"Чудесное путешествие" в Мультимедиа Арт Музее
bellezza_storia — 30.01.2025

Мультимедиа Арт Музей (МАММ) представляет долгожданную выставку иллюстраций детских книг художников Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие». За тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 годы) в издательстве «Малыш» эти представители неофициального советского искусства проиллюстрировали более ста детских книг, на которых выросло и которые полюбило не одно поколение читателей. Лаконично оформленная выставка дополнена фресками современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева.
Советская детская книга 1960-1980-х годов стала ярким художественным феноменом. Издания для детей в это время оформляли выдающиеся художники. В конце 1950-х годов Илья Кабаков, выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, к тому времени уже профессионально занимавшийся иллюстрацией детских книг, привел Эрика Булатова и Олега Васильева, окончивших Суриковский институт, в издательство «Малыш». Единомышленники в искусстве, Булатов и Васильев почти сразу начали работать в тандеме. На протяжении следующих тридцати лет они делили свою творческую деятельность на два периода: осенью и зимой занимались исключительно оформлением детских книг, а весной и летом создавали живопись «для себя».
1.

Основные представления об иллюстрировании книг художники почерпнули у своего главного учителя - выдающегося графика Владимира Фаворского. Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца» - формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, но создавали целостный проект.
2.

В экспозиции представлено более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам, среди которых - сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, произведения Агнии Барто, Генриха Салгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками.
3.

Иллюстрации Булатова и Васильева опирались на опыт художественной культуры конца XIX-XX веков. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством («Новые слова», «Месяц за месяцем», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея («Красная шапочка», «Три поросенка»), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию.
4.

Для представителей неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка (книги издавались миллионными тиражами), но и пространством творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение.
5.

Золушка
Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» - на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры.
6.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Золушка». 1971 Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым
В работах Булатова и Васильева все элементы соединяются в единое повествование, но оно ведётся на нескольких уровнях сразу, что видно по работам, показанным на выставке, которые сделаны с любовью, вкусом, старанием. Помимо самих иллюстраций интересны буквицы, мелкие картинки, вставленные в текст или вынесенные на поля, где появляются сюжеты, каких, может быть, и в сказке-то не было. Кураторы возводят эти необязательные детали к традиции художников-мирискуссников. Но на самом деле традиция ещё старше — так иллюстрировали средневековые манускрипты.
7.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Шарля Перро «Золушка», 1988. Бумага, карандаш, тушь, акварель
Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст -- именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». Например, в иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки - внизу.
8.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Шарля Перро «Золушка», 1988. Бумага, карандаш, тушь, акварель
9.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Шарля Перро «Золушка», 1988. Бумага, карандаш, тушь, акварель
Пространство выставочного пространства организовано таким образом, что можно совершать путешествие от одной сказки к другой.
10.

11.

Кот в сапогах
12.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Шарля Перро «Кот в сапогах», 1975. Бумага, карандаш, тушь, акварель
13.

Эрик. Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Кот в сапогах", 1971 год
14.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Кот в сапогах», 1971. Бумага, тушь, гуашь, акварель
15.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Кот в сапогах", 1971 год
16.

17.

Спящая красавица
18.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Спящая красавица", 1975 год
19.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Спящая красавица», 1975. Бумага, тушь, гуашь, акварель
20.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Спящая красавица", 1975 год
21.

22.

Красная шапочка
23.

24.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Красная шапочка", 1990 год
25.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки к сказке Шарля Перро "Красная шапочка", 1990 год
26.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Валентина Катаева «Цветик-Семицветик», 1984. Бумага, карандаш, тушь, акварель
27.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Иллюстрация к книге Валентина Катаева «Цветик-Семицветик», 1984. Бумага, карандаш, тушь, акварель
28.

29.

Петушок и бобовое зёрнышко
30.

31.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Тимофея Белозерова «Песенка-чудесенка»,1984. Бумага, цветные карандаши, тушь, гуашь, акварель
32.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки для книги Сельмы Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями", 1977-1978
33.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», 1978. Бумага, тушь, гуашь, акварель.
34.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки для книги М. Стельмаха "Как журавель собирал щавель", 1974
35.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки для книги М. Стельмаха "Как журавель собирал щавель", 1974 год
36.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунки для книги М. Стельмаха "Как журавель собирал щавель", 1974 год
37.

38.

39.

40.

41.

42.

Эрик Булатов. Рисунки для книги Г. Сапгира "Новые слова", 1965 год
43.

Эрик Булатов. Рисунок для книги Генриха Сапгира «Новые слова», 1965 Бумага, тушь, акварель, гуашь
Выставка "Чудесное путешествие" в МАММ продлится до 16 февраля 2025 года. По адресу: Москва, ул. Остоженка, 16. Интересно как для взрослых, так и для детей!
44.

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах
|
|
</> |
Bigger — современные технологии для людей с ослабленным зрением
Сергей Эйзенштейн в РОСИЗО
A Hard Day's Night
Мадейра. Подъем на Пику Руиву (PR1 Pico Ruivo)
Путин анонсировал КР "Буревестник"
леди Амелия и леди Элиза Спенсер и бренд Aspinal of London.
Таиланд стремится к железнодорожному сообщению с Китаем
Стоимость постройки кораблей в Российской империи: правда против домыслов

