Чуть менее сто лет назад
npubop — 15.07.2014 Сколько вкусных ассоциаций.Махно, база войск которого были нынешние Днепропетровская и Запорожская области. Да и армия махновцев была как сейчас модно называется "краутфандинговой".
Деникин - монархист.
"Единая Россия".
Туземная дивизия чеченцев.
Генерал Деникин, главнокомандующий белыми Вооруженными Силами Юга России, издал Московскую директиву и уже видел себя "спасителем России"
В ночь на 20 сентября 1919 г. "Единая Россия" совместно с легким бронепоездом "Офицер" ворвались в Курск, взяли городской вокзал, после чего красные в панике оставили город. Казалось дни большевиков сочтены, но внезапно весь тыл белых армий рухнул от крестьянских восстаний, возглавленных Батькой Махно. Его почти 100-тысячная армия возникла в тылу Деникина буквально за пару недель в октябре 1919 года, как раз когда белые взяли Орёл, максимально приблизившись к Москве. "Московская директива" дала сбой.
Белые бросили против Махно все стратегические резервы, включая "Единую Россию". 8 ноября 1919 г. под городом Александровском (ныне Запорожье) на левом берегу Днепра началось одно из сражений, в немалой степени решившее исход гражданской войны и благополучно забытое советскими историками.
Две кавалерийский и две пехотных дивизии белых при поддержке трех тяжелых бронепоездов ("Единая Россия", "Иван Калита", "Дмитрий Донской") пошли в контрнаступление. Но начальником штаба у Махно к тому времени был 26-летний Виктор Белаш, профессиональный железнодорожник с бухгалтерским складом ума. Махновцам он запомнился своим первым появлением, когда попытался разогнать собак, грызших у штаба Махно трупы расстрелянных пленных (это было еще в 1918 году, но австрийские оккупанты расстреляли всю его семью, включая 70-летнего деда и трехлетнюю сестру, после чего трупы пленных перестали волновать бывшего железнодорожника).
Белаш, понимая, что два самодельных махновских бронепоезда не могут соперничать с дальнобойными морскими орудиями белых, решил проблему дешево и сердито. "Единая Россия" у станции Софиевка поддерживала огнем своих дальнобойных морских орудий 1-ю Туземную дивизию из кавалерийского корпуса генерала Шкуро. Дивизия была сформирована из чеченцев и только что прошла победоносным рейдом по красным тылам у Тамбова и Воронежа. Не выдержав огня с бронепоезда и атаки чечен (4000 сабель) стал отступать 3-й Крымский полк под командованием большевика Полонского (5000 штыков).
Спустя три года уже в тюрьме ГПУ подследственный Белаш вспоминал:
«К обеду на всем участке бой был в разгаре… Бронепоезда соперничали между собой и потому, что наши уступали перед противником по дальнобойности, пришлось навстречу пустить два паровоза, предварительно выдвинутых для этой цели впереди бронепоездов. Первый налетел на "Единую Россию" и забурил его у Софиевки настолько, что вывел из строя…»
Перешедший в контратаку махновский пулеметный полк (главная ударная сила повстанцев, 700 станковых пулеметов на тачанках) уничтожил треть чечен и обратил остальных в бегство. Кстати большевику Полонскому отступления так и не простили. Его (земляка и старого приятеля Махно) обвинили в попытке большевистского переворота в повстанческой армии и расстреляли. Его красавица жена, отбитая Полонским в Крыму у белого полковника, досталась махновским командирам. Стала таким же трофеем гражданской войны, как и переходившие от побежденных к победителям бронепоезда.
Разгромленные махновцами чеченцы замитинговали, отказались подчиняться Деникину и ушли на Кавказ. Искореженная "Единая Россия", которую "забурил" махновский паровоз, тоже не могла воевать за Деникина. 12 ноября бронепоезд отбуксировали в Донбасс на станцию Енакиевка для ремонта. Махновцев в это время громил белый генерал Слащев
Донецкие рабочие то ли не могли, то ли не хотели отремонтировать белый бронепоезд, и 10 декабря "Единая Россия" ушла для продолжения ремонта в Новороссийск на завод "Судосталь". К весне отступление белых перешло в паническое бегство. В Новороссийске в марте 1920 г. так и не восстановленная "Единая Россия" досталась без боя красным.
|
</> |