Что является противоположностью идеологии.

В основе любой идеологии лежит идея совершенствования человеческой природы, достижения некоторого идеала. Таким образом, идеологию можно рассматривать как систему знаний о критериях совершенства человека и методах их достижения на конечном участке времени. Только в таком виде идеология является рабочим механизмом, способным объединять людей внутри некоторой общности, принадлежность к которой они осознают и стремятся сохранить и упрочнить.
Ущербные идеологии это идеологии, в которых одно или несколько из условий оказалось нарушено. Наиболее критичным является утрата самой идеи совершенствования человека как декларируемой цели, с сохранением методологической базы. Методы, построенные в рамках некоторой этической парадигмы совершенства, заточенные под конкретную цель, теперь применяются слепо и часто для прямо противоположных целей. Возникает химера, конфликт целей и методов, что приводит к утрате людьми опознавания принадлежности к данной общности, либо бегству из неё. Тот же эффект даёт утрата методологической базы в результате её реформирования, либо упрощения, либо заимствования у более успешных соседей. С той разницей, что здесь максимально конфликтуют критерии совершенства и получаемый результат. Чуть более прочно стоят идеологии, в которых методы хотя и полностью сонаправлены с идеей восхождения, но не обеспечивают её достижимость на конечном временном отрезке. Тем не менее, и они обрекают в перспективе общность носителей подобных идей на распад при возникновении любых центробежных сил.
Государственная идеология, это идеология, которой в качестве общности служит государство, т.е. люди, граждане, проживающие на ограниченной территории и управляемые из общего центра. Государственная идеология содержит внутреннее противоречие, поскольку идея совершенства человеческой природы не учитывает и не приемлет территориальных границ, цель совершенствования всегда – всё человечество. Если это противоречие не разрешается, идеология государства приобретает одну из форм ущербности.
Противоречие разрешается двумя путями. Путь первый, редкий – самоизоляция, при котором декларируется, что «всё человечество» уже находится внутри границ данного государства, прочие «за границами» являются «нелюдями», соответственно не входят в проект совершенствования. Данный путь эффективен только при наличии прочного «железного занавеса», «образа врага» и иной идеологической поддержки препятствующей разрушению версии «нелюдей». Путь второй и основной – экспансия, при котором декларируется, что всё человечество является вторым эшелоном, который также нуждается в совершенствовании его природы, но пока ещё менее продвинулся по этому пути, чем граждане государства. Данный путь эффективен только при наличии эффективных, либо идеологически эффектных действий государства в рамках импорта своей идеологии.
Государственная идеология является наиболее мощной центростремительной силой, позволяющей государству сохраняться как единая общность, ставить перед собой и решать грандиозные задачи, проходить через кризисы. Мощность данной силы прямо пропорциональна количеству усилий государства в рамках методов определяемых его идеологией. При этом усилия изначально имеют два вектора внутренний и внешний.
Внутренний вектор направлен на совершенствование человеческой природы внутри самого государства. При этом декларируется недостаточное совершенство нынешних граждан, перед той будущей формой, к которой они должны прийти. В данном случае ресурс активно перераспределяется и вкладывается в рождаемость, образование, воспитание, медицину, социальные исследования, поддержку молодых поколений, творческие эксперименты, фундаментальную науку, новаторство. А также исправительную систему и нейтрализацию идеологических противников.
Внешний вектор направлен на совершенствование человеческой природы вне государственных границ. При этом декларируется достаточное совершенство нынешних граждан, по сравнению с человечеством снаружи. В данном случае ресурс активно перераспределяется и вкладывается в интернационализм, развитие СМИ, правовую систему, экономические исследования, поддержку старших поколений, классическое искусство, спорт, коммунальное хозяйство, музеи и памятники, прикладную науку, консерватизм. А также вооруженные силы и нейтрализацию военных противников.
В условиях отсутствия государственной идеологии ли её глубокой ущербности, ни один из векторов не является ярко выраженным за отсутствием целенаправленных действий государства в «рамках методов».
P.s. В условиях отсутствия у государства идеологии, в качестве основной центростремительной силы объединяющих граждан в общность «принадлежность к которой они стремятся сохранить и упрочнить» может выступать либо общая судьба(историческая общность), либо общий быт(поведенческая общность). Первая сила малоэффективна в условиях многонационального государства, со сложными отношениями наций. Вторая малоэффективна в условиях высоких социальных лифтов и низкой мобильности населения. При отсутствии мощной объединяющей силы государство способно существовать не разваливаясь исключительно за счёт сильной властной иерархии с харизматическими лидерами, но не способно ставить перед собой никаких задач сверх поддержания структур удерживающих его от развала.
Ну, далее - ветвь дискусии:
creator74 15 Апрель 2023 02:20
Это напоминает тексты Несмияна, которые всегда начинаются словами "любая система", "любая диктатура" и так далее. То есть в дело вводится некоторая неопределённо-абстрактная всеобщность, под видом которой подаётся вполне себе особенное содержание. И дело всё тут просто в неумении и нежелании пытаться достичь конкретного понимания конкретного объекта. "Идеологий" у нас есть всего-то полторы штуки, и, может быть, вместо обобщений следовало бы попытаться понять, а нельзя ли найти что-нибудь получше и поинтересней, чем "идеология"?
karachee 15 Апрель 2023 02:33
В мире очень много скучных штук. Топор - скучная штука, вода, кирпич, хлеб, масло, гвозди, колеса, ходьба. Всегда можно найти что-то получше и поинтересней. Но не всегда нужно. Иногда вещь должна быть именно скучной, угрюмой и надежной.
creator74 15 Апрель 2023 02:37
Проблема в том, что как раз сейчас задача в том и состоит, чтобы избавиться от "идеологий", то есть от идеологии как таковой. Вылезти из этого болота, в котором лягушки строят замок из лего-конструктора.
karachee 15 Апрель 2023 12:10 Я таких задач не знаю и себе их не ставлю. (Ответить)
creator74 16 Апрель 2023 00:44 Видно, что не знаете и не ставите. Вы почитайте свой текст и задайтесь вопросом: а какой толк можно извлечь из этих рассуждений? Про то, что, вишь ты, при помощи идеологии всякое государство пытается улучшить человеческую природу. Ложна сама форма этих рассуждений, предполагающая извлечение абстракций и дальнейшие манипуляции с таковыми. Вот это и есть "идеология".
Ложна она потому, что абстракции намертво фиксируют уже бывшее, а речь-то должна идти о не-бывшем, о новом историческом свершении. Поэтому нужно и конкретное понимание того, что же происходит в истории в данный момент (для чего также потребно понимание того, что такое вообще история, откуда и куда она движется), но также и конкретное мышление, начинающее, конечно, тоже с абстракций, но затем переплавляющее их в динамическом единстве и в итоге дающее конкретное же понимание, неотделимое от действия, исторического деяния. Вот Сократ, между прочим, как раз и открыл этот способ мышления.
Марксизм скверен тем, что он формально заявляет о приверженности такому конкретному пониманию, но фактически он, наоборот, полностью застрял в абстракциях от узкого среза текущего исторического состояния, с его антагонизмом труда и капитала, прости Господи. А на самом деле мир переживает несравненно более серьёзную трансформацию, эпохальный переход, аналогичный переходу от древности к средневековью. Для понимания этого поверхностных слепков недостаточно.
А тем, кто считает, что надо потихоньку ползти дальше, оперируя "как учили, как умеем", следовало бы задаться вопросом: а не потому ли мир в целом погружается во всё более глубокую задницу, что имеющихся способов мышления недостаточно для того, чтобы действительно переломить ситуацию, дать старт новому, живому развитию? Вот в этом и дело.
karachee 16 Апрель 2023 12:23 Слова, слова, слова, слова. Вы скажите чего хотите конкретно, а потом обосновывайте это. Что вы хотите увидеть через 10,20,30 лет действий согласно вашим планам. Возможно окажется, что этого хотят не все )) Тогда и аргументация в сторону "этого можно достичь вот так, а эдак нельзя" окажется уже ненужной.
creator74 16 Апрель 2023 23:02 Ну, слов у меня не больше, чем у вас. А суть из ответа видна. В том-то и дело, что идеология - это именно полученная хитромудрым "интеллектуальным" конструированием морковка, которую предполагается повесить перед носом обывателя с тем, чтобы последнего мотивировать участвовать в продвижении "прогесса". Причём тут считается важным угадать, чего обыватель хочет.
Но на самом деле хотя угадать это очень просто, результат никак не поможет "прогрессу": обыватели всегда останутся балластом, который должны тащить другие. А, с другой стороны, давно известно, что как на уровне отдельного человека, так и тем более общества следование хотениям всегда на сколь-либо продолжительном отрезке времени ведёт к катастрофе. Вот именно это и происходит сейчас в мировом масштабе, как сказал бы Петька. Причём выдумывание новых хотений, всё более извращённых и деструктивных, выбраться из ямы не помогает.
А сдвиг произойдёт тогда, когда субъективным хотениям будет противопоставлено объективное бытие. То, что ЕСТЬ и что не зависит от хотений. И оно противоположно таковым не только формальным образом, как объективное субъективному, но и содержательно. Именно поэтому ПОЗНАНИЕ исторического бытия - это единственное, что может переломить катастрофический тренд. Ну а познание этого бытия должно быть познанием истинных ПРИЧИН. Но высшей причиной, свободной и окончательной, которая движет, оставаясь неподвижной, является ЦЕЛЬ.
И вот пришла пора, наконец, принять то, на что указывает и рассмотрение истории, и пресловутая "эволюция" живого, и неклассическая физика, а именно: у истории и мироздания есть цель, которая в последнем счёте совпадает с целью существования каждого отдельного человека, объективной. Вот познание этой цели и получающееся в результате её принятие как своей и порождает синтез субъективного и объективного, который есть истинный принцип и в котором только и реализуется СВОБОДА.
Познание такое - это не дело массы, оно является предназначением ограниченного круга дееспособных людей. Масса, вообще говоря, способна только к разрушению, а сейчас она не годится уже и для этого. Она должна быть приобщена к познанию бытия при помощи мифологии, которую тоже должны создавать компетентные люди. Но вначале последние должны найти себя и объединиться, после чего им ничто не сможет противостоять. Вот, собственно, это и есть противоположность "идеологии".
|
</> |