Что значит быть монахом. Зачем уходят в монастырь. Сложно ли жить в монастыре

топ 100 блогов 11ecu05.05.2023

Мы продолжаем обсуждать тему монашества с Гайденко Павлом Ивановичем, д.и.н, председателем ред. совета журнала "Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях".

П.И.Гайденко
П.И.Гайденко

- Как Вы считаете, почему люди становятся монахами?

- Вопрос о мотивах ухода в монастырь не прост. Здесь мы вторгаемся в область психологии и внутренней жизни. Кто из нас обладает достаточным уровнем саморефлексии, тот поймет, что декларируемые мотивы действий человека, в которые человек может верить, могут не совпадать с тем, что им двигало по-настоящему и что мы порой не осознаём. Поэтому я бы говорил не только о мотивах, но и причинах. Если не рассматривать обе части этого, мы можем обмануться в выводах.

- Но ведь есть некие типичные побуждающие факторы?

- Сложный вопрос… Причин и мотивов было много. Монашество – это стремление к высшим идеалам, это предельная аскетика. Однако границы предела у всех разные. Это отдельный разговор. Но если мы говорим о раннем христианстве, то это был уход из христианизирующегося или уже христианского мира. Мотивы и поводы во многом скрывались в диссонансе между жизнью христиан в условиях отступления гонений и свободы и идеалами христианства, выраженных в текстах апостола Павла. В более позднее время мотивов было много.

Что значит быть монахом. Зачем уходят в монастырь. Сложно ли жить в монастыре

Поскольку последние годы я посвятил своё основное внимание монашеству в Древней Руси, то я выскажусь именно о мотивах, какие толкали людей на принятие пострига в условиях того общества, как об этом позволяют судить источники.

- Да, очень интересно. Почему на Руси выбирали жизнь монашескую?

- Ограниченность формата вынуждает меня перечислить основные мотивы и поводы: Божественный призыв, поиск иноческих идеалов, исполнение обета за спасение, постриг перед смертью для освобождения от грехов, спокойная встреча старости, отсутствие мужа и вдовство (для девушек), форма отстранения от власти конкурента (насильственный или вынужденный постриг), создание монастыря для спасения княжеских богатств или богатств семьи и т.д.

Здесь я сразу хочу оговориться, что даже последние из перечисленных случаев воспринимались современниками как само собой разумеющееся и не вступали в противоречие с нормами той христианской морали. Во всяком случае, этот конфликт был минимальным. Здесь я бы обратил внимание читателей на книгу Фёдора Борисовича Успенского о монашеских постригах на Руси. Не пожалеете. Мне кажется, это лучшая работа по истории древнерусского монашества на сегодня.

Илья Каверзнев,
Илья Каверзнев, "Монах"

- Имеет ли сегодня место монашеский подвиг? Есть ли те, кто подвизается настоящей отшельнической жизни, молчанию, сугубому посту и молитве?

Конечно есть. Недавно побывал впервые в жизни на Афоне. Видел и как постятся (в будничный день одна трапеза из оливок, хлебы и воды) и как молятся с 4 утра, и как трудятся, и как безмолвствуют. Конечно, я увидел не многое. Но я бы не решился вторгаться во внутренний строй жизни этих иноков. В России и на Украине большинству монашествующих приходится немало трудиться и жить с не меньшей отдачей. Конечно, сейчас мне не хочется говорить о непростых реалиях современности. Я бы предпочел говорить о не простых реалиях прошлого. Надеюсь. Мне это извинят. Мне не хочется быть ханжой и также не горю желанием комментировать то, что требует большой осторожности.

- Часто говорят, что человек, уходящий в монахи, бежит от трудностей.

- Что же касается «бегства» потенциального постриженника от трудностей, то, мне кажется, это не простой вопрос. В некоторых случаях это так и есть. Но почему человек не может уйти туда, где ему удобней? В конце концов, церковь служит образом спасения не только духовного. Хорошо известно, что монастыри в домонгольской Руси по крайне мере до середины XII в. были местом, где князь мог получить право убежища (закреплённое в римском праве Византии) и рассматривать свой вклад в обитель как неприкосновенный запас семьи. Впервые эти нормы были нарушены во времена великого княжения Изяслава, при его вступлении в Киев в 1146, когда был совершен погром церквей его политических противников и ареста его родственников, пробовавших укрыться в монастыре.

Так что монастырь выполнял множество функций. Да, обитель могла предоставить убежище, а постриг раскаявшегося преступника, мог спасти жизнь человека, совершившего преступление.

- Многие считают монахов тунеядцами и иждевенцами. Действительно ли жить монахом проще чем в миру?

- Нет не проще. Хотя… Это кому как… В армии проще, чем в светской жизни? Для кого – как. Нет не проще. Внешне сегодня монастырь красивое место. В действительности это люди принявшие самоограничения, живущие в замкнутом коллективе (говоря языком современной психологии), с очень ограниченным кругом информации и социального опыта в этих условиях, оторванные от жизни тех, кто их содержит пожертвованиями и т.д.

Но в монастыре никто не отменил труд. Во многих монастырях приходится не только нести большое число служб, но и послушаний (работать)…

Монастырский огород
Монастырский огород

Это сложная и непростая внутренняя атмосфера людей, у которых свои собственные недостатки, с которыми приходится уживаться. Легко жить в армейской казарме? Думаю, это вопрос из этой области.

Что же касается «иждивенчества», то в древности в монастырь уходили в том числе и чтобы спокойно без конфликтов и трудностей пережить старость. Это могли позволить представители знати, как хорошо описывает это Печерский Патерик. Но таких меньшинство. Правда, здесь нельзя торопиться с выводами. Как вы отнесётесь к такой постановке проблемы, которая порой звучат в современном обществе: не является ли пенсия формой иждивенчества?

Что значит быть монахом. Зачем уходят в монастырь. Сложно ли жить в монастыре

Вопрос о пенсии сейчас же вызовет справедливое возмущение. Поэтому и в стремлении человека удалиться от дел и придаться молитвенному уединению не видится чем-то противоречащим нормам христианской аскезы. Патерик не осуждал это. Он осуждал жестокость тех из иноков, кто обладая достатком, проявлял жестокость к менее состоятельны инокам, но не меньше осуждались и те бедные монахи, которые оказывали братолюбие только до тех пор пока им помогал более состоятельный брат?

Здесь я бы обратил внимание, что церковь не молится о том, чтобы христиане терпели в своей жизни невзгоды и умирали в муках ради спасения. Очень часто современный христианский максимализм путает конкретный частный опыт с общей практике. Общее же мнение церкви о «необходимости» страданий выражено в словах мирной эктинии: «О безболезненной мирной кончине», или «О еже избавитися от всякие скорби, гнева и нужды…».

Карло Дольче,
Карло Дольче, "Святой Павел Отшельник"

- Ведь первые монахи уходили жить в уединении, в пустыню, пещеры. Сегодня же уход в монахи - смена общества: окружающего тебя привычного мира на монастырское общежительство. В чем мотивация?

- Монахи жили по-разному. Среди них были те, кто стремился к уединению, что впрочем, не исключало возможности общения с собратьями и с посторонними в силу необходимости и каких-то обстоятельств. Да, они уходили в пустынные места. Так об этом любят говорить церковные учебники. Но в жизни всё было сложнее. Исследования последних десятилетий, посвящённые монашеству на Востоке (Сирия, Египет, Палестина, Малая Азия) убедительно показывает, что большинство монашеских келий расположено невдалеке от дорог и на удалении 3-4 км. от ближайших поселений. При этом нередко такие монашеские поселения основывались на местах, где прежде проживали какие-либо сельские общины или располагались сельскохозяйственные дворы. На таком же небольшом удалении монастыри были и от городов. Правда, необходимо понимать, что в эпоху Античности и Средневековья – это было большое расстояние, если оно не было перерезано дорогами. Я бы порекомендовал читателям познакомиться с работами замечательного Петербургского историка Андрея Викторовича Курбанова, защитившего несколько лет назад блестящую диссертацию по истории одной из древних палестинских киновий.

Валаамский Монастырь
Валаамский Монастырь

Монашество существует в различных формах. Это могут быть уединённые и странствующие монахи. Хочу обратить внимание потенциальных критиков, что когда Антоний Великий поучал монахов не оставлять свой монастырь, то он говорил не о монастыре в современном понимании, а о месте подвига и жизни отдельного монаха. При этом сам Антоний предпочитал уединение. То есть всякое место, где монах жил, совершая свою молитву в понимании Антония было монастырём. Только столетия спустя появились привычные нам представления о монастыре, как об общине, живущей за стенами. Кроме этого уже довольно рано появилось общежитие, связываемое с традициями Пахомия Великого. В первом случае, Антония, реализовывался идеал любви к Богу через уединение, во втором, в традициях, заложенных Пахомием, – любви Богу через братолюбие. Что касается Уставов монастырей… Проблема крайне сложная. В большинстве случаев не было ни «чисто» уединённых, ни «чисто» общежительных монастырей. Всегда существовало много переходных форм.

Здесь я бы обратил внимание читателей на работы ещё одного петербургского профессора – М. А. Морозова, занимающегося историей византийского монашества. Кроме этого, думаю, ревнителей строгого общежительного устава в древности удивят ещё два автора: архим. Феодосий (Коротков) и прот. Дмитрий Пономарёв, исследования которых в области истории уставов ранних русских монастырей на Руси позволяют говорить об особом пути афонского и русского иночества.

- О чем должен помнить тот, кто размышляет о возможности для себя пострижению в монахи?

- О последствиях. Они не предсказуемы.

Продолжение следует.

Начало нашей беседы о монашестве.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Двадцать килошагов - это вам не жук начихал. Но по берегу можно.  А вообще всё началось с того, что в книжке Лоджа и Кроули "Следующие 50 лет" есть история про мужика, который ходил по берегу моря. Поначалу его еле-еле хватало на стометровку, но через год он уже проходил по пять миль ...
МНЕ ИНОГДА ВСЕРЬЕЗ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОН ПОЛКОВНИК РОССИЙСКИХ СПЕЦСЛУЖБ. Виктор Орбан (премьер Венгрии): «Вы не понимаете русских. Они никогда не сдадутся. Для Запада главная ценность - свобода, для русских - государство, целостность его и безопасность» Венгерский лидер в интервью ...
Это так просто — притормозить на повороте, чтобы прошел пешеход. Тогда его пальто и ваша совесть будут чисты. Это так просто сказать ребенку, который разбил елочную игрушку — «ничего, малыш, это на счастье», а не кричать полчаса, как будто он разбил не шарик, а ваше сердце. ...
Солнечная погода. Центр Москвы. Уютные пешеходные улочки. Улыбчивые люди, избавленные от необходимости опасаться транспортного потока. Да еще уличные музыканты радуют красивыми мелодиями… Если это и идиллия, то очень зыбкая. В последнее время уличные артисты рискуют. Только я пару ...
Доброй всем ночи. В интернете уже надоели обсуждением включения в школьную программу РФ романов "Как закалялась сталь" и "Молодая гвардия". Китиша уверен - бенефициаром этого процесса является либертарианец Владимир Плигин - ...