Практические советы педагогов по организации дисциплины в классе

топ 100 блогов 11ecu02.05.2023
"Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники" Отто фон Бисмарк

Профессия учителя в России одна из самых массовых, в этом важнейшем для государства деле занято почти 1,2 миллиона человек. Вместе с тем, эта профессия требует больших знаний, навыков. Мы попросили педагогов поделиться некоторыми практическими советами для своих коллег в части организации процесса обучения.

Урок математики в советской школе. Учитель Ханенко Владимир Иванович
Урок математики в советской школе. Учитель Ханенко Владимир Иванович

Как удержать внимание класса

Основа всего. Если этого не удастся сделать, то весь преподаваемый материал растает в воздухе и не проникнет в светлые умы молодежи.
Алевтина Попова, преподаватель английского со стажем более 20 лет считает, что учитель теряет внимание учеников в трех случаях: когда ученикам неинтересно, сложно и непонятно зачем учиться. При этом, как подчеркивает педагог, никаких реальных последствий для учеников, если они не наступает, даже если они совсем игнорируют учителя; у школьников сейчас больше прав, чем у преподавателя, а рычагов воздействия почти не осталось. Алевтина Попова дает несколько советов, как можно обеспечить внимание класса:

1) Избавляйтесь от когнитивного искажения "проклятие знания". Им страдают многие, не только учителя. Нам кажется, что после того, как мы все "понятно" объяснили, не разобраться невозможно. Это не так. И бесполезно повторять одно и то же: если ученики не поняли смысла формулы или правила с первого раза, прежний текст озвучивать бессмысленно.

2) Мы можем выучить что-то новое, если в нашем багаже знаний (жизненных языковых, профессиональных) есть аналогия. Если аналогии нет, т.е. сравнить не с чем, то ученики, возможно, справятся с упраженениям на эту тему, подставляя значения, но применять для решения отвлеченных или практических задач не смогут.

3) Учитесь быть хорошим рассказчиком, интересным и остроумным человеком. В любой аудитории стихают разговоры, а глаза отрываются от экранов, стоит учителю/спикеру сказать: "Хотите историю из жизни?" Речь - инструмент, и в ваших руках использовать его, чтобы управлть классом.

4) Привлечь внимание аудитории можно с помощью регулировки громкости звука. И я сейчас не про крик, а про шепот. Он не менее, если не более эффективно вернет вам внимание класса.

Нейросеть рисует школу
Нейросеть рисует школу

Необходимость варьирования громкость речи считает важным и педагог Олеся Жицкая: "Мне помогает игра голосом. Я начинаю говорить, чуть тише, чем обычно и класс притихает, чтобы расслышать. Или наоборот, важные мысли, правила начинаю говорить чуть громче, чётко проговаривая слова. Дети реагируют на изменения темпа речи учителя". Кроме того, эксперт приводит пример того, как поступить с учеником, который совершенно не вовлечен: "Я зову его помочь мне. Да-да, на уроке он становится мои помощником. Я приглашаю его к своему столу и на один урок он становится помощником учителя, следит со мной за классом, раздаёт тетради, читает текст. Этот способ проверенный мной и даёт хороший результат, здесь нет наказания для ученика, зато есть ответственность и вовлеченность в занятие".

Аналогичным образом поступать с невовлеченным учеником советует Дмитрий Данилов, основатель онлайн-школы "Умскул". Он предлагает попросить ученика поделиться своими мыслями и идеями, чтобы он чувствовал себя важным и вовлеченным в урок. Может быть, ученик не понимает материал или ему скучно. Для общего повышения интереса к занятию эксперт рекомендует использовать различные методы обучения: игры, групповые проекты и дискуссии, чтобы ученики могли активно участвовать в уроке. Важно, считает Дмитрий Данилов, постоянно менять формат урока, чтобы ученики не уставали и не теряли интерес. При этом, следует обращать внимание на общее состояние и атмосферу в классе, правильно реагировать: если ученики зевают и теряют концентрацию, возможно, им нужен перерыв или более интересный метод обучения. Если ученики возбуждены и не могут сосредоточиться, им нужно больше физической активности или более структурированный подход к занятиям.

Психолог и педагог Айгуль Гранд делится мнением, что самая распространенная ошибка учителей – желание быть «добренькими» и добиться расположения детей через эту позицию. Это в корне неверно, считает специалист. "Правильная тактика для формирования авторитета учителя и уважения учеников – изначально предстать строгим и авторитетным педагогом. Потом можно проявиться как добрый и отзывчивый человек, но не наоборот. Неопытные учителя начинают с проявления мягкости, а когда дети перестают слушаться, - пытаются закручивать гайки. Так положение в классе уже не вернуть".

Современные школьники Термальненской школы, Камчатский край на онлайн лекции нашего проекта
Современные школьники Термальненской школы, Камчатский край на онлайн лекции нашего проекта "Идём в школу"

Что делать, если ученик хамит

Разумеется, здесь нет универсального совета. Любой педагог действует исходя из понимания ситуации, особенностей данного ученика и своего опыта. Тем не менее, коллеги делятся своими взглядами на ситуацию.

Агуль Гранд считает, что переход в хамство – сигнал о том, что ребенок недополучает любви. Важно ребенка признать, уделять ему внимание – например, спросить о чем-то перед началом занятия, проявлять интерес. Тогда он успокоится и не будет срывать уроки.

Важно не проявлять эмоции в этой ситуации, считает Дмитрий Данилов:

"Если ученик пытается хамить - не поддавайтесь на провокации и сохраняйте спокойствие. Обратитесь к ученику лично и попросите объяснить, почему он ведет себя таким образом. Спокойно и четко объясните ученику, что его поведение неприемлемо".

Алевтина Попова, основываясь на опыте, полагает, что ученик хамит, если не может иначе проявить себя.

"Это ответ на давление, унижение, бессилие. Если так случилось, то идеальным будет парирование с юмором без возврата оскорбления. Нам еще с этим ребенком сосущестововать, и никому не будет лучше от открытой вражды. Тот, кто в конфликте не теряет самообладания, тот и выигрывает, поэтому гневаться на выходку бесполезно. Я бы не рекомендовала и грозиться вышестоящими инстанциями. Даже если они выручат вас в этот раз, все остальные уроки вам все равно проводить один на один с классом".

А вот, у Олеси Жицкой на этот счет есть иной способ педагогического воздействия. Если ей ученик хамит, неважно, младший школьник или старший, то учитель обычно старается его похвалить. "Как бы удивительно это не звучало

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Православные эскимосы Аляски  принимают Ислам Сейчас мусульманская община Аляски насчитывает от 3 до 4 тысяч человек. Еще несколько лет назад мусульман здесь было всего несколько сотен. Это были главным образом беженцы из Ирака, Судана и ...
Полагаю, мало кто у нас знает, что изображено на этой картине. Ответ может удивить –  мы видим шведского короля Карла XI , который скачет сквозь строй датской кавалерии, причем датчане вовсю палят по одинокому всаднику… На картине художника И. Ф. Лемке ...
Только что мне пришло БУМАЖНОЕ письмо от alexdel !!! Я в восторге! Получала одно единственное от руки написанное письмо в своей жизни,  и то оно было короткое, и давно, и неправда. А это просто офигительное! На 4 листах! Замечательным почерком ...
Надысь... ну как надысь... вчерась. Вчерась была баня. Кот Мурзик как будто чувствовал это событие, и пришел домой после затяжной пятидневной оргии. Хвост в солярке, жопа в репейнике, хорошо провел время. Первым делом - 200гр. кефира, пока рыбка варится. После приема рыбы я пригласил его ...
Боевики ИГИЛ (настоящего ИГИЛ, а не того, с которым все якобы воюют) ответили на успехи сирийской армии в районе равнины Сафиры юго-восточнее Алеппо атакой на небольшой городок Расм-аль-Нафал (это шоссе Хомс-Ракка вблизи Саламии ) и перерезали снабжение сирийской армии в этом районе. Вр ...