Чудо Моденской иконы в Музее Рублева...

топ 100 блогов kalakazo03.07.2023 Из дневной почты:

Музей имени Андрея Рублева:

"Чудо Моденской иконы в Музее Рублева


20 июня/3 июля- празднование в честь чудотворной Моденской (Косинской) иконы Божией Матери. Чудотворная Моденская (Косинская) икона (см. фото) из фондов нашего Музея была возвращена Церкви 2 июля 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но спустя треть века (!) никто об этом не вспомнил – ни в Музее, который позорит директор-уголовник Михаил Миндлин (ст. 159 ч. 4 УК РФ), ни церковные СМИ: https://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm, ни церковные СМИ

А ведь именно чудо от Моденской (Косинской) иконы Божией Матери засвидетельствовал Павел Флоренский, сопредседатель Экспертной группы Московской патриархии: «должен вам признаться, что я, будучи председателем Комиссии по чудесам Московской Патриархии, лишь дважды встретился с явлением, которое отношу к полному чуду. Дело было в музее Андрея Рублева. Передавали икону в один из московских монастырей. Прибыли ее принимать иереи. Они облачились, приготовились. Приносят музейщики икону -" Богородицу, нарисованную на доске. Священники начинают пред ней служить. И икона оживала на глазах. Потом ее взяли и благоговейно понесли. А я отстал. И вдруг на меня дохнуло неким иным запахом. Благовония там не употребляли, это не было ароматом кадила и масел. Это было нечто иное»: https://rublev-museum.livejournal.com/204445.html

Напомним, что 2 июля 1991 г. в 11 часов чудотворная Моденская (Косинская) икона была перенесена из музейного фондохранилища во вновь освященный для богослужений Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (см. фото). Там в соборе директор Музея София Владимировна Вашлаева передала святыню, украшенную венком из живых цветов, официальным представителям Церкви, а затем состоялось перенесение чудотворного образа в Косинский приход. Как вспоминала те дни наша интеллигенция, «Музей проводил общие с Церковью общественные акции. Таковыми были: установление памятника Андрею Рублеву на площади перед Спасо-Андрониковым монастырем, установление памятного Креста на месте бывшего монастырского кладбища; передача церкви храма Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе (данного Центру под размещение Музея древнерусской фрески; к сожалению, государство не компенсировало эту потерю музейных площадей) и передача из своих фондов чудотворной иконы "Богоматерь Косинская" православному приходу церкви в Косино»: http://rublev-museum.livejournal.com/264879.html

Впервые местонахождение главной Косинской святыни, изъятой властями в 1940 г., чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери XVII в. с надписью на обороте «Моденская» в фондах ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» стало известно верующим в 1976 г. от работника областного Управления культуры Д.Д. Гущина. Музейный хранитель В.В. Кириченко, который лично привез икону в наш Музей имени прп. Андрея Рублева им подтвердил, что вскоре после войны, при посещении ленинградского Музея религии и атеизма, он обратил внимание на этот шедевр XVII в. и выяснил, что после закрытия Косинских храмов икону передали в Московский антирелигиозный музей, а из него после закрытия перед самой войной святыню передали Музею религии и атеизма, находящемуся в Казанском соборе Санкт–Петербурга. Икона пробыла в запасниках Ленинградского музея атеизма до конца войны.

После своего 36–летнего скитания по музейным запасникам икона нуждалась в реставрации, провести которую благословили реставратору И.В. Ватагиной. По ее отзыву, реставрация святыни шла легко и через три месяца была закончена. Обновленная икона находилась три года в нашей музейной экспозиции, а потом бережно хранилась до своего возвращения в Косино 2 июля 1991 г. После обращения Святейшего Патриарха Московский и всея Руси Алексия II в органы государственного управления, бывший в то время министр культуры СССР Н.Н. Губенко незамедлительно вынес решение о возвращении Церкви чудотворной Косинской (Моденской) иконы Божией Матери.

Иконография «Моденской» иконы. Богоматерь на ней изображена в рост, стоящей вполоборота с приподнятыми руками, между которых восседает Богомладенец Христос. Он благословляет, в левой ручке – свиток, фигура обращена вовне от Богоматери, ножки развернуты, скрещены, из-под правой виднеется пяточка левой. Казалось бы, общераспространенное предание об итальянском происхождении иконы, якобы вывезенной гр. Б.П. Шереметевым из Модены и вложенной в церковь подмосковного села Косино Петром I, дает ключ к ее иконографической идентификации. Однако ни участие Б.П. Шереметева, ни участие Петра в судьбе иконы документально не подтверждаются, и возникли как поздние легенды не ранее XIX в.

На запрос о существовании в Модене какой-либо схожей иконы директор Моденского музея средневекового и современного искусства сеньора Энрика Паджелла любезно сообщила об отсутствии таковой. Более того, стилистика образа, вопреки описаниям XIX – нач. ХХ в., лишена каких-либо итальянских черт.

Как выяснилось после реставрации, проведенной в нашем Музее имени прп. Андрея Рублева, Косинская святыня – это русская икона первой половины XVII в., и источники ее композиции, очевидно, лежат в круге искусства, восходящего к византийской традиции. Уже Н.П. Кондаков предполагал связь «Моденской-Косинской» Богоматери с восточнохристианским типом Богоматери Никопеи, почитаемым в Византии и распространенным в разных изводах, в том числе и за пределами империи. Один из таких, как считал Н.П. Кондаков, изводов, а именно воспроизведенный в нижнем регистре алтаря церкви Санта Мария ин Трастевере (Рим, кон. XIII в., авт. П. Каваллини) стал для ученого поводом уточнить происхождение иконографии «Косинского» образа (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. В 2-х тт. Т. 2. М., 1998. С. 146, 148).

Тема поклонения-моления Богородице, по мнению некоторых современных исследователей, явилась определяющей и для иконы «Моденской-Косинской». В частности, в качестве иконографических образцов можно указать мозаику церкви Марторана (1143-1151, Палермо, Сицилия), где изображены Богоматерь Агиосоритиссу со свитком и припадающим к Ее ногам адмиралом Георгием Антиохийским, а также Богоматерь «Максимовскую», где Богородица в условно близкой ситуации показана с Богомладенцем: http://expertmus.livejournal.com/170447.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество – сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html

--
Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева".


P.S. Ваши письма, обращения, жалобы присылайте дедульке на [email protected]

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Впечатления о Карпатском рейде соединения Ковпака из донесений разведки западноукраинских националистов, - пишет Старый Следопыт, - Оригинал на папиросной бумаге хранился в личном архиве Ковпака, а это копия, сделанная начштаба отдельного кавалерийского дивизиона Семеном Тутученко. ...
Осталось же что-нибудь от вчерашнего сегодняшнего? Фотограф  Ahmed Saeed   Фуд-стилист  Lobna Hisham ...
...продолжаем отслеживать деятельность Александра Егорова Очередное интервью на ДК — Нет, если вы обратили внимание, — сейчас оплатил кондуктору не разовую поездку, а билет, который действует в течение часа на любых видах общественного транспорта, он дороже обычного всего на ...
Прочитал интересную статью . Цитаты: «Каждый раз, когда российский колумнист или аналитик пишет об агрессивных действиях США в адрес России, он неизбежно сталкивается с реакцией в стиле "российская пропаганда придумывает врагов, а на самом деле американцы хотят нам только добра". К ...
Подскажите, если я на www.hostelsclub.com/ выбираю хостел с пометками отдельный номер, с туалетом - то это и будет же отдельный номер с туалетом, хоть и в хостеле, да? а то сижу читаю-читаю отзывы о хостелах, а тут все только про какие-то общие комнаты с 12 ...