Экскурсия в Закаспий (1907). 2. Пароход «Генерал Куропаткин». Красноводск. По

НАЧАЛО

Баку. Посадка на пароход, отправляющийся в Красноводск. (Г. Дуранте, 1898)
В начале 6-го часа вечера я уже занял место в каюте большого, нового и хорошего парохода «Куропаткин», совершенно не похожего на прежние маленькие грязные колесные пароходики, ходившие по Каспийскому морю. Пароход должен был выйти из Баку в 6 часов вечера, за 14 или 15 часов перерезать в поперечном направлении все Каспийское море и прибыть в Красноводск в 10 или 11 часов утра. Из трубы парохода давно уже клубился густой черный дым, палуба была полна народа — персиан, армян, татар и представителей других восточных национальностей, но отхода парохода нам пришлось ждать еще довольно долго вследствие того, что почта не была доставлена на него в надлежащее время. Я более часа ходил по палубе в томительном ожидании. В это время взошла полная луна, тысячи блестящих звезд украсили черно-синее безоблачное небо и вместе со множеством огней пристани и стоявших около нее судов красиво отражались в гладкой, как зеркало, поверхности моря; а вдали, кроме того, блестели бесчисленные фонари большого города, расположенного амфитеатром на склоне довольно крутой горы, понижающейся к морю. Мостик все время соединял пароход с пристанью, и по нему туда и сюда сновала публика. Наконец в 7 часов 50 минут раздался третий свисток, публика сразу засуетилась, провожающие и все те, которым не надо было перебраться за синее море, поспешили сойти на пристань. Еще минуты через две с шумом завертелся винт, забурлила и запенилась вода около кормы парохода, он дрогнул и сначала медленно, а потом быстрее и быстрее начал рассекать морские волны и удаляться от берега, уходя в открытое море.

Пароход «Генерал Куропаткин». 1915
Выехали мы из Баку при самой лучшей обстановке: в чудный тихий и теплый весенний вечер (25 марта) и, как уже было замечено, при свете полной луны. До полуночи она светила в той стороне, в которую направлялся пароход, и мы подвигались как бы навстречу ей по широкой, ярко освещенной чудным золотым светом полосе моря, отражавшей лучи лунного света нам в глаза. Берег скоро скрылся от наших взоров, но огни Баку и соседних с ним нефтяных промыслов мы могли различать еще довольно долго. Наконец исчезли и они, и с парохода, кроме неба и черно-синего моря, в одном только направлении освещенного лунным светом, ничего не было видно. Пароход наш шел очень быстро, и мы с каждым часом удалялись верст на 30 от Кавказа и на столько же приближались к пустыням Закаспийского края. Я просидел на палубе до 11 часов ночи, наслаждаясь чудной погодой и находясь под обаянием той особенной, таинственной обстановки, которая окружает пароход, плывущий ночью в открытом море и вдали от земли.

Пароход «Куропаткин» во время отхода. Почтовая открытка. Изд. А. Мелкумянца, Красноводск
На следующее утро в 6 часов я был уже на палубе и с нетерпением ждал того момента, когда покажется берег совершенно неизвестной для меня страны. Но в это время кроме неба и воды с парохода ничего не было видно. Наконец в восьмом часу на востоке начала обрисовываться узкая, едва отличимая от моря серая полоска — берег азиатского материка. Еще через час можно было более или менее ясно различить очертания высокого скалистого барьера, выступы скал и обрывающиеся к морю крутые ущелья, казавшиеся издали вертикальными бороздами, рассекающими скалы. В это время пароход повернул на север, обогнув длинную косу, выдвинувшуюся около Красноводска верст на 30 в море. Недалеко от нее показались низкие песчаные острова, и еще через несколько времени мы увидели маленький городок с белыми и серыми домиками, приютившийся на берегу моря и окруженный почти со всех сторон высокими крутыми скалами. Природа как будто бы нарочно устроила здесь, в скалах маленькую почти круглую выемку или нишу, чтобы человек мог найти место для крошечного городка на этом негостеприимном и пустынном берегу.

Красноводск. Вид с моря
на Курапаткинскую набережную. Почтовая открытка.
(А. А. Яворский,
___________
В 10 часов утра наш пароход остановился у пристани Красноводска. Я подождал, пока обычная в таких случаях суета несколько успокоится, а затем сошел с парохода и отправился в город. При ближайшем осмотре Красноводск оказался еще более оригинальным, чем издали. Он, как известно, основан в 1869 году, когда здесь высадились кавказские войска и заложили укрепление. Красноводск расположен на холмистой сильно покатой к морю местности и очень красиво окружен с трех сторон довольно высокими крутыми горами, которые во многих местах состоят из лишенных всякой растительности скал, и открыт только в стороне, обращенной к морю. В противоположном ему направлении над городом возвышается очень крутая, высокая и остроконечная гора с вершиной, имеющей площадь в несколько квадратных аршин. С нее можно любоваться, как с птичьего полета, прекрасным видом на город, пристань, бухту, соседние горы и море. В хорошую погоду на ней всегда можно встретить группу лиц, желающих с высоты окинуть взором Красноводск и его окрестности. С северной стороны города возвышается почти отвесная высокая светло-серая скала, на которую во многих местах даже невозможно взобраться, а с южной — темные и менее крутые горы. На гребне их белеют три огромные цилиндрической формы цистерны, снабжающие Красноводск опресненной водой. Даже весной, в конце марта, на всех горах, окружающих город, растительности нет почти никакой, если исключить маленькие одиночные солянки (Salsola), Gagea pusilla, Lepidium draba, L. Alyssum, полынь, вьюнчики (Convolvulus) и некоторые другие, растущие чахлыми одиночными экземплярами. Во время лета и это все выгорает, скалы страшно накаляются солнцем и пышат огнем. Поэтому Красноводск отличается необыкновенно знойным летом; вообще же он имеет теплый континентальный и очень здоровый климат. Атмосферных осадков выпадает в нем очень мало, именно 87 мм в год, и наибольшее количество их приходится на ноябрь и декабрь.

Красноводск. Общий вид с горы. Почтовая открытка
Красноводск представляет город чисто азиатского типа и гораздо менее похож на европейские города, чем, напр., любой из городов Закавказья. Для европейца все в нем ново: люди, их жизнь, нравы, костюмы, жилища, домашние животные и т. д.

Красноводск. Главная улица. Почтовая открытка
Все дома Красноводска сделаны из камня, имеют плоские крыши и, как везде в теплых странах, балконы или крытые галереи. Красноводск принужден тесниться на очень ограниченном пространстве, — поэтому те из домов, которые находятся на окраинах его, своей задней стороной упираются в скалы. Большой сорвавшийся с них камень может иногда такому дому и обитателям его принести немало бед. Лавки, базары и все продающееся в них также совершенно иные. Всякого рода зелень (петрушка, укроп, лук) и другие травы, которые так любят жители Востока, уже в конце марта были навалены здесь целыми горами, в окнах почти всюду висели крупные чарджуйские дыни Красноводск. Тюки хлопка, ожидающие погрузки на пароход. (Дж. Маккатчен, не позднее 1911 г.)
На улицах Красноводска я видел двух ручных джейранов (Gazella subgutturosa Güld.). Эти в высшей степени изящные, легкие и грациозные антилопы с необыкновенно тонкими ножками, как известно, легко приручаются и здесь свободно бегают по улицам города и мало боятся людей. Если за ними погонятся собаки, то они, делая громадные прыжки, тотчас оставляют собак далеко позади себя и быстро убегают от них во двор, где живут. Здешние газели имели на боках и спине буровато-серый цвет, черный хвост и черную полосу вдоль хребта, а заднюю часть бедер и нижнюю часть туловища белые. Лицевой рисунок у них был выражен очень ясно: от глаза к носу тянулась темная полоса, а над нею светлая. Лоб и темя имели пепельно-серый цвет и казались как бы седыми.
На базарах Красноводска продавалось много белуг (Acipenser huso L.), причем некоторые из них отличались огромными размерами. Одна имела шесть аршин в длину, короткое толстое рыло, громадную пасть, шириною в целый аршин, и весила около 40 пудов; но, как сообщали мне, иногда попадаются здесь белуги весом в 70, 80 и будто бы даже в 100 пудов Чикишляра, преимущественно весной и очень редко в зимнее время, так как они зимою уходят на большую глубину. Осенью и зимой здесь продают звериные шкуры, а иногда рога джейранов, сайгаков, горных баранов, безоаровых козлов и т. д. Вообще в лавках и на базарах Красноводска можно встретить много такого, что никогда не попадется на глаза в европейском городе.

Остров Челекен, Закаспийская обл. Туркмены-рыбопромышленники. Почтовая открытка
Весь Красноводский залив, а также большая бухта его почти со всех сторон отделены от открытого моря длинной, вытянутой к юго-востоку косой и рядом островов. Некоторые из них высоки, скалисты и издали представляются острыми черными зубчатыми гребнями, поднимающимися из моря, другие же более или менее низки, местами покрыты травой, а местами представляют сыпучие пески. Наибольший из них — Челекен находится при входе в Красноводский залив и имеет площадь почти в 450 кв. верст. На нем постоянно живут туркмены, находится нефть, каменная соль и озокерит. Наиболее высокие горы Челекена поднимаются до 3500 футов над ур. моря. На островах, окружающих Красноводский залив, водится много змей из семейства ужовых, и по преимуществу водяной уж (Tropidonotus tesselatus Laur.). Он часто достигает в длину двух аршин. Гримм нашел здесь много ящериц: Phrynocephalus interscapularis Licht., Scapteira crispa Str. и некоторых других. На эти острова зимою довольно часто, а летом значительно реже выходят маленькими группами (по 2, по 4 штуки) тюлени (Phoca caspica Nilss.). На них нет здесь не только настоящего промысла, но даже их почти никогда не трогают, если исключить те редкие случаи, когда рыбопромышленники убьют одного или двух, чтобы мясо их употреблять как наживку для ловли белуги. Около берегов Красноводска над морем летает довольно много диких уток, куликов разных видов и рыболовок, или чаек. Из последних чаще всего попадаются на глаза чайка сизая (Larus canus L.) и чайка обыкновенная (Larus ridibundus L.).
По окрестностям Красноводска я пространствовал два дня,
но, к сожалению, погода, бывшая пред этим очень теплой, в эти дни
сделалась гораздо холоднее, и потому пресмыкающиеся, которых я
надеялся найти здесь немало, попрятались в свои норы. Из ящериц я
встретил обыкновенную агаму (Agama sanguinolenta Pall.), которую
называют здесь за способность изменять цвет хамелеоном, ящерку
быструю (Eremias velox Pall.) и круглоголовку ушастую
(Phrynocephalus mystaceus Pall.). Из отряда змей в окрестностях
Красноводска, в особенности у берегов моря, часто встречается
упомянутый уже водяной уж (Tropidonotus tesselatus Laur.). Гримм
говорит об огромном количестве этих ужей, найденных им около
Красноводска и на ближайших к нему островах, и прибавляет, что они
часто лежат на прибрежных камнях или на траве целыми десятками,
свернувшись в клубки
Красноводск. Вид
железнодорожной станции. (Экспедиция К. Г. Маннергейма,
1906).
humus
___________
Из Красноводска я отправился по Закаспийской, или Среднеазиатской железной дороге дальше внутрь Азии купаются приезжающие сюда лечиться от ревматизма.
За станцией Джебель на протяжении около сотни верст местность представляется еще более унылой и печальной. Это равнина с песчано-глинистой почвой и без всяких признаков зелени. Колючки, правда, растут и здесь отдельными кустиками, но они совершенно лишены зеленого цвета, а во многих местах и их почти нет.
Около станции Балла-Ишем, отстоящей от Красноводска на 156 верст, горы Большого Балхана кончаются и здесь дорога пересекает впадину Узбой — занесенное песками древнее русло Амударьи, по которому в прошлые времена эта река протекала в Каспийское море Станция Айдин после землятресения 1895 г.
В 200 верстах от Красноводска, недалеко от станций Айдин и
Перевальной, характер местности сильно изменяется, так как дорога
проходит через настоящие сыпучие пески и барханы. На громадном
пространстве глаз видит здесь огромные бугры, сажен в
Станция Ушак. 1884
Вдоль подножья Копет-дага с северо-восточной стороны его
располагается так называемый Ахалтекинский оазис, наибольший в
Закаспийской области. Он начинается от северо-западного конца
Станция Кизыл-Арват. (А. К. Энгель, 1887)
Перед рассветом наш поезд пришел в Кызыл-Арват,
находящийся у подножья
Станция Кизыл-Арват. Церковь Александра Невского (возведена в 1898 г.)
В Кызыл-Арвате я пробыл более полусуток, побродил по его окрестностям и видел много хохлатых жаворонков (Alauda cristata L.), полевых жаворонков (A. arvemsis), городских ласточек (Hirundo urbica L.), деревенских ласточек (H. rustica L.), грифов (Vultur monachus L.), чеканов (Saxicola oenanthe L.), рябков (Pterocles arenaria Pall.) и журавлей (Grus virgo L.).
В горах, находящихся недалеко от Кызыл-Арвата, водится много зверей. Здесь можно встретить горных баранов (копетдагский баран — Ovis vignei arkal Lydek., или Ov. vignei Warenzowi Sat., или Ov. cycloceres Турк. и Сатун.), за которыми нередко охотятся как туркмены, так и русские, безоаровых козлов (Capra aegagrus Gm.) и пантер (Filis pardus L.). В степи около Кызыл-Арвата часто попадались джейраны (Gazella subgutturosa Güld.), а из птиц — рябки (Pterocles alchata Sewerzowi Bogd. и P. arenaria Pall.) и дрофы-красотки (Otis maqueeni Gray). Зимою здесь добывают много лисиц и большую часть их сбывают скупщикам в Красноводске.

Станция Бами. (А. К. Энгель, 1887)
Станция Бами производит очень приятное впечатление. С нее
также хорошо видны горы, на которых в самом конце марта лежало
много снега. По одну сторону почти от самой железной дороги здесь
начинается подъем, постепенно увеличивающийся и переходящий
первоначально в предгорья средней высоты, а затем в крутой и
скалистый гребень

Фонтан на станции Бами. (А. К. Энгель, 1887)
Вокруг станции растет целая роща, состоящая из тополей, акаций, вяза (Ulmus), тутового дерева и т. д., а передний фасад станции обвит виноградом. Каждое дерево этой рощи унизано множеством гнезд различных птиц. Это единственное местечко на десятки верст вдоль дороги и на сотни верст к северу от нее, где птицы могут устроить себе гнездо на дереве. Находящийся недалеко от Бами аул Беурма имеет хорошие сады и виноградники.

Станция Бахарден. (А. К. Энгель, 1887)
Станция Бахарден своим садиком и окружающей ее местностью
сильно напоминает Кызыл-Арват и его окрестности. Сюда также стекает
с

Паровозное здание на станции Бахарден. (А. К. Энгель, 1887)
Верстах в 60 от Бахардена находятся остатки знаменитой
текинской крепости

Геок-Тепе.
Памятник (открыт в 1901 г.).
Бронзовое текинское орудие лежало около здания музея. Лафетом и хоботом ему служит деревянное бревно толщиною почти в обхват и длиною аршина в четыре. К сожалению, я не мог осмотреть музея, так как он был закрыт вследствие производившегося в нем ремонта.

Геок-Тепе. Музей. Почтовая открытка
Крепость Геок-Тепе расположена на совершенно ровной степной местности и имеет вид четыреугольника, обнесенного высокой, громадной толщины стеной. Она имеет высоту сажени в 4 или 5, толщину вверху сажени в три и внизу сажен в 6, сохранилась до сих пор очень хорошо и поражает своими размерами. В одном месте она на протяжении нескольких десятков аршин разрушена. Это брешь, где стена была взорвана несколькими бочонками подложенного под нее пороха во время штурма. Через нее русские ворвались в крепость. Смотря на это место, невольно подумаешь, сколько пролито здесь крови и сколько погибло за несколько минут как текинцев, так и русских!

Геок-Тепе. Место обвала крепости минной колонной полковника Куропаткина. Почтовая открытка
Верстах в 25 от Геок-Тепе находится станция Безмеин.
Против нее

Казарма на станции Безмеин. (А. К. Энгель, 1887)
___________
(Окончание следует)
Материалы о
Красноводске и других населенных пунктах Закаспийской области:
https://rus-turk.livejournal.com/544343.html