Чудо Моденской иконы в Музее Рублева...
kalakazo — 03.07.2023 Из дневной почты:Музей имени Андрея Рублева:
"Чудо Моденской иконы в Музее Рублева
20 июня/3 июля- празднование в честь чудотворной Моденской (Косинской) иконы Божией Матери. Чудотворная Моденская (Косинская) икона (см. фото) из фондов нашего Музея была возвращена Церкви 2 июля 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но спустя треть века (!) никто об этом не вспомнил – ни в Музее, который позорит директор-уголовник Михаил Миндлин (ст. 159 ч. 4 УК РФ), ни церковные СМИ: https://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm, ни церковные СМИ
А ведь именно чудо от Моденской (Косинской) иконы Божией Матери засвидетельствовал Павел Флоренский, сопредседатель Экспертной группы Московской патриархии: «должен вам признаться, что я, будучи председателем Комиссии по чудесам Московской Патриархии, лишь дважды встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублева. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли ее принимать иереи. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону -" Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. И икона оживала на глазах. Потом ее взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, это не было ароматом кадила и масел. Это было нечто иное»: https://rublev-museum.livejournal.com/204445.html
Напомним, что 2 июля 1991 г. в 11 часов чудотворная Моденская (Косинская) икона была перенесена из музейного фондохранилища во вновь освященный для богослужений Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (см. фото). Там в соборе директор Музея София Владимировна Вашлаева передала святыню, украшенную венком из живых цветов, официальным представителям Церкви, а затем состоялось перенесение чудотворного образа в Косинский приход. Как вспоминала те дни наша интеллигенция, «Музей проводил общие с Церковью общественные акции. Таковыми были: установление памятника Андрею Рублеву на площади перед Спасо-Андрониковым монастырем, установление памятного Креста на месте бывшего монастырского кладбища; передача церкви храма Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе (данного Центру под размещение Музея древнерусской фрески; к сожалению, государство не компенсировало эту потерю музейных площадей) и передача из своих фондов чудотворной иконы "Богоматерь Косинская" православному приходу церкви в Косино»: http://rublev-museum.livejournal.com/264879.html
Впервые местонахождение главной Косинской святыни, изъятой властями в 1940 г., чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери XVII в. с надписью на обороте «Моденская» в фондах ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» стало известно верующим в 1976 г. от работника областного Управления культуры Д.Д. Гущина. Музейный хранитель В.В. Кириченко, который лично привез икону в наш Музей имени прп. Андрея Рублева им подтвердил, что вскоре после войны, при посещении ленинградского Музея религии и атеизма, он обратил внимание на этот шедевр XVII в. и выяснил, что после закрытия Косинских храмов икону передали в Московский антирелигиозный музей, а из него после закрытия перед самой войной святыню передали Музею религии и атеизма, находящемуся в Казанском соборе Санкт–Петербурга. Икона пробыла в запасниках Ленинградского музея атеизма до конца войны.
После своего 36–летнего скитания по музейным запасникам икона нуждалась в реставрации, провести которую благословили реставратору И.В. Ватагиной. По ее отзыву, реставрация святыни шла легко и через три месяца была закончена. Обновленная икона находилась три года в нашей музейной экспозиции, а потом бережно хранилась до своего возвращения в Косино 2 июля 1991 г. После обращения Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Алексия II в органы государственного управления, бывший в то время министр культуры СССР Н.Н. Губенко незамедлительно вынес решение о возвращении Церкви чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери.
Иконография «Моденской» иконы. Богоматерь на ней изображена в рост, стоящей вполоборота с приподнятыми руками, между которых восседает Богомладенец Христос. Он благословляет, в левой ручке – свиток, фигура обращена вовне от Богоматери, ножки развернуты, скрещены, из-под правой виднеется пяточка левой. Казалось бы, общераспространенное предание об итальянском происхождении иконы, якобы вывезенной гр. Б.П. Шереметевым из Модены и вложенной в церковь подмосковного села Косино Петром I, дает ключ к ее иконографической идентификации. Однако ни участие Б.П. Шереметева, ни участие Петра в судьбе иконы документально не подтверждаются, и возникли как поздние легенды не ранее XIX в.
На запрос о существовании в Модене какой-либо схожей иконы директор Моденского музея средневекового и современного искусства сеньора Энрика Паджелла любезно сообщила об отсутствии таковой. Более того, стилистика образа, вопреки описаниям XIX – нач. ХХ в., лишена каких-либо итальянских черт.
Как выяснилось после реставрации, проведенной в нашем Музее имени прп. Андрея Рублева, Косинская святыня – это русская икона первой половины XVII в., и источники ее композиции, очевидно, лежат в круге искусства, восходящего к византийской традиции. Уже Н.П. Кондаков предполагал связь «Моденской-Косинской» Богоматери с восточнохристианским типом Богоматери Никопеи, почитаемым в Византии и распространенным в разных изводах, в том числе и за пределами империи. Один из таких, как считал Н.П. Кондаков, изводов, а именно воспроизведенный в нижнем регистре алтаря церкви Санта Мария ин Трастевере (Рим, кон. XIII в., авт. П. Каваллини) стал для ученого поводом уточнить происхождение иконографии «Косинского» образа (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х тт. Т. 2. М., 1998. С. 146, 148).
Тема поклонения-моления Богородице, по мнению некоторых современных исследователей, явилась определяющей и для иконы «Моденской-Косинской». В частности, в качестве иконографических образцов можно указать мозаику церкви Марторана (1143-1151, Палермо, Сицилия), где изображены Богоматерь Агиосоритиссу со свитком и припадающим к Ее ногам адмиралом Георгием Антиохийским, а также Богоматерь «Максимовскую», где Богородица в условно близкой ситуации показана с Богомладенцем: http://expertmus.livejournal.com/170447.html
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
--
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева".
P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на [email protected]
|
</> |