Чусовая ч.4. 7-8 мая

Опять про Чусовую. Похоже ни про одну карельскую речку я столько не писала, запала мне в душу Чусовая)
Итак. Сегодня опять солнышко) Погода балует.

Камень Котел, пещера которого якобы с палеолита используется людьми. Что же, довольно уютно.

Встречаем мужика на резиновой лодке, который идет, оказывается, от Коуровки и то же с 1 мая. И идет, почти не гребя, с нашей скоростью. Мистика)
Интересно, оказывается, не одни мы заметили, что после Кына Чусовая течет среди тайги, леса на берегах стали как-то суровее. В принципе, неудивительно – мы плывем на север. Просто, довольно значительной показалась разница. И как-то все сделалось масштабнее.

Сегодня очень сильный встречный ветер, а река, как назло, петляет не сильно. Отдыхаем только на излучине после Круглого мыса, где Чусовая поворачивает на 180 градусов.
После впадения Кумыша на излучине реки стоят самые грозные камни на Чусовой, которые унесли много жизней. Сейчас они уже не кажутся такими грозными, поскольку в конце 19 в. все были взорваны.
Например, Горчак, названный так от слова Горе, почти на четверть перегораживал русло реки.

У Молокова (где вода белела, как молоко) было обратное течение, которое затягивало барки.

И, наконец, Разбойник на треть перегораживал Чусовую.

После совсем нестрашных, но и не особо красивых камней, симпатичный боец Четыре Брата. На самом деле там 5 скальных выступов, и пишут, что это «Четыре брата и их дядя, который посередке». Якобы где-то здесь пугачевцы зарыли клад.

Стоянка Пермского парка у реки Рассольная. Тут проходит пеший маршрут. И, представив себе, что сейчас праздники, и к ночи сюда может прийти группа туристов, решили плыть дальше в более укромное место.



Его нашли напротив красивого Гусельного камня.

Кстати, при взгляде на камень Башня можно увидеть несколько лиц, или это только мне так кажется?

За день прошли 51 км. Мимо проплывает мужик на резиновой лодке)
Сегодня обещается, кажется, самый теплый день. И немножко погуляем пешком.
Начинаем с камня Дыроватые Ребра и пещер в нем.

Залезаем в две пещерки в правом камне,

а потом идем на следующий смотреть красивую арку Царские ворота.


Сюда даже специально заходит пеший маршрут.
В Усть-Койве набираем воды. Причаливаем у камня Красный

и по пологой тропинке с альпийскими видами поднимаемся на него.

Любуемся Чусовой и морем тайги. Чуть-чуть даже работает Теле2, но без интернета. И как ни странно, вьется мошка.

На стоянке внизу ночуют ребята с катамараном, потом мы еще встретимся.
А следующая наша вылазка заканчивается неудачей. Еще в Москве решили мы поискать Грот Театральный (или Колчака). На некоторых картах он отмечен прямо на реке. Но знающие люди пишут, что он в лесу, а вот где, не рассказывают и координат не дают, типа, чтобы не загадили. Странное такое объяснение: мы пойдем за километр от реки, чтобы загадить грот. Ну ладно, пусть это будет на их совести. Причалили, поискали немного там, где отмечен камень Палатка – безрезультатно, вообще никакого камня. На maps me грот отмечен где-то в километре с небольшим от реки - решили проверить эту точку. Залезли на высокий берег и пошли все выше и выше. К счастью, лес проходимый, без бурелома. Идем дальше, покрикиваем от медведей. Стали попадаться карстовые воронки глубиной до нескольких метров, и снег в них лежит.

Ну, думаем, хороший знак. И вот «достигли свою цель» по навигатору, а цели то и нет. Вокруг березовый красивый лесок и никаких признаков грота. Ну, прогулялись, хоть медведя не встретили, и то хорошо. Вот скажите мне, пожалуйста, можно ли узнать, какой нехороший человек поставил эту точку на maps me, чтобы выразить ему «всю глубину моих чувств»?
Проголодались, и пообедали на стоянке, где костер напоминал родник. Глина на Чусовой добротная, воду не пропускает.

Следующая наша вылазка была на место лагеря Створ. Тоже немного врали координаты, но тут найти проще.
Очень печальное место. Кругом березки зеленеют, цветы цветут, а люди гибли здесь на протяжении многих лет.

С 1943 г., и даже сложно такое представить, по 1972 г. Сначала пытались построить Понышскую ГЭС, но не построили, и потом продолжались работы по лесозаготовкам.


В основном, здесь отбывали срок политические, и после смерти Сталина тоже: бывшие советские военнопленные, прошедшие через фашистские концлагеря.
Вообще в районе Чусовой было очень много лагерей, а на берегу стояли населенные пункты, где жили спецпереселенцы, выселенные во время раскулачивания и коллективизации. После войны им начали выдавать паспорта, чтобы они начали возвращать к жизни выжженные войной земли. Это мы уже прочитали после похода, а плывя по Чусовой, удивлялись, откуда на берегах так много не заросших лесом полян. Это единственная память о живших здесь несчастных людях.

Ладно, плывем дальше. В камне Плакун грот, в который можно заплыть.

Начинаем искать стоянку. До Чусового остается всего ничего, поэтому завтра у нас дневка под обещающимся дождем. И место должно быть хорошим. Но стоянки заняты. Подплываем уже к Голубому озеру и Глухим камням. Это предел, дальше уже совсем не надо. На Голубом стоянка занята. Вплываем в озеро, до него плыть по речке метров 100. По факту это круглый водоем диаметром метров 20 с грязной коричневой водой. Но она появляется здесь откуда-то снизу, и в реке есть течение. На самом деле река действительно около 7 км течет под землей и выныривает на поверхность только в Голубом озере. А летом, не в половодье, оно реально Голубое – видела фотографии)
Но продолжаем поиски. Еще одна стоянка занята, пытаемся найти местечко рядом, но там либо хлюпает под ногами, либо залежи мокрой скользкой глины.
Вдруг видим, что на стоянке никого нет, и только слегка дымит костер. Скорее туда!
И вот в нашем распоряжении прекрасный домик с туалетом, костром и даже дровами, и под ногами почти сухо.

Радуемся, как дети, и даже отправляемся на поиски грота в Глухих камнях, пока нет обещанного дождя. Но вы помните нашу карму? Так что, конечно, правильный грот мы не находим, а находим какой-то другой, удивляясь неточности описания.


Но ладно, завтра будет день, и будет грот.
А за сегодня прошли 25 км по воде и еще несколько по лесу.