Что значит - простить, а не извинить? У кого просить прощения в прощеное воскресенье...


Вот и заканчивается масленичная неделя, сегодня прощеное воскресенье, а традиция просить прощения перед началом Великого поста когда-то имела вполне практический смысл испрашивания его монахами у собратьев перед странствием в пустыню, для проведения времени в одиночестве и молитвах, когда, не будучи уверенными, что сумеют вернуться, заранее прощались со всеми, желая сказать все важные слова...
Мы всегда думаем, что «простить» значит «забыть». Ну, ушло в какую-то древность, случилось три недели тому назад, десять лет тому назад, больше не болит, не мучит меня – забуду… Это не прощение. Забыть – не значит простить. Прощение начинается в момент, когда я ещё чувствую рану и могу сказать: хорошо, я этого человека принимаю, какой он есть, сколько бы он мне боли ни причинил: я его приму, как Христос меня принимает, и я буду нести его, если нужно, либо как пропавшую овцу (если он даётся), либо как крест, на котором я должен умереть, чтобы он жил, потому что у креста я смогу сказать: прости ему, Господи, он не знал, что творит… (поучения митрополита Антония Сурожского)
Мне показалось очень интересным (и вполне психотерапевтичным, лежащим в русле гуманистической психологии) вот это интервью с иереем, выдержку из которого я и приведу - http://www.pravmir.ru/prostit-znachit-prinyat/ -
– А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?
– Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в
современном русском языке, однако, изначально это очень разные по
смыслу слова.
Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем
«прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай
меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед
тобой не виноват.
Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит –
принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно – но
принять.
Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу,
может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини
меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так
получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину,
но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь
исправиться.
– Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими,
какие мы есть?
– Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши
отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь –
и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите
внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят,
что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность:
мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза,
просто улыбнуться друг другу, простопоговорить. А
когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает
следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину;
давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять
смогли смотреть друг другу в глаза».
Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с
Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и
начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.
– А как быть, если человек чувствует, что не способен
простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы
…
– Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди
часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но
простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не
подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно
означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не
желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли
может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в
глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и
искренне просить прощения за причиненную им обиду.
– Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти
на мировую?
– Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас
простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое
всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в
Боге, во Христе это возможно.
Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди,
причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том
смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет
нам во благо.
К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение,
неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с
неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас
обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую
обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на
10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.
Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все
творит для нашей пользы.
Отец Максим, как же определить, простил я
по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже
нелегко, в то время как на деле обида может и
остаться…
– Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает,
что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в
нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.
В чем тут дело? А дело в том, что непрощение – это страсть. А
страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно
укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до
времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает,
когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и
серьезной.
А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно,
лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с
пути, и если у нас есть какое-то «больное место» – то, из-за чего
мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся – он обязательно будет на
него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать,
освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в
наш адрес.
Этот шрам зарубцовывается долго – нужно время, однако необходимо и
самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался...
И еще пара цитат из разъяснений священнослужителей в прощеное воскресенье (к слову, вполне соответствующих представлениям современной психологии как научно-практической области) -
=..Простить – это значит все то горькое, что с нами случилось по вине других людей, принять как из руки Божией, как горькое лекарство, которое как ни тяжко нам принимать, однако же дано оно для нашего исцеления и вразумления. Для того, чтобы мы чему-то научились, или наоборот, отучились от того, что нам не полезно. И простить наших обидчиков – это значит не испытывать к ним ненависти или неприязни за то горькое, что через них произошло с нами.
Многие из нас говорят: “Я всех простил”, но очень мало людей, которые действительно умеют прощать. Один маленький мальчик в Прощеное воскресенье сказал: “Я тебе это прощу, но я тебе этого никогда не забуду”. Мы с вами не дети и так не скажем, но в общем, если мы с вами вспоминаем с чувством или обидчика нашего, или саму обиду, то, значит, мы еще не простили. .== (http://www.pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-ya-tebe-eto-proshhu-no-ya-tebe-etogo-nikogda-ne-zabudu/)
И еще одна, уточняющая, о границах допустимого прощения обид и вреде всепрощения для обидчика же - http://www.pravmir.ru/kak-prostit-obidu-2/
Ну и, наконец, видеоответ -
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Умей прощать
Борис Пастернак
Умей прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай святым лучом добра,
Иди без колебанья в стан прощающих,
Пока горит Голгофская заря.
Учись прощать, когда душа обижена
И сердце словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал людей Христос.
Умей прощать. Прощенье — это сила.
А месть — бессилья признак роковой.
И камни непрощения в могилу,
Мой друг и брат, не уноси с собой.
Учись прощать естественно, как дышишь,
Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб,
Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,
Когда в тебе горит прощенья свет.
Умей прощать. Прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В борениях молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушье лечит, как бальзам;
Кровь на Кресте за всех была пролита;
Умей прощать, чтоб ты прощён был сам!
..................
Прощаю всех
Андрей Дементьев
Прощаю всех, кого простить нельзя
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к близким строги.
Вас все равно всех помирит земля”.
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.
Прощеное воскресенье
Кристине Асадовой Пекут блины. Стоит веселый чад. На масленицу - всюду разговенье! Сегодня на Руси, как говорят, Прощеное святое воскресенье! И тут, в весенне-радужном огне, Веселая, как утренняя тучка, Впорхнула вместо ангела ко мне Моя самостоятельная внучка. Хохочет заразительно и звонко, Способная всю землю обойти, Совсем еще зеленая девчонка И совершенно взрослая почти. Чуть покружившись ярким мотыльком, Уселась на диване и сказала: - Сегодня День прощенья. Значит, в нем Сплелись, быть может, лучшие начала. И вот, во имя этакого дня, Коль в чем-то провинилась, допускаю, Уж ты прости, пожалуйста, меня. - И, поцелуем сердце опьяня, Торжественно: - И я тебя прощаю! - С древнейших лет на свете говорят, Что тот, кто душам праведным подобен, Тот людям окружающим способен Прощать буквально все грехи подряд. - И, возбужденно вскакивая с места, Воскликнула: - Вот я тебя спрошу Не ради там какого-нибудь теста, А просто для души. Итак, прошу! Вот ты готов врагов своих простить? - Смотря каких... - сказал я осторожно. - Нет, ну с тобою просто невозможно! Давай иначе будем говорить: Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь? - Ложь? - я сказал, - уж очень это скверно. Но если лгун раскаялся, ну что ж, И больше не солжет - прощу, наверно. - Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил, Потом - конец! И чувства не осталось... Простил бы ты? - Пожалуй бы простил, Когда б она мне искренне призналась. - Ну, а теперь... Не будем говорить, Кто в мире злей, а кто добрей душою. Вопрос вот так стоит перед тобою: А смог бы ты предательство простить? - Какой ответ сейчас я должен дать? Вопрос мне задан ясно и солидно. Как просто тем, кто может все прощать! А я молчу... Мне нечего сказать... Нет, не бывать мне в праведниках, видно!
|
</> |