Что?! Всякое г***о еще разговаривать тут будет?!
psyteaman — 12.02.2020Те, кто рос в 90-е, повзрослели раньше, чем наступила нынешняя эпоха детоцентризма. Поэтому в те времена дома от взрослых, и в школе от учителей можно было услышать не слишком-то приятные, но узнаваемые фразы, которые с некоторой ностальгией по детству вспоминает почти каждый.
Эти фразы говорили нам взрослые или учителя. А учителям в детстве это же говорили их учителя, когда мир был еще дальше от безоговорочного доминирования прав ребенка.
«А голову ты дома не забыл?»
«Для особо одаренных повторяю еще раз»
«Я — последняя буква в алфавите»
«А если все из окна прыгнут, ты тоже прыгнешь?»
«Тебя даже в дворники не возьмут»
Для иллюстрации специально подобраны самые мягкие из фраз, которыев то время не вызывали особого негатива. Но были и такие эпизоды дома или в школе, которые в наше уже даже трудно представить. Потому что сейчас за унижение достоинства ребенка учителей выгоняют с работы.
Так вот, при анализе детских причин психологических проблем людей психологи выделяют типичные моменты, в которых (якобы) кроются корни чувства неполноценности, повышенной тревожности, неуверенности в себе и прочего.
Давайте вам небольшую цитату дам из более-менее адекватной г-психологии. Отрывок из статьи «Травма неполноценности»:
Неполноценность – внутреннее состояние, отражающее отношение человека к самому себе как к испорченному, никчемному. Это глубинное убеждение формируется в детстве, как результат множества социальных факторов. Одна из наиболее частых причин – уничижительное отношение родителей к ребенку. Ребенок получает от родителей такие установки, как: «Я в корне испорчен», «Я недостоин любви».
Отчего же это происходит?
- Кто-то в семье (обычно, родительская фигура) сильно унижал и критиковал ребенка за внешний вид, поведение или высказывание;
- Ребенок получил опыт отвержения одним или обоими родителями;
- Родители винят ребенка в семейных проблемах;
- Родители сравнивали ребенка с братьями и/или сестрами не в пользу ребенка;
- Кто-либо из родителей высмеивал, унижал личность ребенка: «Ты никуда не годишься!», «Ты никчемный!»;
- Кто-либо из родителей ушел из семьи, а ребенок винил в этом себя.
Несомненно, эти установки влияют на многие аспекты жизни человека и во взрослой жизни.
Что же происходит?
Человек избегает отношений. Эмоциональная близость становится мукой, ведь его «никчемную» часть могут обнаружить и, конечно же, отвергнуть. В действительности никакой отличительной никчемности нет. Есть стойкие убеждения, что она есть.
---конец цитаты---
Знаете, что я думаю? Все это замечательно и правильно. Но подобные вещи могут писать люди, которые сами недостаточно проработаны. Как большинство г-психологов, в общем-то. Почему? Потому что они в подобных статьях говорят о самом поверхностном слое внутреннего психологического напряжения. Люди, которые имеют опыт прохождения личной терапии, нашли бы более глубокие причины почти любой серьезной психологической проблемы. Ну то есть, сняв поверхностные напряжения, они бы начали прорабатывать все более и более глубокие зажимы. И тогда уж в статьях хотя бы упоминали о более «сильном» слое в психике. Более «сильный» слой нам интересен тем, что на менее сильном поверхностном слое свое решения находят лишь немногие психологические проблемы человека.