рейтинг блогов

«Маршрутчики в Челябинске исчезнут как класс»

топ 100 блогов vedmed196924.03.2021 ...продолжаем отслеживать деятельность Александра Егорова

«Маршрутчики в Челябинске исчезнут как класс»


Очередное интервью на ДК

— Нет, если вы обратили внимание, — сейчас оплатил кондуктору не разовую поездку, а билет, который действует в течение часа на любых видах общественного транспорта, он дороже обычного всего на два рубля. Администрация Челябинска этот шаг вперед уже заблаговременно совершила. Кстати, в Твери пересадка обходится в 15 рублей, чувствуете разницу? А в ближайшем будущем планируем сделать и выгодный месячный проездной для тех, кто пользуется общественным транспортом каждый день. Сегодня его стоимость, которая превышает 2 тыс. руб., явно завышена. Если сравнивать с городами, где хорошо развит общественный транспорт, то там проездной на месяц обходится в 1,1-1,3 тыс. руб.

Неудивительно, что в Челябинске проездными почти никто не пользуется — это просто невыгодно.

Специалисты ЮУрГУ сделали расчеты и предложили в качестве оптимальной стоимости 1210 руб. Вместе с тем нужно повысить штраф за неоплаченный проезд, который сейчас составляет всего 100–500 рублей. По опыту других крупных городов размер штрафа должен быть сопоставим со стоимостью месячного проездного билета, чтобы не было соблазна прокатиться зайцем. Мы уже обратились в региональное Заксобрание с предложением пересмотреть размер штрафа. Это, кстати, позволит перевести кондукторов в контролеры, а оплату проезда производить с помощью специальных устройств — валидаторов.

Если при завышенной цене проездного челябинский транспорт находится в таком плачевном состоянии, то как можно снижать стоимость проезда?

— Это ошибочное суждение. Как раз стоимость проезда на общественном транспорте в Челябинске очень низкая, если сравнить со стоимостью поездки на автомобиле, даже просто затраты на бензин, не беря в расчет расходы на обслуживание, амортизацию, — всего 23 рубля в одну сторону. А на машине, с учетом среднего пробега по городу в 10 км, — около 120 рублей. Стоимость проезда в общественном транспорте и так четыре года не повышалась. В Москве тарифы увеличиваются раз в год на величину инфляции: топливо, горюче-смазочные материалы дорожают. Там стоимость разовой поездки уже превышает 55 рублей. Мы ту же логику будем использовать, но повышение не должно быть радикальным и одномоментным — сразу на 10-15 рублей, как в некоторых городах происходит.

Вообще экономически обоснованный рыночный тариф для автобусов — на уровне 40 рублей, а для трамваев — еще выше. Государство финансирует эту отрасль, регулируя тарифы и покрывая разницу перевозчикам. Главное — чтобы эти деньги действительно выплачивались.

Потому что этого зачастую не происходило, и «ЧелябГЭТ», продавая билеты за 23 рубля, не получал достаточной прибыли, чтобы хотя бы время от времени производить закупки новых трамваев или заниматься ремонтом путей. Надо уйти от этой практики, при этом не загубив всё и несильно повысив стоимость проезда для горожан. Все маршруты в перспективе до 2024 года будут переведены на регулируемые тарифы, а перевозчики — на брутто-контракты. Конкурсная масса составляет порядка 10 млрд руб., так что точно будем дробить эту историю на этапы.

В чем суть этих изменений?

— Одна из главных проблем в том, что многие перевозчики, которые сейчас работают на нерегулируемых тарифах, не принимают единые проездные и социальные льготные билеты. Соответственно, школьники, студенты, пенсионеры и другие люди, которые по закону имеют право на льготную оплату проезда в общественном транспорте, не могут применить эту льготу в маршрутных такси. Кроме того, перевозчики законно могут в любой момент поднять стоимость проезда — им никто не указ.

А при переходе на брутто-контракты вся выручка идет не в кассу перевозчика, а единому оператору. Мы собираем всю выручку в единый котел и потом распределяем между перевозчиками за оказанные транспортные услуги, при этом все автобусы оснащены специальными датчиками, что позволяет отследить их нахождение на маршруте. Сейчас некоторые перевозчики уходят с маршрута в семь часов вечера, а хотелось бы, чтобы транспорт нормально ходил по расписанию до десяти вечера, потому что спрос есть, люди постоянно пишут жалобы.

То есть при новой схеме будет неважно, сколько пассажиров перевез автобус за один рейс — сто или десять, — перевозчик получит одинаковую оплату?

— Да, таким образом мы, по сути, уходим от гонки за пассажиров, и транспорт стабильно приходит по расписанию.

Останутся ли вообще маршрутки как класс?

— Разные люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Как класс в существующем виде — точно нет. Если же мы говорим про автобусы малой вместимости, работающие в единой транспортной системе и принимающие проездные (в том числе льготные) билеты, то, конечно, им найдется место. Но сразу оговорюсь: перевозчикам стоит быть готовыми к тому, что к подвижному составу будут предъявляться повышенные требования: например, по доступности для маломобильных граждан, будем это требование обязательно прописывать в конкурсной документации. Со временем появится и единый цвет, чтобы издалека было видно: вот едет легальный общественный транспорт.

Сферу маршрутных такси достаточно часто обвиняли в криминализации, вы чувствуете сопротивление этого лобби?

— Конечно, оно есть. Но пока не особо значительное, потому что еще нет утвержденной маршрутной схемы. Думаю, основная работа еще впереди. Не стоит переживать раньше времени, всё будет хорошо.

Некоторые перевозчики уже высказали недовольство, что замеры трафика на маршрутах проводились летом, когда, во-первых, не учитывались школьники и студенты, а во-вторых, еще чувствовались последствия спада во время пандемии. Насколько эти претензии справедливы?

— Честно говоря, не знаю, откуда эта ложь берется. Скорее всего, это заказные статьи людей, которые не хотят расставаться с черным налом или которые обиделись на администрацию, что их не пригласили к разработке маршрутной сети. На самом деле основные замеры проводились с 9 по 30 сентября прошлого года. Это как раз показательные даты, когда пассажиропоток был нормальный, при этом уже были ослаблены некоторые ограничения, да и сезон отпусков уже закончился — и конечно, замеры проводились в час пик.

В продолжение разговора мы выходим на остановке у цирка, чтобы пройтись до Оперного театра. Трамвайная остановка, как и большинство других в центре города, расположена прямо посередине проезжей части, так что пассажиры фактически выходят прямо под колеса проезжающих машин.

— Мы проанализировали трамвайные остановки: из 240 площадок пятая часть — проблемные, с выходом прямо на проезжую часть. Это опасно: машины часто несутся, не пропуская пассажиров. Сейчас прорабатывается строительство 10–20 остановок современного образца с широкой посадочной платформой, навесом или павильоном ожидания, а также ограждением, прозрачным, но непроницаемым, чтобы брызги, летящие из-под колес автомобилей, не пачкали одежду пассажиров, которые ожидают транспорт. При этом сам островок можно было бы перенести за перекресток, где уже нет интенсивного поворотного движения, и, соответственно, можно безболезненно сократить количество полос, сохраняя пропускную способность узла. В идеале будет правильным после успешного пилота в Челябинске закрепить единый стандарт трамвайных остановок для всех городов области, где ходят трамваи, — Челябинска, Златоуста и Магнитогорска. Пока они зачастую выделены только знаком над полосой и разметкой.

Челябинск — город автомобильный, и глобальные планы, связанные с переустройством транспортной схемы, в том числе с переносом остановок, сразу вызывают вопросы: что, будут заужать дороги и убирать выделенные правые повороты?

— В первую очередь необходимо создать стабильно работающую систему общественного транспорта. Обеспечить приоритет проезда общественного транспорта как на перекрестках, так и на перегонах. Общественный транспорт вообще не должен стоять в пробках — ни трамвай, ни автобус. Иного пути нет. Взять хотя бы статистику: сейчас на каждую тысячу жителей приходится почти 400 автомобилей, а со временем, если ничего не менять в сфере общественного транспорта, это будет 500–600. И что делать тогда?

Уже снесли огромное количество деревьев, урезали тротуары, расширили дороги, чтобы обеспечить скоростной проезд для автомобилей. А дальше — всё, дома стоят. Так что либо через несколько лет весь город встанет в пробках, либо уже сейчас нужно учиться интенсивнее использовать общественный транспорт.

По вашим оценкам, на сколько может возрасти число горожан, которые регулярно пользуются общественным транспортом?

— Думаю, что потенциал роста пассажиропотока большой — раза в полтора-два, если говорить о транспорте большой вместимости, потому что сейчас весомая доля челябинцев ездит на маршрутках.

В новой транспортной модели сделана ставка на трамваи. Есть ли примеры крупных российских городов, где электротранспорт остается магистральным? То есть трамвайчик — действительно не туристический аттракцион, а с разветвленной сетью и плотным графиком?

— Казань, например, где средний возраст трамвая, который выходит на маршрут, — пять лет. За последние годы там обновили почти весь подвижной состав. Как и в Москве, где теперь закупают длинные, «гармошкой» трамваи «Витязь», которые позволяют перевозить больше пассажиров за один рейс. По-хорошему, в миллионном Челябинске тоже нужен более вместительный подвижной состав — как минимум в пиковые часы. Также есть пример Питера, который закупил большую партию троллейбусов с автономным ходом, там создана и концессия по трамваю — «Чижик»: три-четыре маршрута отдали частному инвестору, который отремонтировал часть путей, построил новую ветку и депо и сейчас обслуживает маршруты, получает прибыль. Причем это не туристический маршрут, полноценный — люди ездят со спальных окраин к метро, вокзалу.

Конечно, невозможно выстроить идеальную систему враз, это долгий и сложный процесс, и наверняка будут шероховатости. Но первые шаги на этом пути уже сделаны. В этом году мы закупим для Челябинска 30 новых трамваев: современных, скоростных, низкопольных, с системой климат-контроля.

Не разобьются новые трамваи на старых рельсах?

— Когда 20 лет ничего не финансировалось, приходится делать всё и сразу. Поэтому выбрали наиболее оптимальный способ: взять проверенный вагон, который в состоянии ездить нормально даже по нашим неидеальным путям. Проводим параллельно и закупку новых трамваев, и ремонт путей.

К слову, о концессиях: долгое время в информационной повестке муссировалось намерение «Синары» войти в концессию по автобусам, но соглашение так и не было заключено. Переговоры прекращены?

— Действительно, хотели заключить концессию на автобусные перевозки. Рассматривались разные варианты, ключевым оставался именно тип транспорта. После завершения исследования ЮУрГУ стало очевидно, что основной упор нужно делать на электротранспорт как самый эффективный и экологически чистый. К тому же большие автобусы в городе и так почти все новые — 102 единицы закуплены. А трамваям, как я уже сказал, по 30-35 лет. А троллейбусам — по 20. Автобусы частные перевозчики сами могут закупить, а трамваи — нет. Поэтому важно упор делать именно на развитие электротранспорта, чтобы он полностью не развалился, как уже произошло в некоторых других городах. Огромная дань уважения людям, которые в принципе сохранили трамваи и троллейбусы при настолько урезанном финансировании. С этим предложением по электротранспорту мы и вышли к концессионеру.

Это все та же «Синара»?

— Да, там прорабатывают идеи как строительства новой трамвайной линии по примеру Питера, так и ремонт существующей трамвайной сети. Вопрос лишь в том, сколько концессионер хочет получать: эта сумма, по сути, и является предметом торга и договоренностей. Так, Петербург платит на самом деле очень большие деньги за концессию, и не факт, что Челябинску это будет по силам. Дальше предстоит провести качественные расчёты по всем вариантам, чтобы руководство региона и концессионер приняли итоговое решение. Но вне зависимости от решения по концессии общественный транспорт агломерации значительно преобразится за ближайшие два года.

Пока всё правильно - на словах. Дождёмся первых конкретных шагов.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Прочитала у Димы denop, что мы,женщины, симулируем оргазм из милосердия.И что хороший любовник будет оскорблён таким поведением и будет добиваться истины от возлюбленной.Ага, как бы не так.Наоборот, мужчину это всегда устраивает, он возносится до ...
Николь Шерзингер в воскресенье на Гран-при Формулы-1 в Бельгии. ...
Как я понимаю, в ближайшие сутки большинство и авторов, и читателей будут интересоваться лишь футболом и осьминогом, продолжат пережевывать обмен шпионами и думать о предстоящем отпуске. К футболу я равнодушен. Осьминогов, как в том анекдоте ...
Кто не в курсе, Александр пошёл по наклонной кривой дорожке.Особо опасное получение балдежа.Дело шьют. Номер дела 1-127/2017 Буров М.В. - ст.161 ч.2 п.п.а,г УК РФ; Сафонов А.С. - ст.161 ч.2 п.п.а,г УК РФ открытое хищение чужого имущества, группой лиц по предварительному ...
Ищу небольшую компанию в сфере информационных технологий (деятельность - желательно создание/обслуживание/SEO сайтов; также сборка/ремонт ПК/ноутбуков, работа с ЛВС и сетевым оборудованием и серверами .. в общем айтишники)До сентября график ...