Что такое школа, и почему её так не любят?

топ 100 блогов anlazz31.03.2025 На самом деле одно из величайших заблуждений нашего времени - это то, что "школа должна давать знания". Точнее, конечно - это заблуждение вообще, как минимум, последних ста лет, если не полтораста, но до определенного времени оное не слишком мешало. Это часто бывает: до определенного момента развития заблуждения не вызывают отрицательных последствий - ну, скажем, кому в III веке от Р.Х. было важно, вращается ли Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца. Потому, что сеять хлеб и доить коров - а так же торговать зерном и рубить мечом - можно и про первой, и при второй "модели", разницы от этого не будет. А вот когда началось развитие мореплавания - повлекшее за собой изучение астрономии - ну и т.д., тогда да, пришлось пересматривать картину мира.

То же самое и со школой. В том смысле, что до определенного времени можно было честно верить в то, что ее задачей является "передача знаний", и при этом прекрасно жить - что, собственно, и наблюдалось в течение как минимум, полутора столетий. Но где-то с 2000-2010 годов эта "лафа" закончилась - и теперь вопрос о том, в чем же реальная ценность школы, как таковой (причем, и средней, и высшей) стоит очень остро. Потому, что что указанная выше "концепция образования" порождает, как минимум, две серьезные проблемы. Первая - это то, что все силы "образовательной системы" вкладываются именно в "передачу знаний": именно под это оптимизируется программа. (Вводятся "новые предметы", расширяется образовательная база - например, через активное развитие мультимедиа - ну и т.д. и т.п.) Вторая же - то, что все большее число людей оказываются уверенным в том, что "школа не нужна". (Сюда - см. сказанное выше - относится не только среднее, но и высшее образование, т.е. вузы.) Потому, что ... ну да, "школьные знания" оказываются "устаревшими и ненужными".

По сути, уже сейчас большинство населения, думаю, воспринимает "школу", как некий аналог "передежки для молодежи". (Обычно это проговаривается, как "школа позволяет социализироваться".) То есть, как некое ограниченное пространство, в которое можно "запихнуть" детей для того, чтобы они не переубивали друг друга в играх. (Когда пятилетний бьёт лопаткой пятилетнего - это одно. А когда хотя бы двенадцатилетний двенадцатилетнего - это много хуже!) А главное - чтобы они не мешали родителям! (И не переубивали последних заодно из-за своего сверхизбытка энергии.) Собственно, на этой "базе" идет и защита школьной системы. (Как было сказано во время "ковида": родители впервые остались наедине с детьми - и поняли всю роль педагогов!) И, разумеется, критика, причем, и либеральная, и консервативная. Первая опирается на классическую модель "детей лишают права быть самим собой" - в смысле, лупить лопаткой по голове товарища по играм и "изучать свое тело", в смысле мастурбации. Вторая же считает, что "не надо до 18 лет сопли утирать, пусть идут на завод и зарабатывают себе на жизнь!".)

Самое интересное тут - то, что в данном случае истина, действительно, присутствует. Имеется в виду, в "правой критике". Потому, что если "либеральная модель" - с ее акцентировании на "быть самим собой" - в принципе, легко опровергается тем, что человек в современном мире как раз "собой" быть не может в принципе. (Современный мир - это система всеобщего отчуждения человека.) И поэтому "обучение оному", как минимум, бесполезно. (А чаще - просто вредно, потому, что создает абсолютно ошибочное поведение.) А вот "правый идеал" - с ранним началом трудовой деятельности вместо "просиживания штанов за партой" - выглядит даже логично. Ведь реально же: сабж - включаясь в систему производства - может обрести там нужные для производства навыки вместо "никому не нужных" тригонометрий и зоологий. Но - как говориться - есть тут один небольшой нюанс!

Который - как не странно - состоит вовсе не в том, что часто для того, чтобы "обретать нужные для производства навыки" часто тяжело без наличия навыков "общих". (Вроде умения читать и считать, а так же, например, хотя бы элементарного представления об иерархичности явлений в текущем мире.) Это, разумеется, важно - но важнее другое. То, что школа - в смысле, образование, включающее в себя и среднюю школу, и среднеспециальные заведения, и вузы - в идеале своем дает человеку самое главное: расколдовывание мира. В смысле обретения им уверенности в том, что окружающая реальность:

а) Познаваема. То есть, позволяет строить модели, которые с достаточной точностью могут помочь предсказывать поведение этой реальности в некий ограниченный временной период.
б) Изменяема. То есть, если действовать по указанным моделям, то можно с достаточной уверенностью что-то поменять в окружающей жизни.
в) Материальна. В том смысле, что любое изменение тут требует реальных затрат. (Сил, энергии, материалов и иных ресурсов.) Менять мир "волшебным словом", увы, невозможно.

Вот эти простые истины и есть ГЛАВНАЯ цель существования школы (в общем виде), и ее основная роль в развитии нашей цивилизации. Разумеется, это в идеале, потому, что - к величайшему сожалению - человек в целом (по своей "природе", т.е., благодаря базовым свойствам своей психики) воспринимает мир именно "волшебным", заколдованным. Существующим по каким-то неведомым ... не законам даже, а желаниями всевозможных сил. (Начиная с "мировых стихий" и закачивая разного рода колдунами и ведьмами.) Поэтому "работа с миром" - с "естественной т.з." - представляется качестве "сделок", "соглашений" и прочих "договоров" с указанными акторами. (В отличие от "работы с миров" в расколдованной Вселенной, создаваемой - в идеале - классической школой.)

О том, почему так происходит - т.е., почему человек "природно", "изначально" мыслит магически, и лишь по мере обучения (причем, так же не абы какого) начинает переходить к "расколдованной реальности" - надо говорить уже отдельно. Тут же важно только то, что именно оную задачу и решает, по сути, школа - а т.н. "знания", они по сути, вторичны. Поэтому не особенно важно: пригодится ли субъекту умение решать квадратные уравнения или знание того, чем ракообразные отличаются от насекомых. Важно то, что он, в принципе, должен понять и усвоить наличие объективной реальности - представленной этими ракообразными и уравнениями - не подчиняющейся ничьей субъективной воле.

Разумеется, школа делала это плохо. Ну да: ее же изначально для "передачи знаний" создавали, а указанное - скорее "побочный эффект", пускай и ставший главным. И огромное количество заканчивавших школу - а то и вуз - в реальности продолжали "верить в чудо". Но даже тех, кто получал хоть какое-то представление об объективности мира, хватало для существования человечества. Но сейчас все изменилось. Потому, что - с одной стороны - усложнение всех сторон жизни по мере развития производительных сил привело к тому, что таковых людей (которые знают, что дела делаются не "волшебными словами" и "волшебными" же указами-законами, а реальной работой руками) стало недостаточно. А с другой...

А с другой - нарастание общественного отчуждения "неожиданно сделало" этих самых "верящих в чудо" ценным ресурсом. Ну да: лох - главное богатство, его можно заставить делать все, что угодно. (Хочешь - перевести все свои деньги "на безопасный счет", хочешь - начать бороться за "вхождение в цивилизованный мир".) И поэтому да, огромное количество людей - начиная с политиков и заканчивая блогерами - ставят, по сути, своей целью не расколдовывание, а дальнейшее "заколдовывание" мира. Превращение оного в царство волшебства и чудес, волшебников, жрецов и пророков, которые могут все. (А профаны - не могут ничего.) И вот именно с этой - для кого скрытой, не явной, для кого явной целью - и идет современный "накат на образование". Но об оном будет сказано уже в следующем посте...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Joan Francesc Oliveras Pallerols        Коняшка забавная... ...
Как мы видим, после этого "валютного скачка", народ бросился покупать, чуть ли не все подряд. Женщины активно покупают косметику, мужчины разные девайсы, чревоугодники делают запасы вкусняшек, и так далее. И вот я подумал - что же это люди бегают в суете, что-то там приобретают, а я сижу н ...
Сплела оленят! Сначала сплела маленьких, но потом сказала дочке, что могу ещё меньше и сплела вообще малыша. Из бумажного пакета полоски нарезала 1 мм толщиной, даже меньше. Коробочка - это когда-то дитю подарили точилку маленькую. ...
На фоне вывода войск США и НАТО из Афганистана, войска Талибана захватили часть столицы провинции Баглан - старый город, а также район Бурка к востоку от Баглана (там под контроль Талибана перешло несколько деревень и 5 военных баз и форпостов). Талибы захватили штаб полиции, десятки ...
Итак, сразу две новости в один день. 1) Мэр подмосковного города Коломна (это один из крупнейших городов и промышленных центров Московской области) Денис Лебедев, найден в своей квартире мёртвым. Вверху вы видите его фотографию. Предварительный вывод следственных органов - ...