Что я увидел из открытого люка "гуманитарного" самолета над Газой
neznamneznamov — 19.11.2025
На высоте тысячи метров над Газой распахивается люк иорданского «гуманитарного» самолета, и я вижу голубое Средиземное море.
Береговая линия вызывает в памяти образы 1948 года, когда палестинские семьи из Хайфы и Яффо были вынуждены бежать в Газу, спасаясь от сионистских вооруженных банд, которые проводили этнические чистки в прибрежных деревнях Палестины. Эти образы быстро исчезают из моей памяти, и на смену им приходит сегодняшняя береговая линия. Семьдесят семь лет спустя она снова переполнена семьями беженцев и палатками.
Вид на саму Газу сверху — шок: изуродованный городской пейзаж, где целые кварталы были стерты с карты, а другие превратились в однообразно-серые из-за беспощадных израильских бомбардировок. Рынки едва функционируют, их бледные цвета контрастируют с обломками, пока люди идут по руинам или тянут тележки по разрушенным улицам.
С каждым районом, над которым пролетает самолет, опустошение усиливается; беспощадная панорама разрушений, растянувшаяся более чем на 10 минут полета.
Иорданский военный в оливково-зеленой форме пристегивается к тросам самолета и поднимает руку, словно подавая кому-то сигнал. С этими словами восемь тонн коричневых коробок с едой, лекарствами и детским питанием начинают стремительно выезжать из самолета в сторону Газы.
Затем экипаж подходит к открытому люку и принимает позы, пока раскрываются парашюты. Они обнимаются и пожимают руки в знак торжества, словно актеры в голливудском фильме.
Иностранные и местные фотографы спешат сделать идеальный кадр, создавая постановочные кадры, словно эти солдаты только что спасли Газу от уничтожения или в последнюю секунду обезвредили ядерное устройство.
Я задаюсь вопросом: для кого эти фотографии?
С военной базы
Несколькими неделями ранее новостное агентство поручило мне документировать эти «гуманитарные операции». Я боролся с дилеммой: стоит ли снимать сцену, которая, как я знал, была выдумкой, или попытаться показать что-то другое?
Я посоветовался с коллегами, и некоторые из них настоятельно рекомендовали мне поехать, предположив, что это может быть редким шансом запечатлеть то, что обычно скрывается за героическими и постановочными кадрами, которые часто появляются в результате подобных операций.
Поездка началась на авиабазе короля Абдаллы II в Эз-Зарке (Иордания), где вдоль длинной взлетно-посадочной полосы базируются военные самолеты из европейских стран и, конечно же, из Иордании. Однако именно присутствие СМИ, а не сами самолеты, доминирует в происходящем: десятки журналистов и корреспондентов соревнуются за право взять интервью и сделать снимки военнослужащих, загружающих гуманитарную помощь.
Каждая фотография служит ключевой цели: обелить образы государств, участвующих в воздушной разгрузке, и легитимизировать саму операцию по «оказанию помощи».
В Иордании съёмки десантирования гуманитарной помощи курируются Королевским двором Иордании, административным посредником между монархом и конституционными властями государства. Разрешения для прессы сначала направляются крупным международным изданиям, затем журналистам стран, участвующих в гуманитарной помощи, и, наконец, местным репортёрам.
За последний месяц фотографии десантирования гуманитарной помощи, многие из которых были сделаны опытными иностранными фотографами, заполонили цифровые платформы.
На этих снимках разрушения Газы сопоставляются с «солдатами гуманитарной помощи» на фоне раскрывающихся в небе парашютов.
Кадры постановочных десантирований гуманитарной помощи усиливают противоречие: они принижают значение работы палестинских журналистов, которые освещают события геноцида и которые на протяжении двух лет подвергаются постоянным преследованиям и убийствам со стороны Израиля.
И, конечно же, нельзя забывать, что вся операция по оказанию «гуманитарной помощи» проходит при полной координации и одобрении Израиля.
Почему гуманитарная помощь сбрасывается с неба? С момента возобновления авиаперевозок в конце июля, по данным государственных СМИ Иордании, было сброшено около 800 тонн гуманитарной помощи в ходе более чем 400 миссий.
Однако в разгар голода, который ООН официально признала лишь в августе 2025 года, несмотря на явные признаки голода, сохраняющегося уже много месяцев, Газе, по словам главы гражданской обороны Газы, требуется не менее 1000 грузовиков в день.
Эти дорогостоящие авиаперевозки не предназначены для помощи палестинцам в Газе.
Они служат другой цели: служить пиар-прикрытием для государств, соучаствующих в геноциде Израиля.
В лучшем случае они неэффективны в доставке помощи, а в худшем — смертоносны.
По моим подсчетам, весь объем гуманитарной помощи, сброшенный в ходе более чем 400 миссий, можно было бы доставить по суше за один день, если бы переходы не были закрыты Израилем и Египтом.
Такой способ распределения помощи, по-видимому, направлен на преднамеренное создание беспорядков и предотвращение любой организованной, гуманной раздачи предметов первой необходимости.
Сбрасывание гуманитарной помощи с воздуха унижает и психологически мучает жителей Газы. Продовольствие сбрасывается голодающему населению с неба, что приводит к ужасающим сценам смерти и хаоса, в то время как по суше оно практически заблокировано.
Целью Израиля с 7 октября 2023 года и на протяжении всего геноцида в Газе было изменить образ палестинцев: из законных стремящихся вернуться на свои земли людей они превратились в ослабленное, бесправное население, гоняющееся за банкой тунца.
Снимайте гуманитарную помощь, но не Газу
Перед тем, как мы поднялись на борт самолета, к собравшимся журналистам подошел солдат Эмиратов и дал указания.
«Не показывайте лица пилотов», — сказал он, а затем похвалил «огромные усилия» правителя ОАЭ.
Затем выступил иорданский военный представитель, повторивший, что «Иордания делает все возможное для поддержки своих палестинских братьев».
Однако эти слова наталкиваются на другую реальность в Амане: продолжающиеся аресты активистов, подавление пропалестинских протестов и отказ расторгнуть соглашение о нормализации отношений с Израилем в Вади-Араба 1994 года или прекратить импорт газа из Израиля.
Пока самолёт готовился к взлёту, меня беспокоил вопрос: как мы докажем через 30 лет, на страницах истории, что эти кадры никогда не были связаны с помощью?
Те самые государства, которые сейчас выражают сочувствие палестинцам, якобы посылая «помощь», – это те же самые государства, которые вооружали Израиль в политическом и военном плане. Они предоставили Израилю прикрытие для ведения войны на уничтожение в Газе.
Сегодняшние сбросы – это попытки смыть окровавленные руки, однако они игнорируют призывы самих палестинцев в Газе положить конец этому театру.
Когда фотографы и журналисты поднимались на борт самолёта, военные приказали нам не снимать Газу и её разрушения.
На рейсе, которым я летел, съёмка была ограничена ящиками с припасами и солдатами. На борту за небольшой группой журналистов наблюдали сотрудники военных СМИ, которые просматривали изображения, чтобы убедиться, что объективы не направлены на виды уничтожения Газы, а сосредоточены на зрелище оказания помощи.
Палестинский голос снова заглушили в полёте. И, конечно же, большинству журналистов и СМИ всё равно. Главное, чтобы кадры были «эксклюзивными» и могли продаваться, остальное неважно.
Перелёт с гуманитарной помощью занял почти два часа туда и обратно.
Как только дверь самолёта закрылась, и все посылки были сброшены в Газу, в салоне воцарилась тишина, и камеры прекратили запись.
В иллюминатор снова появилась береговая линия.
Солдаты стали похожи на актёров в перерыве между дублями, растянувшихся на полу в ожидании возвращения самолёта на военный аэродром.
Если соглашение о прекращении огня удержиться, воздушные сбросы могут устареть как способ обеления правительств, причастных к геноциду. Но эти же страны продолжат изображать из себя спасителей Газы, обещая «помощь», которая будет сопровождаться множеством колониальных условий.
Вернувшись в Амман, по пути в город, я увидел баннеры Иорданского международного фестиваля еды, организованного правительством Иордании в то время, как Газа голодает.
Аноним — фотожурналист.
Возможно, автор потомок туземцев, этнически вычищенных колонизаторами сионистами из Палестины
|
|
</> |
ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок
Доброе утро!
Калининград. Остров Октябрьский
Датировано 31 октября 1923 года: как умирал Ульянов-"Ленин"
Октябрь в фотографиях
Женщина беспокоится
От советского информбюро
Воскресная пирожковая
По приказу командира УПА Клима Савура были уничтожены все русские и "схидняки"

