский район Республики Алтай. Поросшие лесом горы уходят чуть в сторону,
17. уступая место Каракольской долине, считающейся священной у местного населения - алтайцев. Здесь расположено много древних курганов, захоронений, генерирующих многочисленные легенды и предания.
18. Удивительно, всего через 30 км, после потрясающего кедрового леса, природная зона меняется до неузнаваемости. Да и не только природа. Некоторые местные села больше похожи на монгольские, казахские или киргизские, чем на русские.
19. Районный центр, село Онгудай. Одно из крупнейших поселений в Республике Алтай. Впрочем, здесь проживает около 6000 человек (а всего в Республике чуть более 206 тысяч).
20. Село древнее, основано в 1626 году, в эпоху Джунгарского ханства, или государства калмыков. Тоесть до присоединения Алтая к Российской империи.
21. В силу того, что я много путешествую по миру, иногда у меня возникало чувство того, что я нахожусь где-то за рубежом. Ну знаете, идеальная дорога, южно-азиатские просторы, часто тюркские названия, курганы, стада овец и баранов пересекающих трассу, кажется за углом сейчас появятся стоянки кочевых племен... И лишь традиционные вывески на русском языке, характерные постройки центра села типа "клуб" (из середины 50-х XX века), и часто русские деревянные избы, - расставляли все по своим местам. А еще конечно люди, для которых русский язык такой же родной, как и алтайский например.
22. Онгудай - хорошо обустроенное и зажиточное село, по местным меркам. Здесь есть кинотеатр, стадион, общественная библиотека, само собой магазины, гостиница, ресторан, АЗС.
23. К слову, по всей трассе расположены современные АЗС, где можно заправиться любым топливом.
24. Ну вот такое русско-алтайское село Онгудай, кстати название можно перевести как "начало, исток, предок".
25. Практически сразу за селом Онгудай, расположено еще одно, теперь уже совершенно русское село Хабарово, но в нем я не останавливался, предполагая сделать это на обратном пути. А за селом, начинается красивый перевал Чике-Таман (Плоская подошва). Высота перевала всего 1460 м, однако из-за своей крутизны (подъем и спуск - 4км), он кажется значительно выше. Будте готовы к горному серпантину!
26. За перевалом, в очередной раз меняются природные ландшафты.
27. Горы становятся менее поросшие, и более неприступные.
28. И на первую роль выходит бурная река Катунь.
29. Местами, дорога идет вдоль ущелья, над невысоким, но весьма живописным обрывом.
30.У села Малый Яломан, река делает крутой изгиб. Знатоки говорят, что в разное время года в здешних местах Катунь бывает совершенно разной. Меняет цвет, меняет русло, меняет скорость течения.
31. Село Малый Яломан - настоящий мираж в пустыне. Здесь растут садовые деревья, яблони, груши, вишни. Проживает чуть более 260 человек, совсем маленькое, однако.
32. Да познакомьтесь, - это мой транспорт. Рено логан 2015 года. Взял на прокат в Горно-Алтайске (есть визитка конторы, могу поделиться, если кому необходимо пишите в личку). Забавно то, что машина на механике, на которой я уже не ездил лет семь... Но ноги и руки все помнят! Сел и поехал. )
33. Еще пару поворотов и перед нами село Иня, основанное в 1900 году. Чем живут в селе Иня? Основой экономики села является многоотраслевое хозяйство "25 лет октября", которое занимается рыболовством, оленеводством, охотничьим промыслом, животноводством и полеводством. Ну, по крайне мере так было раньше. Учитывая тот факт, что название хозяйства по прежнему "25 лет октября", я не уверен что все еще живо и функционально...
34. Но я могу ошибаться. 727 человек чем-то ведь живут! )
35. Еще одно удивительно живописное место расположено практически сразу за селом Иня. Смотровая площадка Урочище Сай-Сугат. В этом месте река Катунь сливается с рекой Чуя.
36. Весьма живописное место. Правда очень жарко здесь.
37. Даже камни раскаленные. А посему рекомендую заехать в селе Иня в магазин, который стоят прямо на трассе. Кондиционированное помещение, холодная водичка... )
38. После Урочища Сай-Сугат, Чуйский тракт уходит в сторону от реки Катунь, и идет вдоль реки Чуя, которая собственно и дала название здешней дороге.
39. Чуя - бурная река, которая берет свое начало в болотистой местности у предгорья хребта Чихачева, и течет 281 км до самой реки Катунь.
40. Желая немного освежиться, я остановился в попытке добраться до реки. Вода холодная при холодная. То что надо! Только добраться до нее нелегко. Берег илистый, каменистый, и очень сильное течение.
41. Местность Улаганского района в который я въехал, в очередной раз заметно меняет окружающий ландшафт. Горы подходят близко к реке и соответственно дороге, которая повторяет кажется все мыслимые и немыслимые изгибы реки Чуя.
42. Очень напоминает Кавказ, неправда ли?
43. Улаганский район - заслуживает отдельного внимания, и отдельного путешествия. Отсюда в сторону уходят дороги в направлении любопытных перевалов, ущельев, долин и озер. Но чтобы их увидеть, надо отклоняться в сторону от Чуйского тракта. А так как, я был ограничен по времени, моей целью был лишь Чуйский тракт. Поэтому я останавливался то тут, то там, фотографировал удивительные места, но не отклонялся от дороги. И вот уже Кош-Агачский район.
44. Природа отличается здесь экзотическими ландшафтами, многие из которых имеют больше сходства с соседней Монголией.
45. Да это и не удивительно, так как до границ с Монголией отсюда примерно 130 км. Здесь начинается красивейшая Курайская степь.
46. Это обширная высокогорная котловина, окруженная хребтами, с одной стороны Северо-Чуйским хребтом, сверкающим снежными вершинами; С другой Курайским хребтом.
47. Местность невероятно пустынна, и завораживающе притягательна.
48. За Курайской степью длинна которой по дороге что-то коло 30 км, начинается еще более обширная, идущая практически до самой Монголии - Чуйская степь.
49. Местность фантастическая!
50.В ландшафте преобладают полупустыни, с так называемым "загаром пустыни" - колючие кустарники, едва заметные кустики полыни в иссохшей и трескающейся от сухости земле.
51. Холмы и горы вдалеке тоже кажутся неземного происхождения.
52.Ну вот, на горизонте показался конечный пункт моего путешествия по Чуйскому тракту - село Кош-Агач. Далее погранзона. Через 60 км о Кош-Агача, расположен пограничный переход в Монголию.
53. Для поездок за пределы Кош-Агача, необходимы разрешения, которые впрочем легко оформить прямо здесь. В мои планы поездка за пределы Кош-Агача не входила, поэтому я решил ненадолго остановиться в селе, пообедать и отправится в обратный путь. Расстояние от Горно-Алтайска до Кош-Агача (примерно 450 км) с многочисленными остановками я проделал примерно за 6,5 часов.
Продолжение следует
|
</> |