Чума в Анзобе в 1898 г.

топ 100 блогов rus_turk27.07.2024 Прив.-доц. А. М. Левин. Чума в Анзобе в 1898 г. // Врач. 1899. № 6.

Чума в Анзобе в 1898 г.
Грот на границе анзобского оцепления. Здесь и далее снимки из альбома А. М. Левина «Анзоб» (Чума в Анзобе в 1898 г. humus); в конце — несколько снимков из  альбома К. М. Афрамовича «По Ягнобу. 1898—1900»


Вскоре после начала чумной эпидемии в Индии Его Высочество председатель Противучумной комиссии С. Д. Мстиславский. — rus_turk.]. 30-го октября наш маленький отряд выехал из Самарканда и на 6-й день прибыл в Анзоб.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Спуск в долину Заравшана

Чума в Анзобе в 1898 г.
Вброд через Заравшан

Чума в Анзобе в 1898 г.
Кишлачок на берегу Заравшана


Кишлак (село) Анзоб, бывший главной, если и не исключительной ареной чумной эпидемии, лежит на самой границе русских владений, у подножия Анзобского перевала, отделяющего Самаркандскую область от Гиссарского бекства, входящего уже в состав Бухарского ханства. Это жалкая деревушка, расположенная на берегу небольшой, но бурной речки Ягнобдарьи, впадающей в Фандарью — один из притоков Зарявшана. Я позволю себе несколько остановиться на характеристике местности и в особенности путей сообщения, ибо эта сторона дела представляет всегда огромную важность в борьбе со всякой повальной болезнью, а в данном случае она имела и прямо решающее значение.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Переправа через Ягнобдарью

Чума в Анзобе в 1898 г.
Мост Пули-мулла


От Самарканда до Анзоба считается около 220 верст. Путь этот находится в пределах Самаркандского уезда и почти весь пролегает по Пенджекентскому участку. От Самарканда до Пенджекента, небольшого сартовского городка с 2—3 тысячами жителей, дорога идет долиной реки Зарявшана, между Туркестанским хребтом на севере и Зарявшанским на юге. Эту часть пути обыкновенно делают на тройке. Далее, за Пенджекентом, вверх по Зарявшану, Туркестанский и Зарявшанский хребты все более и более сближаются друг с другом, долина реки становится все уже и уже, а в нескольких верстах от Пенджекента колесная дорога кончается, и дальнейшее путешествие возможно лишь верхом.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Питийский мост на Фандарье


Местом первого привала на пути от Пенджекента служит кишлак Йори. Затем, на расстоянии одного денного перехода, следует кишлак Урмитан, находящийся уже на высоте 5000 футов, так что дорога от Йори до Урмитана представляет непрерывный крутой подъем. Отсюда путь продолжает подниматься через карниз Дардар до кишлака Варзиминора, переходя несколько раз с одной стороны Зарявшана на другую. Варзиминор лежит в месте впадения в Зарявшан реки Фандарьи. Отсюда путь идет вдоль последней до кишлака Пити по Фанскому карнизу, который тянется непрерывно 26 верст.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Развалины старинной бухарской крепости Сарвадан


На следующий день приходится идти сначала опять по Фанскому карнизу, мимо развалин бухарской крепости Сарвадан, находящейся на высоте 5900 футов, до начала Фандарьи, образующейся из слияния двух рек: Искандердарьи и Ягнобдарьи. Отсюда идет подъем вверх по Ягнобу, отделяющему Зарявшанский хребет от Гиссарского, до кишлака Так-фана, находящегося верстах в 20 от Анзоба.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Мечеть в кишл. Ток-Фан


В Так-фане был устроен карантин для всех прибывающих из Анзоба. Тропинка, ведущая из Так-фана в Анзоб, проходит через местность, представляющую явные следы когда-то бывшего землетрясения, превратившего громадную гору в беспорядочную кучу каменных глыб, обрушившуюся в долину реки Ягноба и совершенно похоронившую ее под собой. Река Ягноб в этом месте исчезает под грудой камней на протяжении более часа пути. Далее тропинка переходит на противуположную сторону Ягноба через Анзобский мост и ведет дальше в кишлаки, расположенные вверх по Ягнобу. Близь этого моста, в небольшом расширении Ягнобской долины и расположен кишлак Анзоб.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Мост под Анзобом


Таким образом, единственный способ проникнуть в эту горную страну состоит в том, чтобы следовать вверх по течению Зарявшана и его притоков. Но самые реки не служат путями сообщения, ибо страшно быстрое течение, крутые уклоны, бесчисленное множество порогов и подводных и торчащих из воды камней делают их совершенно несудоходными, даже и для самых маленьких лодок. Идти по берегу речек тоже невозможно, ибо сплошь и рядом они на протяжении многих верст вовсе не имеют берегов и текут между двумя отвесными скалистыми стенами. Поэтому тропинка обыкновенно вьется по т. наз. карнизу, т. е. по выступу, высеченному в скале и имеющему в ширину местами 1—2 аршина, но очень часто лишь ровно столько, сколько нужно для двух копыт лошади. Такой карниз тянется иногда на 10—15 и более верст, то спускаясь почти до самой реки, то взвиваясь на высоту нескольких сот футов, откуда река представляется лишь узенькой зеленовато-синей ленточкой, с белыми пятнами — бурунами.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Мостик на Фандарье


Если положение горы с одной стороны реки таково, что даже и для карниза нет места, то приходится спускаться к реке, иногда почти по отвесному спуску, перебраться через нее вброд или по т. наз. пули (горному мостику) и на противуположной стороне взбираться на такой же обрывистый подъем, чтобы продолжать путь по новому карнизу. Пули имеют обыкновенно в ширину аршина 2 и сложены из качающихся жердочек, между которыми иногда проваливается нога лошади; даже и беспечные горцы редко решаются проезжать через них верхом.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Мост Сангистан-пули на Фандарье


Многие из наиболее опасных карнизов носят особые, весьма характерные названия: так, напр., один из карнизов между Йори и Урмитаном называется Джинджикар, т. е. «выматывающий душу». Между Урмитаном и Варзиминором находится карниз Лягжи-хардум, т. е. «держи ишака за хвост»: здесь настолько крутой подъем, что не только приходится сойти с лошади или ишака (осла) и идти пешком, но нередко нужно держаться за хвост животного, которое таким образом и втаскивает своего хозяина вверх. Между Так-фаном и Анзобом находится карниз Зиндирак, что в переводе означает «снимай седло»; близь Варзиминора лежит карниз Дардар, т. е. «держись, держись»; близь Анзоба тянется карниз Канд-хурак, т. е. «поел сахару»; другими словами, тот, кто перешел этот карниз, чувствует себя так хорошо, как будто он поел сахару. Самое слово Анзоб значит «мученье».


Чума в Анзобе в 1898 г.
Дар-дарский карниз

Чума в Анзобе в 1898 г.
Карниз по Фандарье


Иногда карниз прерывается на некотором протяжении. Такой перерыв заполняется набросанными жердочками, поверх которых насыпан щебень. Эта воздушная постройка носит громкое название балкона. На таких балконах, разумеется, приходится сходить с лошади и идти пешком. Один из худших балконов Фанского ущелья носит ироническое название Ра-имери, т. е. эмирской дороги.


Чума в Анзобе в 1898 г.
На Фанском карнизе

Чума в Анзобе в 1898 г.
Балкон на Фанском карнизе


Благодаря такому устройству местности и таким путям сообщения, население кишлаков Зарявшанских гор не только совсем отделено от остального мира, но и между отдельными кишлаками сообщения крайне ограничены. С октября до апреля, когда карнизы частью завалены снегом, частью обледенели, сообщение между кишлаками совсем прерывается, и жители почти вовсе не выходят за пределы своих деревень.


Чума в Анзобе в 1898 г.
На Фанском карнизе


История обнаружения Анзобской эпидемии как нельзя лучше поясняет глубочайшую уединенность кишлаков друг от друга. Местная администрация получила известие о свирепствующей в Анзобе эпидемии от ближайших соседей анзобцев, жителей кишлака Маргифа. От Маргифа до Анзоба менее 8 верст, а между тем маргифцы узнали о том, что происходит в Анзобе, лишь спустя месяц от начала эпидемии. Другими словами, за этот месяц между Маргифом и Анзобом не было никаких сношений. Следует принять во внимание, что это было еще в сравнительно благоприятное время года (август и сентябрь). Будь это позднее, в ноябре или декабре, то Анзоб мог бы вымереть весь, и даже ближайшие соседи не знали бы о постигшей его судьбе.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Кишлак Дар-Дар


27 сентября 1898 г. управитель Искандеровской волости сообщил приставу Пенджекентского участка поручику Бржезицкому полученные им от маргифцев сведения о том, что в Анзобе свирепствует какая-то повальная болезнь с громадной смертностью. 3 октября поручик Бржезицкий вместе с самаркандским уездным врачом д-ром Афрамовичем прибыли в Анзоб. Жители с громким плачем вышли к ним далеко навстречу и умоляли о спасении.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Кишлак Марзич


Из собранных сведений выяснилось следующее. В конце августа в кишлаке Марзиче, в 16 верстах от Анзоба, у некоего Сафара Джумаева заболел сын Шукур, 12 лет, и на 4-й день умер. Дней через 10 после его смерти заболел его брат Шакир, 9 лет, и умер тоже на 4-й день. Через несколько дней заболела их мать Муаджан и на 3-й день умерла. Дня за два до ее смерти к ней пришла из Анзоба ее родственница Ашур Биби, которая после смерти Муаджан обмывала ее труп, принимала участие в похоронах и, по местному обычаю, получила в подарок кое-что из имущества больной. Возвратясь в Анзоб, Ашур Биби тотчас же заболела и на третий день болезни умерла. В Марзиче более ни одного заболевания не было.

После смерти Ашур Биби, в Анзобе начались заболевания среди родственников умершей и людей, бывших на ее похоронах. Заболевания стали быстро распространяться среди жителей Анзоба, не щадя ни взрослых, ни детей. Тогда некто Хасан Рахимов убедил своих односельчан, что болезнь послана им свыше якобы за то, что Ашур Биби была похоронена несогласно с предписанием мусульманских церковных обычаев, т. наз. шариата. Чтобы исправить эту ошибку, Хасан Рахимов посоветовал своим соседям вырыть из могилы труп умершей Ашур Биби и положить его так, как указано в шариате, что и было исполнено. После этого смертность в Анзобе усилилась еще более; умирали до 14 человек в сутки. Первыми умерли те, которые разрывали могилу, а именно сам Хасан Рахимов; за ним, на 3-й день, его сыновья Шакир, Азим и Баба-Рахим, потом их мать, две невестки Хасана, брат его Разим, жена и сын последнего.

К 3-му октября из 387 жителей Анзоба остались в живых всего около 150; из 60 семей заболеваний не было только в 3; зато были семьи, в которых умерло по 14 человек. Процент заболеваемости по отношению ко всему населению составляет около 63! В течение первого месяца заболели 224, умерли 219 Мекку через Бомбей, идут в Афганистан более легким путем, через Бухару, но в годы запрещения паломничества в Мекку из русских пределов паломники пробираются по неприступным горным тропинкам, причем, конечно, возможно, что некоторые из них направляются и по Ягнобдарье, но какие-либо указания на этот счет получить было невозможно, ибо, если бы даже какие-либо паломники и проходили, то туземцы упорно отрицали бы это, чтобы не навлечь на них ответственности.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Анзоб. Мазар Джандапуш. Среднеазиатская этнологическая экспедиция АН СССР, 1927


Кроме занесения паломниками, возвращающимися из Мекки, возможен еще и другой вид заноса: дело в том, что в этой местности почти в каждом кишлаке имеется могила какого-нибудь местного святого (ишана), не только служащая предметом поклонения для жителей соответствующего кишлака, но и привлекающая поклонников из соседних кишлаков, а иногда даже и из далеких стран, смотря по степени известности данного святого. Такой святой (ишан Джандапуш — «одевающийся в лохмотья») имеется и в Анзобе; подобная же могила находится и в Марзиче. Трудно судить, настолько ли популярны эти святые, чтобы к ним приходили на поклонение из отдаленных местностей Афганистана, сопредельных с Индией, но из прилегающих к Анзобу бухарских бекств паломники, несомненно, бывают. Бухара же находится в весьма оживленных сношениях с Индией, и в городе Бухаре имеется даже особый постоялый двор, специально для индусов.

Но не отрицая возможности заноса и отмечая лишь отсутствие каких-либо положительных данных в пользу действительности такового, я не могу умолчать об одном обстоятельстве, которое, как мне кажется, имеет в данном случае большое значение. Производя поголовный осмотр Чума в Анзобе в 1898 г.
Профилактические прививки в Анзобе


Я не стану здесь излагать в подробности всех тех мер, которые были приняты Противучумной комиссией для ограждения России от разнесения чумной заразы, для искоренения ее на месте и для возможного предотвращения ее возврата. Эта сложная система мер обнимала устройство врачебного и административного персонала, заготовку обеззараживающих средств, лекарств и хавкинской лимфы, осмотр старых и устройство новых карантинов и мест наблюдения, усиление санитарного надзора за Закаспийской железной дорогой и судоходством по Каспийскому морю и Амударье, устройство обеззараживающих камер-землянок, оцепление зараженной местности, устройство врачебно-наблюдательных и пропускных мест по трем линиям охраны, устройство летучих отрядов для исследования санитарного состояния местности и осмотра населения, снабжение жителей Анзоба, хлеб которых остался неубранным, на всю зиму пищей, топливом и семенами для посева, призрение сирот, оставшихся бесприютными после умерших от чумы родителей, и, наконец, в качестве первого и необходимого условия для всего остального — устройство и поддержание непрерывного сообщения с этой зимой почти недоступной местностью, приведением горных тропинок в мало-мальски сносный вид и поспешной прокладкой военно-походного телеграфа по таким грозным местам, как Дардарские и Фанские карнизы. Все эти меры с достаточной подробностью изложены в правительственном сообщении, напечатанном в № 283 «Правительственного вестника» за прошлый год Чума в Анзобе в 1898 г.
Карантин в Ток-Фане


В самом Анзобе со времени прибытия русских врачей и администрации больные немедленно отделялись в особую чумную больницу, под которую, с полного согласия жителей, была занята мечеть, как наиболее просторное помещение. По прекращении заболеваний было произведено тщательное обеззараживание. Сначала были обеззаражены 15 саклей, владельцы которых вымерли. Затем в эти сакли были переводимы по частям оставшиеся в живых обитатели Анзоба на время, необходимое для обеззараживания их жилищ. Перед переселением в обеззараженные сакли люди переодевались с ног до головы в совершенно новые платье и обувь, а принадлежавшее им платье сжигалось. Остальное имущество обеззараживалось в особо для того построенной обеззараживавшей камере-землянке, частью паром, частью формалином. По окончании обеззараживания сакли белились известью, земляной пол обильно поливался раствором сулемы. Чумные кладбища, которых в Анзобе 2, обнесены каменной в 2 аршина стеной и затем покрыты сплошь слоем негашеной извести толщиною в 4 вершка, засыпаны землей на 2 аршина и, наконец, в предупреждение раскапывания их шакалами, завалены крупными камнями. Все находившиеся внутри оцепления лошади, ослы и коровы обмыты струей сулемового раствора из гидропульта и вытерты щетками, смоченными тем же раствором.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Кишлак Анзоб (альбом К. М. Афрамовича)

Чума в Анзобе в 1898 г.
Мечеть в Анзобе

Чума в Анзобе в 1898 г.
Анзоб. Уничтожение зараженных домов огнем

Чума в Анзобе в 1898 г.
Анзоб. Кладбище в долине


В настоящее время с Анзоба и всего Заравшанского нагорья не спускают глаз; и можно питать полную уверенность, что в случае возобновления где-либо эпидемии весь испытанный уже на деле строй снова быстро и легко придет в действие. Тогда окажется, что как ни ужасна была Анзобская чумная эпидемия, стоившая 230 человеческих жизней, но она, по крайней мере, прошла не даром, послужив грозным предостережением, так сказать, генеральной репетицией чумы.


Чума в Анзобе в 1898 г.
Анзоб. Конгломератный столб (Минарет)



О чуме в Уральской области (1911, 1913):
А. Ф. Пальмов. Моя командировка на чуму в Уральскую область в последнюю эпидемию
Стенографический отчет: Государственная Дума, 21.I.1914

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лента новостей Рамблера подарила мне очередное чудесное: "В США создали огнемет для работ в саду". Много и мучительно размышлял. ...
Сегодня по сети широко гуляет новость: « Мы отменили все правила ведения войны. Наши солдаты ни за что не будут нести ответственности. Военных судов не будет »,  — заявил ...
Эх, как же интересно ездить в блог-туры! Устаешь порой неимоверно, но уже через день от усталости нет и следа, а впечатления, эмоции и фотографии остаются на всю жизнь. Вот и в этот раз энергокруиз с ТГК был очень насыщенным. Когда мы ездили на Пальеозерскую ГЭС, что находится в Кондопожс ...
Как наверное многие знают из моих твиттера и Инста, меня недавно занесло в Софию. Поездка была совсем короткой, достаточно спонтанной и в общем-то причиной её были никак не достопримечательности болгарской столицы. Но все же немного времени на погулять я нашла. Скажу честно, София мне не п ...
Провокатор он, ваш Навальный. Всё как-то руки не доходили написать. И дело не в "русском марше" даже. Просто стараюсь в последние годы больше к себе прислушиваться в этом смысле. Здесь - даже тени сомнения у меня нет. Не ...